Ученые наконец-то выяснили, почему у людей пропал хвост: генетическая мутация дала нам суперспособность

Отказ от хвоста стал важным эволюционным шагом на пути превращения обезьян в человека, но подарил нам одно редкое генетическое заболевание.
Unsplash

Еще несколько десятилетий назад ученые обнаружили, что у человека в процессе своего эмбрионального развития появляется хвост, однако потом что-то блокирует его развитие, и мы рождаемся без хвоста, но с копчиком.

Исследователи годами пытались найти ген, отвечающий за блокирование роста хвоста и наконец его нашли. Эта генетическая аномалия появилась еще много миллионов лет назад, однако она до сих пор иногда работает некорректно, поэтому есть люди, которые рождаются с хвостами, так и те, у кого из-за этой генетической аномалии появляется расщелина позвоночника — редкая мутация, встречающаяся у 1-2 детей из тысячи.

8 органов, которые нашему телу уже не нужны: удивительные факты об эволюции

Тайны эволюции: почему мы теряем мозг

Величайшие тайны науки: почему теорию эволюции нельзя доказать
Unsplash

Ученые знали, что ген под названием TBXT вовлечен в обрезку хвоста. Мутации в этом гене связаны с фенотипом укороченного хвоста у хвостатых животных. Это то, что дало нам, например, мэнскую кошку, породу кошек без хвоста.

Однако это не объясняло, почему у человека вообще нет хвоста (у тех же бесхвостых кошек он очень короткий) и почему вообще обезьяны в какой-то момент отказались от хвоста. В чем была эволюционная необходимость этого шага.

Ответ был найден совсем недавно. Все дело в так называемом «прыгающем гене» — элементе Alu. Известно, что эти типы последовательностей ДНК перемещаются по геному. Ученые обнаружили два элемента Alu вокруг части гена TBXT, называемой экзоном 6. Вставка этих последовательностей ДНК, по-видимому, привела к потере хвоста.

Unsplash

Ученые проверили свои выводы, введя последовательности Alu мышам. Они обнаружили, что иногда у них были укороченные хвосты или их вообще не было. По всей видимости, это и привело к утере хвоста, а также некоторым генетическим аномалиям, которые встречаются у современных людей (если ген сработал неправильно).

Но с чем связано исчезновение хвоста с эволюционной точки зрения? С этим все сложнее. Точного ответа нет, однако есть убедительная теория: хвост не нужен прямоходящим животным. Он не помогает держать баланс, не играет никакой практической роли. Более того, хвост тянул бы человека вниз и ему бы пришлось либо возвращаться на деревья (что невыгодно), либо отказываться от прямохождения. Фактически исчезновение хвоста подарило нам суперспособность: мы стали прямоходящими и стали использовать руки для создания орудий труда.