РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мужик ты или не мужик: как воспитывалось мужество в разных культурах

Истории человечества известны многие примеры исключительного мужества: от героических участников Фермопильского ущелья до атак летчиков-камикадзе.
Владимир Матвеевский
Владимир Матвеевский редакция

Спартанцы

Давным-давно, на юге полуострова Пелопонес образовалось маленькое, но воинственное государство Лакедемон, более известное как Спарта. Государство просуществовало почти тысячу лет, прежде чем стало провинцией Рима в 146 году до н. э. Славу древней Спарте принесли мужественные воины, отличающиеся невероятной выносливостью и боевыми качествами. Строго говоря, суровых мужчин, которых мы восхищенно называем спартанцами, правильнее именовать спартиаты.

В Спарте придавалось огромное стратегическое значение воспитанию молодых воинов, ведь от боеспособности армии во многом зависело процветание государства. Большую часть информации о воспитании юных спартиатов мы получили из трудов Плутарха. Его заметки овеяны мифами и ставятся под сомнение современными историками, но в них присутствует ряд любопытных принципов:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Воспитание в интернате. Сыновья вольных граждан Спарты с 7 до 20 лет воспитывались в интернатах военного типа и не общались с родными.
  • Краткость – сестра таланта.  Юноши должны были уметь давать меткие и точные ответы на самые каверзные вопросы. По местности (Лакония), в которой находилась Спарта, подобную речь принято называть лаконичной. Фраза Леонида I «Приди и возьми» (на требование «сложи оружие» от персидского посла накануне битвы при Фермопилах) стала крылатой и является прекрасным примером спартанской риторики.
  • Те самые спартанские условия. Спартанские мальчики до 12 лет не имели права носить одежду, вынуждены были искать пропитание самостоятельно, сознательно подвергались лишениям и психологическому давлению. Считалось, что только так можно воспитать характер воина.
  • Набеги. Детям иногда позволялось участвовать в набегах (они назывались криптии) на соседние илотские деревни. Там будущие воины могли грабить и убивать население, добывать для себя пропитание.
  • Железная дисциплина. Именно спартиаты впервые поняли, что маленькая, но организованная и дисциплинированная армия способна побеждать превосходящие силы противника. Синхронности действий и беспрекословному подчинению командующим уделялось особенное внимание при воспитании юноши. Любой проступок и неповиновение карались телесными наказаниями. Ответ держал не только оступившийся, но и все окружающие его, что позволяло создавать коллективную ответственность и давление группы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самураи

Загадочное слово «самурай» происходит от глагола сабурау — «охранять, служить». Постепенно это понятие сблизилось с более широким понятием буси — воин. Как не сложно догадаться, именно забавное слово «буси» дало название знаменитому кодексу самураев – Бусидо – Путь воина.

Официально самураи (как военное сословие) существовали с конца XII века до 1868 года. Несмотря на упразднение сословия после реставрации Мэйдзи, «Дух самурайства» еще около ста лет не покидал императорскую армию. Знаменитые летчики-камикадзе, воспитанные в традициях Бусидо, смело глядели в лицо смерти, отправляясь на свой последний вылет. Воспитание юных самураев сводилось к созданию стереотипного поведения – настоящий самурай обязан был реагировать на внешние раздражители строго определенным, регламентированным образом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Ограждение от внешнего влияния. Все мысли ученика должны быть посвящены исключительно Пути воина. И никакой частной жизни.
  • Суровые бытовые условия. Как и юные спартиаты, будущие самураи много работали, мало спали и скудно ели — привыкали к суровой жизни.
  • Конфуцианская мораль. Она призвана была стимулировать в будущих самураях почтение к страшим и абсолютное подчинение сюзерену.
  • Воспитание характера. В учениках вырабатывали буддийское безразличие к лишениям, боли и смерти. Учеников частенько приводили полюбоваться на публичные казни – вид обезображенных тел, отрубленных голов и конечностей не должен шокировать настоящего самурая.
  • Моделирование поведения. Все свободное время юные буси изучали жизнеописания великих воинов прошлого. Как правило, все эти истории заканчивались героической гибелью персонажа, что должно было психологически готовить юношу к неизбежной смерти.

Викинги

Скандинавские герои, воспетые в сагах, имели мало общего с реальностью, но в храбрости им не откажешь. Период господства викингов в северных морях (и не только) был весьма короток. Самые известные походы брутальных северян датированы периодом между VIII-XI веками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Суровые условия жизни среди фьордов и холодных морей формировали особое представление о культуре у скандинавов. На благополучную жизнь после смерти (попадание в Вальгаллу) могли претендовать, лишь павшие геройской смертью. Особое место в воспитании юных викингов уделялось как раз подготовке к путешествию в Обитель Павших.

  • Чужие родители. В некоторых скандинавских деревнях практиковался обычай передачи детей на воспитание в другую семью. Это позволяло укрепить дружбу между родами и отучить ребенка от тоски по родному дому.
  • Обучение на птицах. Викинги приучали детей к суровой жизни лет с трех. В этом возрасте мальчики убивали и разделывали домашнюю (или пойманную в силки) птицу.
  • Скорее в море. «Карьеру» грозного мореплавателя викинги начинали уже в 10-12 летнем возрасте. Юноша считался достаточно взрослым и самостоятельным, чтобы добывать трофеи из далеких походов и становиться полноценным воином.
  • Саги. О подвигах прославленных воинов, независимо от происхождения, сочинялись песни, а иногда и целые саги. Как и у самураев, у викингов сказания о подвигах использовались для моделирования поведения и мотивации. Каждый юный викинг мечтал стать героем персональной саги, воспевающей его свершения.

Монголы

О быте и воспитании воинов Чингисхана сохранилось не так уж много информации – до наших дней дошло мало памятников старомонгольского письма. Воинственные кочевники не заморачивались записью бытовых подробностей своей жизни. Остается рассчитывать только на китайские источники и записки вездесущего Марко Поло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенности воспитания юных монголов объясняются тем, что при подготовке армии Чингисхан делал ставку не только на индивидуальную храбрость, но и на коллективные взаимодействия. От воина требовалось быть бесстрашным, неприхотливым, хорошо держаться в седле, метко стрелять из лука и хорошо маневрировать. Китайские источники так описывают принципы воспитания и обучения монгольских воинов:

  • Приучение к лошади. Маленьких монголов учили ездить в седле с трехлетнего возраста. Пока ребенок был совсем маленький, его просто привязывали к седлу, но постепенно он сам учился держать равновесие. Лет с пяти он мог держаться в седле самостоятельно.
  • Приучение к луку. С четырех лет монгольский мальчик уже мог стрелять из настоящего лука. Навыки стрельбы оттачивались во время охоты и игр. С луком юный монгол почти не расставался.
  • Неприхотливость. Монголы всегда славились своей выносливостью и неприхотливостью. В 10-12 лет мальчик уже должен был уметь проводить целый день в седле, принимая участие в длительных походах. Монгольские воины могли несколько дней обходиться без еды. При острой необходимости монгол мог пить кровь своей лошади из вены на шее.
  • Маневры. Для монгольской армии важнейшее значение имели синхронные передвижения и маневры. Для отработки взаимодействий устраивались особые учения, представляющие собой коллективную охоту. Молодые воины окружали огромный участок степи, в котором находилось много зверей. Потом монголы постепенно сужали круг до тех пор, пока зверье не оказывалось на расстоянии полета стрелы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бонус. Стоики

В отличие от других героев статьи, стоики никогда не были национальностью или военным сословием, но без них материал был бы не полным. Стоицизм – философское течение, зародившееся в древних Афинах за 300 лет до н. э. Видными философами-стоиками были Зенон Китийский, Сенека и император Марк Аврелий.

Если очень коротко, то общий смысл философии стоицизма сводится к знаменитой фразе – Ducunt Volentem Fata, Nolentem Trahunt (Желающего судьба ведёт, нежелающего – тащит). Стоицизм воспитывает мужество более сложным путем, нежели указанные выше способы воспитания. Как и любое философское течение, стоицизм требует серьезной умственной работы, лишь тогда можно будет демонстрировать чудеса мужества и стойкости.

  • Мудрость. Современные стоики сводят учение к знаменитой фразе: человеку нужен душевный покой, чтобы принимать то, что невозможно изменить, мужество – чтобы изменить возможное, и мудрость – всегда отличать одно от другого.
  • Спокойствие. Стоик не должен тревожиться из-за событий, находящихся вне его контроля.
  • Независимость. Стоик не привязывается к вещам и людям. Он всегда готов их потерять.
  • Осознанность. Не события расстраивают человека, а его эмоции, связанные с ними. Эмоциями стоик должен управлять.
Загрузка статьи...