Путь к славе через кастрацию: почему многие певцы прошлого подвергались оскоплению?

Варварской идее кастрировать мальчиков ради сохранения голоса почти две тысячи лет. Если верить средневековым хроникам, первые оскопленные певцы появились в Византии в раннем средневековье сразу после раздела Римской империи на Западную и Восточную. В те далекие времена церковная музыка доминировала над светской, и обладатели «ангельских голосов» (так их иногда называли) были востребованы в соборных хорах.
Путь к славе через кастрацию: почему многие певцы прошлого подвергались оскоплению?
Кадр из фильма «Фаринелли-кастрат»

После разорения крестоносцами Константинополя в XIII веке сведения о певцах-кастратах исчезают из документов на три столетия. В 1588 году Сикст V запретил женщинам выступать на сцене. Заменить женщин пытались мальчиками, но их голоса были недолговечными. Только успевали подготовить юного солиста, а у него уже голос ломает. Решение нашли простое: «ангельские голоса» зазвучали вновь при папском дворе в капелле. Именно в то время на стыке позднего Возрождения и раннего барокко в Италии начала расцветать светская музыка.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Если католической церкви голоса кастратов быстро наскучили (а в XVIII столетии папа Климент XIV и вовсе запретил кастрацию для сохранения голоса), то в «несерьезной музыке», которую лишь через столетия признают классической, сверхвысокие мужские партии были невероятно востребованными. Папский запрет обходился очень просто: физиологическую особенность молодого певца объясняли медицинскими проблемами (паховой грыжей или последствиями травм).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему кастрация юных певцов была такой популярной? Дело в том, что певческая карьера ребенка в XVII – XVIII века была одним из немногих межсословных социальных лифтов для семьи. При этом стать популярным с обычным голосом было невероятно сложно из-за огромной конкуренции, а вот для певца-кастрата открывались многие двери. Такие композиторы как Клаудио Монтеверди и Георг Гендель писали барочные оперы с большим количеством партий для кастратов. Из-за физиологических особенностей такой певец звучал выигрышнее в этих партиях по сравнению с певцами-фальцетистами или женщинами. Даже весьма заурядный певец-кастрат имел возможность спасти свою семью от нищеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, операцию можно было проводить даже в цирюльнях — вопреки распространённому мнению, певческая кастрация вовсе не означала ампутацию половых органов. Мальчиков сажали в теплую ванну, опаивали травяными настоями или опиумом, а потом подрезали кровеносные сосуды на мошонке, из-за чего яички не могли участвовать в гормональном развитии организма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на простоту процедуры, смертность в результате кастрации была довольно высокой – каждый пятый мальчик погибал. Основными причинами смерти были кровопотеря, заражении крови, болевой шок и отравление «обезболивающими» отварами. Лишь к концу XIX моральная составляющая окончательно победила, и детей перестали калечить ради успеха у публики.

В чем же заключалась особенность певцов-кастратов по сравнению с женщинами и современными контртенорами?

Характерная для обычных подростков мутация не «огрубляла» связки будущего певца, благодаря чему у юноши частично сохранялся вокальный диапазон, свойственный ребенку. Связки оставались очень подвижными, что позволяло использовать различные певческие техники, не подвластные мужчинам. При этом сила и диапазон голоса превосходили возможности большинства женщин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По мере роста подростка (особенно его лёгких и мышц), при выполнении особых тренировок, его голос получал особую гибкость, широкий диапазон (включая недостижимое для обычных мужчин сопрано). Узкая голосовая щель, как у мальчика, позволяла кастрату очень экономно расходовать певческое дыхание и выпевать на одном дыхании фрагменты такой длины, которая недоступна ни одному взрослому половозрелому певцу с обыкновенным певческим аппаратом. Кроме того, кастрат продолжал петь в той же позиции, в которой и начинал в раннем детстве, ему не приходилось переучиваться на новый голосовой аппарат, который получает всякий повзрослевший юноша.

Барбье Патрик в «Истории кастратов» отмечает: «Главными особенностями кастратов были форма и положение гортани. У мальчиков гортань после мутации опускается, и даже у девочек при созревании в какой-то степени происходит то же самое, что отражается на тембре голоса. У кастратов опущения гортани не происходит, то есть связки у них не удаляются от резонирующей полости, что и придает их голосам столь необычную чистоту и звонкость и способствует гармоничности звучания».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Последствия кастрации

Большинство медиков и антропологов отмечают ряд личностных особенностей и болезней, характерных для певцов-кастратов. Современники отзывались о них, как о эмоционально нестабильных, капризных и самовлюбленных личностях. Эндокринологи объясняют эти черты гормональным дисбалансом в организме кастрата.

Многие (хоть и не все) кастраты страдали от лишнего веса. Путешественник Шарль де Бросс отмечает в своих записках: «Едва ли не все сопранисты становятся огромными и жирными, как каплуны: губы, зады, плечи, груди и шеи у них круглые и пышные, словно у женщин. В обществе, бывает, просто поражаешься, когда этакий колосс вдруг заговаривает тонким, почти детским, голоском».

У знаменитого Фаринелли в старости развился синдром Морганьи-Стюарта-Мореля. Этот синдром связан с широким спектром эндокринных проблем, включая сахарный и несахарный диабеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой знаменитый певец-кастрат Гаспаре Пакьяротти отличался очень высоким для восемнадцатого века ростом – 191 см. После эксгумации останков оказалось, что его эпифизарные пластины (зоны роста костей) не закрывались к 81-летнему возрасту (у обычных людей это происходит до 30 лет). Физиологи отмечают, что это типичное последствие допубертатной кастрации.

Официально последним подтвержденным певцом-кастратом был Алессандро Морески. Он родился в 1858 году. Кастрировали маленького Сандро в медицинских целях из-за паховой грыжи. Морески был единственным достоверным певцом-кастратом, чей голос записан на фонограф. При этом большинство историков музыки отмечает, что по записям Алессандро нельзя судить об особенностях тембра певцов-кастратов по нескольким причинам:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Мальчик был кастрирован в младенчестве, а не в 7-12 лет, как полагалось в эпоху барокко.
  • С ним никогда не занимались учителя, специализирующиеся на работе с певцами-кастратами.
  • Морески было уже 44 года в момент записи.
  • Никому не известно, каким тембром он мог бы обладать, если бы не операция. В XVII – XVIII веках кастрировали не всех подряд поющих мальчиков, а лишь тех, кто способен петь дискантом – самым высоким детским голосом.

Вот одна из записей Морески:

Нажми и смотри

Кстати, еще один популярный миф — это отсутствие сексуального влечения у кастратов. Они, разумеется, оставались бесплодными, но кастрация не препятствовала эрекции. Более того, скучающие дамы из высшего общества частенько заводили любовников-кастратов, ведь такая связь не грозила незапланированной беременностью.