Краткая история дипфейков – технологии, о которой вам нужно знать прямо сейчас

В интернете в последнее время все чаще мелькает слово дипфейк – наверняка, вы не раз слышали его и видели вирусные ролики с применением этой технологии. Для тех, кто не до конца понимает, что же это все же такое, и смутно ассоциирует дипфейки с чем-то из разряда фейкньюз, рассказываем об инструменте и о его главных преимуществах.
Краткая история дипфейков – технологии, о которой вам нужно знать прямо сейчас
Getty Images

Знакомьтесь: дипфейки

Дипфейк – это реалистичная подмена лиц людей на видеоматериалах, созданная с помощью нейронных сетей. Идея этого инструмента не нова: прототипы современных дипфейк-технологий задумывались и разрабатывались еще в 1997 году, но действительно впечатляющих результатов и схожести удалось достичь только в последние годы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О дипфейках массово заговорили в 2018 году, когда в сети появились вирусные ролики с политиками и знаменитостями, которые говорят невероятные вещи: на одном из самых ранних и известных подобных клипов бывший президент США Барак Обама вступает в перепалку с действующим на тот момент лидером Дональда Трампа – а сразу после этого отмечает, что он никогда не сделал этого в реальной жизни. На тот момент технология использовалась только отдельными представителями блогосферы, которые создали целый жанр пранковых и пародийных видео: например, «Титаник» с Данилой Багровым в главной роли.

Two Minute Papers / Youtube
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как это работает

Самые современные технологии дипфейков работают на основе двух генеративно-состязательных нейронных сетей. Сначала первой части алгоритма нужно получить как можно больше фото и видеоматериалов с героем, чей образ планируется перенести на видео.

На основе всех этих данных система создает маску, которая будет наложена на лицо человека из ролика. Для получения качественного результата необходимо, чтобы алгоритм мог изучить мимику и черты героя дипфейка в разных ракурсах, при разном освещении, в разных ситуациях. Когда маска создана, в дело вступает вторая часть алгоритма: ее задача – критиковать продукт, искать в нем неточности и непохожести, после чего отправлять его на доработку первому алгоритму. Дипфейк будет готов только тогда, когда вторая сеть не сможет отличить подделку и запутается сама.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Удивительное сходство, которого позволяют добиться технология, восхищает многих, но также вызывает беспокойство: к дипфейкам относятся настороженно из-за опасений, что они могут использоваться в мошеннических схемах. Тем не менее плюсы и потенциал технологии для сферы развлечений огромен и перевешивают возможные сложности, а поиск решений для ответственного использования дипфейков активно ведется всеми заинтересованными сторонами.

Aminollah Khormali, Jiann-Shiun Yuan / University of Central Florida
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дипфейки 2.0

Преимущества технологии не остались незамеченными в креативных индустриях: специалисты быстро смекнули, что дипфейки могут быть полезны не только любителям-энтузиастам, но и серьёзным бизнесам. Специфика технологии позволяет оживить любой развлекательный, образовательный, кино- или культурный проект, превратить его из рядового запуска в яркую большую историю.

Например, несколько лет назад музей Дали во Флориде организовал очередную выставку – казалось бы, что особенного? Фишка была в том, что в рамках экспозиции посетители могли фактически пообщаться с Дали в интерактивном видеоформате – а ролики с его изображениями и репликами были созданы благодаря технологии дипфейк. Для того, чтобы «поговорить» с Дали, необходимо было нажать кнопку на специальном экране, после чего посетители видели первый короткий ролик – а то, какой видеоряд будет дальше, зависело от их ответа. Всего было почти 200 тыс. вариантов развития диалога, в ролике использовались цитаты из интервью с живописцем и отрывки из его писем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В результате эта выставка стала известной на весь мир, доказывая ценность применения дипфейков в индустрии развлечений, где ежедневно выходит множество музыкальных и кинопроектов, а бренды борются за внимание миллионов потенциальных покупателей, придумывая все более креативные и изощренные кампании.

Один из примеров – клип Кендрика Ламара на песню The Heart Part 5, где он благодаря технологии превращается в известных людей, включая Канье Уэста и Уилл Смита, и читает рэп от их лица – это завораживает и привлекает особое внимание к творчеству исполнителя.

Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Камера, мотор, дипфейк!

При профессиональной съемке кино дипфейки пока не так широко распространены, но им прочат большое будущее. Технология может решить множество задач, сильно упростить процессы и буквально сделать невозможное возможным – ‎состарить или омолодить персонажей без использования грима и возродить героев фильмов, сыгранных актерами, которых уже нет в живых. Например, благодаря технологии случилось возвращение героя покойного Питера Кушинга в фильме «Изгой-один».

Во время обычного процесса съемок дипфейки могут упростить пересъемку неудачного дубля, заменив кадры и звуковую дорожку на основе фото и видео актера. Пропадает необходимость воссоздавать съемочную площадку, снова собирать актеров и накладывать грим. В теории само присутствие артистов на съемочной площадке может стать необязательным. В России, например, недавно был снят целый сериал «ПМЖейсон», о котором мы уже рассказывали, – с участием дипфейков Джейсона Стэтхэма, Марго Робби, Киану Ривза и Роберта Паттинсона – которые по сюжету оказываются в сельской глубинке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кажется, уже никого не удивить тем, что в (ближайшем) будущем мы увидим множество видеопроектов, созданных с помощью этой технологии – но похоже, этим дело не ограничится.

Дипфейки, Бузова и мы

При всех преимуществах дипфейка до последнего времени технология была доступна в основном масштабным проектам и крупным инфлюенсерам в силу своей сложности и высокой стоимости.

Применение дипфейков требовало много времени и подготовки, но прогресс не стоит на месте, и сегодня ее может использовать каждый пользователь буквально в смартфоне. Например, недавно ВКонтакте запустила функцию «Дипфейк», доступную в редакторе VK Клипов. Инструмент позволяет примерить на себя лицо знаменитости и выложить ролик с результатом, среди доступных образов селебрити – Ольга Бузова, Клава Кока, Егор Крид, NILETTO, Даня Милохин и Катя Адушкина. Создателям контента эта технология приносит креативный размах – можно снимать ролики в новых форматах, привлекать новую аудиторию и добиваться бОльших охватов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

При этом на платформе подчеркивается, что созданные при помощи технологии ролики носят исключительно развлекательный характер. Видео также помечаются специальным вотермарком при экспорте на внешние площадки, чтобы зрители смогли без проблем отличить дипфейк-видео от роликов с реальными звездами.

В планах ВКонтакте – поддержать обработку видео в режиме реального времени и интегрировать технологию в другие сервисы, так что похоже, дипфейк скоро станет классическим инструментом каждого блогера.