РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как могут обмануть при продаже автомобиля? И как этого избежать?

Допустим, покупатель вашего автомобиля звонит и говорит, что машина сломана, требует компенсации или возврата денег. Что делать в такой ситуации?
Как могут обмануть при продаже автомобиля? И как этого избежать?
senivpetro / Freepik

Лет семь назад был у меня старенький Ford Explorer — эдакий потрепанный жизнью рыдван, который выпил у меня немало крови и денежных знаков. Наконец, после мороки с ремонтом АКПП и переборкой подвески я решил, что с меня достаточно, и нам с «экспом» пора расстаться.

Ну, вывесил объявление о продаже. Несмотря на не скрываемое мной в объявлениях среднее состояние тачки, покупатель нашелся довольно быстро и оказался дико дотошным: я думал, мужик шины вспорет, чтобы посмотреть, в каком они состоянии внутри. После детальнейшего осмотра мы отправились в сервис, где была проведена полная диагностика автомобиля, которая оказалась неоднозначной. Покупатель был честно предупрежден мастерами:

«Чувак, похоже на трещину в ГБЦ, так что ничего гарантировать не можем. Тачка может проехать еще 10 тысяч км, а может встать через час, как от нас уедешь. Решай сам». 

Но мужик оказался рисковым — подписал результаты диагностики, мы заключили договор купли-продажи, и он отправился в Санкт-Петербург. Через несколько часов — звонок: если верить тому, что товарищ орал в трубку, двигатель буквально рассыпался на ходу, еле-еле дотянув до Вышнего Волочка, где его уже «пацаны ремонтируют». Поэтому горе-покупатель требовал немедленно перевести ему все заплаченные за автомобиль деньги на карту, а машину он оставит в вышневолоцком сервисе — мол, заберешь на эвакуаторе, когда сможешь. Иначе — суд, в порошок, в бараний рог и так далее. Тут я вежливо напомнил и о честных увещеваниях сервисменов, и о его подписи с пометкой «Ознакомился» на диагностическом листе с перечисленными рисками — мужчина тут же отключился и больше не проявлялся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Через неделю я ставил на учет новый автомобиль и заодно попросил пробить по регистрационной базе старичка: выяснилось, что тачка с «рассыпавшимся» двигателем уже три дня как стоит себе на питерском учете. 

Вот как прокомментировал эту историю адвокат Александр Арутюнов:

«Подобные ситуации встречаются на практике довольно часто. В некоторых случаях все заканчивается на уровне устных претензий, но и судебные тяжбы в связи с продажей автомобиля с недостатками не так уж и редки. Какие решения обычно выносятся? Разные — как в пользу продавца, так и в пользу покупателя. Иными словами, все зависит от конкретных обстоятельств. При этом суды руководствуются требованиями закона по качеству товара при заключении договора купли-продажи.

Итак. Качество продаваемого автомобиля должно соответствовать договору купли-продажи, в котором оно обязательно должно быть отражено. На продавце лежит обязанность продать качественный автомобиль, а в случае наличия недостатков обязательно сообщить о них покупателю. С другой стороны, в договоре купли-продажи автомобиля практически всегда оговаривается вопрос проверки его качества. Понятно, что в этом прежде всего заинтересован покупатель.

Как правило, эти требования закона без проблем соблюдаются сторонами, если речь идет о видимых недостатках автомобиля — к примеру помят бампер. Другое дело — скрытые недостатки товара, о которых, судя по всему, и идет речь в вопросе читателя. В идеале о таких изъянах продавец не молчит, как это сделал Дмитрий, более того, покупатель был уведомлен о всех недостатках машины в специализированном сервисе и подтвердил это своей подписью на диагностическом листе. А вот если продавец недостатки товара не оговорил, то покупатель вправе потребовать уменьшения покупной цены либо устранения недостатков, или возмещения расходов на их устранение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если же продавец скрыл недостатки автомобиля или речь идет о существенных (неустранимых или выявляющихся неоднократно) недостатках автомобиля, то покупатель имеет право отказаться от договора купли-продажи и потребовать полного возврата уплаченной суммы (естественно, возвратив при этом автомобиль продавцу).

Претензия по качеству товара предъявляется, как указано в законе, в разумный срок — чем быстрее, тем лучше. Если позволяют обстоятельства, это должен быть не просто звонок по телефону, а оформленная в письменном виде и надлежащим образом отправленная продавцу (заказным письмом и с уведомлением о вручении) претензия.

Допустим, продавец и покупатель не найдут общий язык. Тогда им придется судиться. Чем руководствуется суд при рассмотрении такого рода дел и почему, как отмечалось выше, выносятся разные решения?

Покупатель, обращаясь в суд, должен доказать, что недостатки товара возникли ДО передачи ему автомобиля. В этом случае продавец будет отвечать за недостатки товара. В противном случае решение будет вынесено в пользу продавца.

Очевидно, что и суд не располагает специальными познаниями по вопросу о качестве автомобиля, поэтому, несомненно, назначит соответствующую экспертизу, результаты которой и будут положены в основу решения. Надо сказать, что суд вообще, а проведение экспертизы в частности представляют собой довольно протяженные во времени процессы. Говоря проще, стороны будут нести временные, материальные и психологические издержки. В этой связи пожелание договариваться и не доводить дело до суда выглядит заслуживающим внимания».

Загрузка статьи...