Как приучали к труду детей на Руси

А при этом ваш 14-летний сын заявляет, что не интересуется ни одной профессией и не намерен в своей жизни работать ни дня.
Как приучали к труду детей на Руси
Архив Российского этнографического музея
Именно это однажды сообщил журналисту и автору блога «Увидел & Зацепило» Кириллу Вишнепольскому его сын Илья. «Должно быть, я что-то упустил в его воспитании», — подумал Кирилл, решил посоветоваться с предками и рассказал об этом в статье.
Содержание статьи

Отдел этнографии русского народа в Российском этнографическом музее (РЭМ, Санкт-Петербург) — кладезь информации о том, как жили люди, построившие нашу страну. Речь, конечно, в основном о крестьянах — все мы потомки сельских тружеников, составлявших в 1897 году 85% населения России. Кирилл цитирует научные публикации с сайта музея, и сравнивает со своим печальным опытом.

Нажми и смотри

Вы обязаны показать ребёнку этот путь

Цитата: «Обучение детей крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали рано, считая, что "маленькое дело лучше большого безделья": если ребенка "с измалолетства" не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь "усердствующей способности" к крестьянскому труду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человек, по мнению русских крестьян, может только тогда хорошо и с радостью выполнять тяжелую работу пахаря, жницы, плотника, если привычка к труду вошла в его плоть и кровь с раннего детства».

Комментарий Вишнепольского: А я всё думаю, почему некоторые мои знакомые учатся до 30 лет? Один институт, другой, курсы, вебинары... А потому что их с детства обязывали только учиться, учиться и учиться. Не работать.

Уверен, что указанный рецепт полезен не только в примере с тяжелой физической работой. Делать над собой усилие. Заставлять себя производить что-то полезное. Этот навык я своему сыну не дал. Моя вина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Занимать ребёнка делом нужно с трёх лет

Цитата: «С раннего детства ребенка приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений. В некоторых губерниях трехлетний мальчик уже мог помогать матери чистить картофель, отыскивать отцовский кушак или собирать рассыпанный по полу горох.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если мать гнала домой овец, она давала помахать прутиком пятилетней дочери, объясняя, что овцы от этого побегут быстрее. Пропалывая в огороде гряды, она поручала дочке выбросить подальше сорняк или подержать вырванную морковку. Отец, ремонтирующий забор, позволял крутившемуся около него сыну подержать рейку или гвоздь.

В многодетной семье маленький становился помощником старших братьев и сестер. Например, пока старшая сестра подметала пол, младшая вытирала пыль».

Комментарий Вишнепольского: Где был мой мозг? Чем занимался Илья до школы? Развлекался, отдыхал, не успев ещё устать. Он даже в детский садик не ходил, потому что это «травматичный опыт». Вокруг маленького принца танцевала, утирая ему сопли и подавая игрушки, дорогостоящая няня из Молдавии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А ведь я в детстве и картошку с родителями копал, и колорадских жуков в банку собирал. В магазин ходил со списком и бидончиком.

Мы — первое поколение, обожествившее своих детей. И тем самым лишившее их сил справляться с жизнью.

Учить надо своим примером

Цитата: «Отец должен был обучать сыновей работе, которую должен знать мужчина, будущий глава семьи — начинать следовало, как считали русские, когда наступал период отрочества. То есть, в 7-8 лет. Обучение проходило по принципу "делай как я", при этом учитывались физические и психические возможности мальчика в разные периоды его отрочества. Отец брал сына с собой на пахоту, боронование, сев, отправлялся с ним в лес за дровами, обучал его уходу за лошадьми, ловле рыбы, охотничьему мастерству и т.п».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Комментарий Вишнепольского: Конечно, Илья бывал у меня на работе, но что он там видел? Папа часами хмурится в экран.

Впрочем, есть ведь дача. Там я копал землю, стриг траву, ремонтировал заборы, краны и крылечки. Один. Так ведь быстрее, чем с сыном, да и проще — ребёнок обязательно что-нибудь сделает не так.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Всё спешил, спешил. Куда успел?

Хвалите ребенка

Цитата: «Привлекая ребенка к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нем ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда. Участию ребенка в трудовом процессе всегда давали высокую оценку, но не перехваливали.

Родители обычно старались дать ребёнку работу, которую он мог выполнить хорошо, позволить ему заработать своим трудом хоть и небольшие, но деньги, принести их в дом. В то же время они считали необходимым, чтобы подросток «тешил свое достоинство», т.е. получал похвалу за свой труд, видел, что его работа нужна семье».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Комментарий Вишнепольского: Нет, всё же помню один случай, когда поручал Илье какую-то работу. В 12 лет на день рождения ему подарили принтер и я заказал сыну оцифровать мой старый фотоальбом. Платил, помню, по 50 рублей за фотку. Хвалил ли при этом за хорошо сделанную работу? Трепал одобрительно по загривку? Нет, вот же деньги, они — лучший комплимент.

Атмосфера труда

Цитата: «Воспитываясь в атмосфере труда, ребята сами высказывали желание заняться нужным для семьи делом. В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она "непряха", а о мальчике десяти лет, — что он "только и может гонять бабки".

Особое значение в трудовом воспитании имело общественное мнение с его высокой оценкой трудолюбия и порицанием лености. В коллективах сверстников степень овладения трудовыми навыками выступала показателем половозрастной состоятельности и увеличивала брачную привлекательность. К 14 — 15 годам дети овладевали полным набором хозяйственных умений, необходимых для самостоятельной жизни».

Комментарий Вишнепольского: Тут я бессилен. Нет сейчас никакого общественного мнения с высокой оценкой трудолюбия в детской среде.

Но ничего, я теперь умный. В следующей жизни я всех этих ошибок не совершу.