Плюс пять лет: ученые выяснили, как плохой сон влияет на самоощущение человека

Оказалось, что недостаток сна делает людей почти на пять лет старше.
Плюс пять лет: ученые выяснили, как плохой сон влияет на самоощущение человека
Freepik

Научные исследования последних десятилетий подтверждают: сон важен не только для физического, но и для психического здоровья. Недостаток полноценного ночного отдыха негативно сказывается на всем организме. Ученые из Каролинского института в Швеции провели два исследования, чтобы выяснить, как именно плохой сон влияет на самоощущение человека. Их результаты опубликованы в научном журнале Proceedings of the Royal Society B.

В первом исследовании 429 добровольцев в возрасте от 18 до 70 лет ответили на вопросы о том, на сколько лет они себя чувствуют и как часто они плохо спали в предыдущем месяце.

Результаты показали, что после каждой ночи с плохим сном добровольцы чувствовали себя в среднем на три месяца старше. Те, кто не испытывал проблем со сном, наоборот, ощущали свой возраст на шесть лет меньше, чем он был на самом деле.

Во втором исследовании приняли участие 186 добровольцев в возрасте от 18 до 46 лет.

Их попросили оценить, на сколько лет они себя чувствуют после двух ночей полноценного десятичасового сна и после двух ночей, когда они спали всего по четыре часа. После двух ночей ограниченного сна участники чувствовали себя в среднем на 4,4 года старше, чем когда они спали достаточно.

По словам исследователей, ощущение сонливости и усталости, вызванное недостатком сна, может привести к нездоровому питанию, снижению физической активности и ухудшению социальных связей. Таким образом, они пришли к выводу, что полноценный сон важен не только для физического здоровья, но и для того, чтобы чувствовать себя моложе и энергичнее.

Unsplash

Почему так происходит?

Шведские ученые выделили несколько причин, по которым недостаток сна может заставлять людей чувствовать себя старше:

1. Сон играет важную роль в восстановлении и регенерации клеток. Когда мы не высыпаемся, наш организм не успевает восстановиться, что может привести к преждевременному старению.
  2. Недостаток сна может привести к стрессу, который также ускоряет процесс старения.
  3. Сон влияет на выработку гормонов, в том числе гормона роста, который играет важную роль в поддержании молодости.

Что делать, чтобы хорошо высыпаться?

Ученые совместно с врачами разработали несколько простых правил, которые помогут улучшить качество сна:

• Ложиться спать и вставать в одно и то же время каждый день, даже в выходные. Это поможет настроить биологические часы.
  • Создать расслабляющую обстановку в спальне. В комнате должно быть темно, тихо и прохладно.

• Избегать употребления кофеина и алкоголя перед сном.

• Не есть тяжелую пищу перед сном.

• Заниматься спортом, но не позднее, чем за 3 часа до сна.

• Если не удается заснуть в течение 20 минут, надо встать с постели и заняться чем-нибудь расслабляющим, например, почитать книгу.

• Если человек испытывает хроническую бессонницы, необходимо обратиться к врачу.

Freepik

Ранее шведские исследователи обнаружили, что люди, предпочитающие засыпать поздно, сталкиваются с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний по сравнению с теми, кто ложится спать рано.

Результаты их исследования подтвердили, что любители позднего отхода ко сну, так называемые «совы», более подвержены риску развития сердечно-сосудистых заболеваний, чем «жаворонки», предпочитающие рано ложиться и так же рано вставать.