РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Скрытая угроза шопинга: как не превратить поездки в супермаркет в пагубную страсть

Оказывается, частое посещение шопинг-моллов может привести к серьезным расстройствам психики. Пока вы еще в добром здравии, прочитайте этот текст, хорошенько подумайте и подготовьтесь к очередному визиту в гипермаркет.
Скрытая угроза шопинга: как не превратить поездки в супермаркет в пагубную страсть
Freepik

Давно прошли те времена, когда несчастные жены нуворишей плакали и падали в обморок при виде необъятных залов, набитых товарами народного потребления. Сейчас все по-другому. В гипермаркеты ездят целыми семьями, отводят под это выходные: очумевшие дети, перепачканные шоколадом и мороженым, крепко сжимают в руках игрушки из пластика, озабоченные женские лица мелькают между полками, плотные тела мужчин обтянуты спортивными костюмами, в карманах побрякивают ключи от корейского универсала этак 2010 года выпуска — устойчивая основа социальной ячейки. Ежедневно через торговые залы проходят сотни тысяч таких семей, при этом не подозревая, что находятся на грани тяжелого психического расстройства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гипермаркеты образовали вокруг наших городов круговую линию помощнее Маннергейма и даже Великой Китайской стены. Они затягивают в себя всех, кто, может быть, и имел благородную цель попасть в театр или съездить на кладбище, да не удержался перед соблазном — заскочить на секундочку, купить только влажные салфетки с ароматом хвои. Ожидать такого человека на улице бессмысленно. Отправляйтесь домой — ваш спутник вернется лишь к вечеру: нагруженный под завязку десятком пакетов, злющий и совершенно без сил. Таковы признаки тяжелейшего стресса, который все мы получаем после похода в гипермаркет.

Стадии приобретения молломании

  1. Когнитивный диссонанс: противоречие между необходимостью и желанием.
  2. Парадокс Розенберга: люди испытывают наибольшее удовольствие, покупая то, что им на самом деле не очень нужно.
  3. Шопингомания: зависимость сродни наркотической, которая выражается в навязчивом желании покупать вещи и обладать рекламируемым объектом.
  4. Молломания: высшая ступень шопингомании, когда желанию покупать подчиняется вся остальная жизнь.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Схема приобретения стресса

Шопинг — это в любом случае стресс, но шопинг в гипермаркете — это стресс самый тяжелый, системный, который невозможно быстро снять. Рядом с гипермаркетом обычно не бывает милых кафе, где можно пропустить стаканчик и поболтать, там нет театров, там нет, наконец, красивых домов или радующих глаз парочек на бульварах. Там нет скверов, поэтому на зелень можно полюбоваться только в овощном отделе. 

Известно, что кроме маркетологов, НЛП-программистов, рекламистов и психологов над организацией и оборудованием моллов работают специалисты по так называемому черному фэншуй. Они оборудуют пространство таким образом, чтобы человек не мог оттуда легко выбраться и проводил там как можно больше времени. И вот что его подстерегает:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • пробки на подъезде и проблемы с парковкой;
  • очередь на упаковку сумок в пакеты;
  • тяжелый шумовой стресс;
  • риск падения товара из-под потолка на голову;
  • стресс от пребывания в толпе;
  • истерия приобретения ненужных дешевых товаров;
  • интоксикация и аллергия от запахов;
  • переохлаждение в мясном и молочном рядах;
  • стресс потери близкого человека (имеется в виду потеря в толчее и муторные созвоны с криками «Ты где??? Я у стенда с унитазами!»);
  • очередь в кассу;
  • неожиданно высокие расходы;
  • неправильное питание фастфудом в ресторанном дворике.

Со временем люди, снимающие стресс в моллах, вполне могут присоединиться к огромной группе психически нездоровых людей, страдающих синдромом компульсивного шопинга — это заболевание не легче страсти к азартным играм. Для лечения требуются месяцы медикаментозной терапии. Самый известный исследователь феномена гипермаркетов — американец Джеймс Твитчелл. Он написал большой и очень умный труд «Введи меня в искушение». Цивилизацию гипермаркетов он называет там Моллкондо. Твитчелл выделяет следующие побочные расстройства от частого посещения шопинг-моллов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лейбломания

Зависимость от разрекламированных брендов. Невозможность для человека покупать либо использовать нечто без бренда.

Постшопинговая печаль

Состояние, близкое к депрессии, выражается в апатии, связанной с приобретением вожделенной вещи и утратой мотивации.

Гаджет-аддикция

Страсть к постоянному приобретению всех технических новинок, в 90% случаев ненужных.

Сейломания

Известное расстройство, выражающееся в болезненном желании купить вещь на распродаже. На почве сейломании зафиксированы случаи убийств.

Стыд расточительства

Это когда, накупив массу ненужного и потратив кучу денег, вы вспоминаете о бедствующей бабушке или голодающих детях, не можете уснуть и обещаете себе стать аскетом с понедельника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Джанкфуд-аддикция

Навязчивое желание поесть в сети ресторанов быстрого питания.

Синдром рассеянного внимания

Приобретается детьми из-за чрезмерного скопления возбуждающих источников визуальной информации.

Одна из главных причин гипермании — потребность повысить самооценку. Многие пациенты утверждают, что присутствие среди такого количества товаров и осознание возможности их приобрести серьезно помогали им поднять самоуважение.  Пытаясь подчинить нас себе, гипермаркеты используют основные конфликты человеческих свойств: расчетливость — расточительство, практичность — недальновидность, хлеб — зрелища, скромность — вульгарность и т.д.  Простой пример: женщина покупает в кондитерском отделе высококалорийный торт, а в соседнем отделе — вибромассажер для похудения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из медицинской практики: Анна С., 35 лет, домохозяйка.

Диагноз: обсессивно-компульсивный синдром.

Ежедневное посещение гипермаркета. Иногда в течение шести часов. Еженедельные траты — до 30 000 рублей. Ограничение бюджета мужем не помогало — Анна влезала в долги. Обычная психотерапия также не помогла. «Даже когда умом я понимала, что мне это не нужно, я ничего не могла с собой поделать. Руки сами бросали вещь в корзину», — говорит Анна. 

Расстройство удалось вылечить после четырех месяцев терапии антидепрессантами, на которые ушли все оставшиеся накопления. Только после этого Анна смогла выходить из магазина с пустыми руками.

Молл-культура

Вот что с нами произойдет в недалеком будущем, если строительство и посещаемость гипермаркетов не пойдет на убыль.

1. Город строится вокруг молла, конечные остановки и транспортные развязки располагаются неподалеку. Главная площадь называется Гиперплатц, на куполе главного здания — фигура бога торговли с большой потребительской корзиной в руке, названного именем самого известного молла в округе. Все поездки человек совершает только от дома до молла и обратно. Престижность приближенных к моллу районов неизменно повышается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2. Молл становится единственным местом социальной активности. Туда переезжают не только кинотеатры, но и театры, оперы, музеи, библиотеки и храмы. Рабочую неделю делают двухдневной — все остальное время люди заняты покупками. Вводится восьмичасовой потребительский день. Перед началом дня детей отдают в детский сад при молле. Там же в начальной и средней школе их учат покупать и продавать. Первыми словами, которые произносят дети, становятся «взвесь» и «купи».

3. По воскресеньям проходят красочные службы в молл-храме, который состоит из множества клиросов в виде отделов гипермаркета. Люди поют гимны богу Ашану, богине домашнего уюта Икее, мужскому богу Дюрексу, детскому Чико, богу еды Маку и другим. Клептоманы приравниваются к лику святых за готовность жертвовать свободой ради товаров из молла.

4. Под новые потребности перестраивается и анатомия — в молле человек начинает лучше видеть и острее чувствовать. В подвальных этажах устанавливаются специальные кабинки для посетителей, которые испытывают половое возбуждение от приобретенного товара и не в силах терпеть до дома.

Прочтите перед выездом в гипермаркет!

  1. Перед началом похода обязательно поешьте.
  2. Воздержитесь от кофе, попкорна и фастфуда в гипермаркете.
  3. Составьте список нужных товаров и неукоснительно следуйте ему.
  4. Ограничьте себя во времени, потраченном на покупки. Разделите поездки в молл на несколько частей по чуть-чуть.
  5. Обязательно возьмите гид по гипермаркету.
  6. Не ходите за покупками в плохом настроении или при недостатке времени.
  7. Отмерьте бюджет и не вылезайте за него.
  8. После шопинга — сразу в душ, а потом в парк или театр. Имейте в виду: 90% шопоголиков — женщины, так что следите за своей подругой.
Загрузка статьи...