Вслед за Стивом Джобсом: как стать спикером, которого будут слушать

Выступления основателя Apple на Youtube до сих пор набирают десятки миллионов просмотров. Какими способами Джобс приковывал внимание и как начинающему спикеру использовать их в своих выступлениях, рассказала эксперт по публичным выступлениям Лидия Спевак.
Вслед за Стивом Джобсом: как стать спикером, которого будут слушать
Getty Images

Почему его выступления завораживали публику?

В июне 2005 года в Стэнфордском университете речь Джобса произвела настоящий фурор. Ее посмотрело более 40 миллионов человек. Впоследствии она стала образцом ораторского искусства, ее разбирали по секундам и анализировали. В пятнадцатиминутном докладе Джобс поместил огромный смысл, рассказав зрителям три истории из своей жизни. Этого выступления ждали больше, чем презентации новой модели смартфона. Так почему его презентации были настолько успешными?

Как говорил Бенджамин Франклин: «Провал в подготовке — это подготовка к провалу»
Лидия Спевак
Лидия Спевак Эксперт по публичным выступлениям, ораторскому мастерству, самопрезентации и публичной речи, бизнес-тренер и сертифицированный коуч по стандартам ICF, член Ассоциации спикеров СНГ (CISSA)

Как говорил Бенджамин Франклин: «Провал в подготовке — это подготовка к провалу».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Джобс репетировал неделями, прорабатывал каждое слово и движение. В итоге многократных тренировок выступления становились четко срежиссированными историями. В своей речи он старался общаться с аудиторией простым языком и избегать сложных конструкций в предложениях. Чтобы развлечь зрителей, Стив часто шутил и взаимодействовал с ними. Например, на презентации первого iPhone он позвонил в «Старбакс», чтобы заказать 4000 порций латте навынос, а потом сказал, что ошибся номером. Таким был первый звонок с устройства, который впервые представили миру.

David Geller / Flickr / CC BY 2.0
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приемы Стива Джобса

Открытость

Если проанализировать выступления Стива Джобса, можно увидеть что у него не было трибун и столов, которыми отгораживаются от зрителей. Он старался свободно перемещаться по сцене, чтобы быть открытым для аудитории. Спикер не отвлекался на слайды, ведь за его спиной не было перегруженных презентаций, а только яркие и запоминающиеся картинки. Он не просто говорил – он устанавливал зрительный контакт с теми, кто пришел на его выступление. И это еще больше сближало с аудиторией и демонстрировало его вовлеченность и искренность.

Жесты

Стив применял широкую жестикуляцию, которой как бы обнимал свою аудиторию. Его руки всегда были на виду, а ладони и пальцы – открыты. У Джобса можно отметить 3 группы жестов:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Шары. Он держал руки так, будто в них находились энергетические шары, которыми он передавал зрителям частичку себя, своих знаний и энергии.
  • Звезды – когда кисть принимала форму звезды с разведенными пальцами. Если ладонь смотрела вверх – это жест диалога и вопросов, если ладонь стояла вертикально – утверждений и призывов к действию.
  • Домик из рук или шпиль руками – когда пальцы касаются друг друга, а ладони не соприкасаются. Это говорило об искренности спикера и его убежденности в своей правоте. Такой жест часто используют лидеры, политики и топ-менеджеры, которые хотят продемонстрировать свою силу.
L.A. Cicero / Stanford University
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правило трех

Джобс применял правило трех почти во всех своих выступлениях. Оно гласит: если вы защищаете свой проект, назовите три преимущества, которые сможете отметить. Если готовите спич – подарите людям три идеи. Если даете клиенту выбор – предложите три альтернативы.

Многие ежегодные презентации продуктов Apple – это презентации трех продуктов компании.

Знаменитая Стэнфордская речь – это трех истории из жизни Джобса, в конце которой он три раза проговорил ключевую фразу: «Будьте голодными! Будьте безрассудными!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Число «3» часто встречается в нашей жизни: три мушкетера, три богатыря, Святая Троица. Люди привыкли и доверяют этой цифре. Им кажется, что выбор из двух ограничен, а из 4 и 5 – слишком широк. Пользуйтесь этим в своей речи, чтобы выстраивать логику, понятную для аудитории.

Вау-эффекты

Вау-эффект – это что-то неожиданное, что захватит внимание аудитории и оторвет ее от разговоров и гаджетов. Это может быть громкое заявление, необычное появление или шутка – все, что максимально поразит зрителя, отвлечет его от гаджетов и подарит сильные эмоции. Секрет в том, что мы всегда запоминаем то, что нас удивило или шокировало.

Джобс активно этим пользовался. В 2007 году он сделал вид, что хочет представить «три революционных продукта»: mp3-плеер, телефон и интернет-коммуникатор. Повторив их название несколько раз, спикер сделал сенсационное заявление: «все они будут объединены в один, iPhone».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помните, как в январе 2008 года он эффектно достал ультратонкий MacBook Air из стандартного конверта для документов? Джобс использовал эффект неожиданности в каждом удобном моменте чтобы произвести фурор. И это то, чем обязательно нужно пользоваться в своих выступлениях.

Размеренная речь

Спикеров-новичков можно узнать по ускоренной речи. Говорят они так, как будто хотят сообщить максимальное количество информации за отведенное время. Такая речь плохо усваивается и выдает неуверенность выступающего.

На презентации первого Iphone Стив Джобс говорил размеренно и медленно, а после начальной фразы: «Я ждал этого 2,5 года...» – сделал паузу, чтобы показать важность будущей фразы.

Спикеры-профессионалы говорят медленно и позволяют себе многозначительные паузы. Это помогает зрителю лучше усвоить и обдумать услышанное, а паузы делают акцент на важном и создают интригу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как начать, если ни разу не говорил на публику?

Все приемы Стива Джобса достаточно простые и легко применяются. Для того чтобы овладеть ими, нужно только желание и большое количество практики. Чем меньше у вас опыта в публичных выступлениях, тем дольше вам придется тренироваться. На первых порах подготовиться поможет наставник, ведь взгляд со стороны – это всегда полезно.

Не забудьте подготовить вау-эффект, с которого начнете выступление. Это может быть интересная викторина, захватывающий ролик, смешная картинка на слайде, вопрос или предложение угадать, что у вас в руках. Это отвлечет внимание аудитории, а вы выиграете время, чтобы прийти в себя.

К сожалению, из-за правил некоторых мероприятий, не всегда можно использовать все приемы, которые бы хотелось. Уточните эти моменты у организаторов, чтобы выступление прошло гладко и без трудностей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть такая шутка, что если в течение первых 30 секунд спикер не упадет в обморок или не умрет, то потом станет легче. Обычно после этого времени выступающий осваивается и включается в рабочее состояние.

Не допускайте, чтобы начало презентации было захватывающим, а остальная часть – унылой и неинтересной. Делайте как Стив Джобс: применяйте вау-эффекты через равные промежутки времени, чтобы удержать внимание аудитории. И не бойтесь взаимодействовать с публикой – обращайтесь к ней, вовлекайте ее в диалог, смело отвечайте на вопросы. Чем более открытым вы будете, тем успешнее пройдет ваше выступление.