«Некругосветка» в пандемию: как двое россиян за три месяца исколесили Россию и США

Топ-менеджер сервиса организации путешествий «Туту.ру» Александр Гладилин и предприниматель Петр Санников отправились в трехмесячный тур по России и США на мотоцикле и машине. Свой маршрут, объединивший самые живописные места двух стран, они назвали «некругосветкой». На разных этапах к ним присоединялись другие энтузиасты, всего за три месяца хотя бы кусочек «некругосветки» прошли семь человек, помимо Александра и Петра.
«Некругосветка» в пандемию: как двое россиян за три месяца исколесили Россию и США
Из личного архива героев статьи

От идеи до старта

Идея отправиться в кругосветное путешествие у друзей возникла в 2019 году, а сама поездка была намечена на 2021 год. Тогда еще никто не знал, что мир захлестнет пандемия, но от плана решили не отказываться. В изначальном маршруте были Памир, Монголия и страны Северной Европы, но из-за коронавирусных ограничений оставили только Россию и США, усложнили маршруты внутри двух стран. Так кругосветка стала «Некругосветкой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Есть набор официальных правил, которые надо выполнить, чтобы путешествие считалось кругосветным: по длине маршрута, количеству континентов, пересечению экватора, посещению точек-антиподов и так далее. Мы решили, что не хотим подчиняться чужим правилам, наша цель в другом, она про свободу. К тому же, со временем "Некругосветка" стала брендом, под которым мы можем продолжать наши путешествия, совсем не обязательно вокруг Земли. И "Некругосветчиком" может стать каждый, кто проедет с нами хотя бы небольшую часть пути», — говорит Александр Гладилин.

Из личного архива героев статьи
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Весь путь составил 25000 километров, не считая многочисленных перелетов. Стартовали из Москвы: Александр — на мотоцикле Honda Africa Twin, а Петр — на подготовленном внедорожнике Toyota Land Cruiser 200. На российскую часть ушло два месяца, маршрут прошел через Уральские горы, Сибирь, Алтай, дикие перевалы из Алтая в Тыву вдоль монгольской границы, Красноярский край, Байкал, Бурятию, Забайкалье, Якутию и Колыму до Магадана. Потом был «отпуск» на Дальнем Востоке и отлет на три недели в США.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В США путешественники арендовали Harley-Davidson и автодом (их называют RV, Recreational Vehicle) и проехали 19 штатов. Маршрут пролегал из Лос-Анджелеса на север в Орегон, потом по диагонали через центральные штаты на юг в Новый Орлеан с финишем в Нью-Йорке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Путешествие было наполнено спортивными целями: парни занимались тайским боксом в Перми, Иркутске и Челябинске, рукопашным боем в Новосибирске, кикбоксингом со сборной Якутии, джиу-джитсу в Хабаровске, кросс-фитом в Магадане и в Канзасе, а финальным аккордом стал полумарафон в центральном парке Нью-Йорка.

Из личного архива героев статьи
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таз и ведро как основа быта кочевника

Поездка быстро перестала восприниматься как обычный отпуск. «В 16 лет я хотел стать дальнобойщиком, и теперь мне удалось полностью погрузиться в эту жизнь. Первые две-три недели еще можно было ощущать эту поездку как отпуск, но потом это стало просто дорожной жизнью. Я стал органично чувствовать себя в придорожных кафе "У Марины", легко общаться с водителями фур и ночевать в любых условиях. Мотели и гостиницы возле дорог, где есть водопровод и канализация, — вообще шикарно, любая сойдет за "5 звезд". Где нет — ведро, кружка, шампунь, и в принципе тоже нормально», — вспоминает Александр Гладилин.

За первый месяц обзавелись всем нужным, чтобы справиться с любой бытовой задачей. Иногда ели в кафе, иногда готовили как туристы, на газовой горелке, в любое время и при любой погоде. В машине всегда был запас крупы и тушенки, палатки, складные стол и стулья, бензопила — так что друзья были готовы к любой штатной и нештатной ситуации. «Наверное, самым ценным приобретением за всю поездку оказался обычный пластиковый таз. Мы пришли к выводу, что таз и ведро — это основа быта кочевника. В них можно что-то помыть, что-то постирать, что-то перенести и даже охладить пиво», — говорит Петр Санников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Из личного архива героев статьи

Кризис и преодоление

В фильме про кругосветное путешествие обязательно должен быть эпизод про неожиданный кризис и его преодоление. Например, на Алтае, на подъеме в альплагерь Актру, путешественников ждали два часа бродов и жесткий офф-роуд, по которому, как потом уже выяснилось, на своем транспорте никто не ездит, все пересаживаются на военные «Уралы» и «Буханки». Когда ребята приехали в альплагерь, местные старожилы не смогли припомнить, чтобы кто-то еще смог забраться к ним на тяжелом дорожном мотоцикле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эти броды и подъемы были проверкой на способность принимать правильные решения: одна ошибка, и мотоцикл может оказаться полностью в воде, поставив под знак вопроса все дальнейшее путешествие. Поэтому прежде чем заезжать в глубокие места, приходилось проходить их пешком по пояс в ледяной воде и промерять все возможные траектории.

Тяжелым, красивым и одним из самых впечатляющих за все время выдался путь из Алтая в Тыву, где помимо бесконечных бродов пришлось ночевать в горах в деревянной юрте с костровищем на полу и дыркой в потолке — полное погружение в местный колорит. И, конечно же, множество непростых приключений ждало при пересечении Колымы: разбортировки и проколы колес, отрыв бензокрана на заправке, поломки техники, плохие дороги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Такая поездка — это жизнь с очень высокой плотностью событий. Преодоления случались каждый день, причем такие, что в обычной жизни с людьми не происходят. Нормальным людям не приходится поджигать бензин в колесе, чтобы сделать бортировку посреди безлюдной трассы. Их не обливает бензином на бензоколонке, они не застревают в бродах на мотоциклах, не ночуют в юрте или в заброшенных городах. И после трех месяцев с такой плотностью событий я уже даже не знаю, чем нас еще можно удивить», — говорит Александр.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Из личного архива героев статьи
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Красота вне асфальта

Одним из самых запоминающихся участков маршрута был путь из Якутска в Магадан. В несколько дней уместились поездка в заброшенную зону в поселке Омчак, ночевка в палатках на крыше полусгоревшей школы в полностью заброшенном Кадыкчане, заброшенный аэропорт Синегорье и Колымская ГЭС, оловянные рудники лагеря «Днепровский» ГУЛАГовских времен, ночевка в квартире участкового города Оротукан, где остались жилыми всего несколько домов и где по улицам бегает медведь.

В целом самыми впечатляющими местами на российской части маршрута стали локации, где не было асфальта: Алтай, Тыва, Якутия и Колыма. Там, где больше всего сложностей, было больше всего эмоций. В США путешественников впечатлили жизнь в автодоме, родео в Вайоминге и многочисленные национальные парки. Ну а для «Харлея» США это вообще мекка, тут есть все, что нужно для идеального путешествия на мотоцикле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, любая поездка означает встречи с интересными людьми. Так произошли приятные знакомства с русскими староверами, живущими в Тыве, тывинскими мотоциклистами (пользуясь случаем, путешественники передают привет: «Миха, привет, и спасибо за тушенку из конины!»), дальнобойщиком Жекой, который помогал собирать разбитое колесо на Колымской трассе, автостоперами, мотопутешественниками, спортсменами, байкерами в Могоче и еще множеством замечательных людей, которые встречали в разных местах и помогали в процессе поездки. А еще в Москве все эти месяцы очень помогала и волновалась команда поддержки, друзья и родители.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«По приезду в США, после Колымы и Сахалина, нас по привычке тянуло на природу, подальше от цивилизации. Поэтому мы решили строить свой маршрут вокруг национальных парков и американской глубинки, хотели посмотреть как живут простые американцы. Жизнь в RV дает максимальную свободу, можно остановиться на обед или ночлег практически в любом живописном месте, которое приглянулось. Весь дом с собой, ведь он же на колесах», — рассказал Петр. При полных запасах воды и продуктов можно автономно путешествовать до трех дней. А в остальное время ребята останавливались в специальных парках для мотодомов (RV Parks). Там есть подключения к электричеству и воде, стиральная машина и прочие блага цивилизации. По пути встречаются целые кварталы, где люди живут так постоянно, не имея собственных домов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так что у Петра и Александра в США продолжилась жизнь кочевников. Однажды ребятам пришлось ночевать на парковке за торговым центром Walmart, в другой раз — в мексиканском комьюнити на окраине Портленда. «Проехав всю страну по диагонали, удивляешься огромному разнообразию природы, от гористых лесов северо-запада, до пустынь Невады и джунглей Луизианы. Мы не стеснялись заходить в местные бары, и даже в самых маленьких городках местные всегда очень приветливо относились к приезжим, особенно с такой необычной историей, как у нас», — говорит Петр.

Из личного архива героев статьи
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как уехать на три месяца

Так как Петр — предприниматель, а Александр — топ-менеджер крупного сервиса поездок и путешествий, то одним из самых важных этапов подготовки к поездке стало планирование рабочих процессов. Нужно было устроить все так, чтобы можно было спокойно оставить работу на три месяца и не переживать за результат. Оставаться на связи было сложно: во многих местах маршрута просто не было стабильного соединения. На эту подготовку ушел год, но все в итоге получилось.

Когда друзья рассказывали кому-нибудь про поездку, то часто слышали в ответ: «Я вам завидую, я бы тоже так хотел, но...», и дальше про причины, почему так не получится. А чтобы получилось, первое что нужно — это решимость. И путешественники доказали, что если такая решимость есть, то ни пандемия, ни лесные пожары, ни поломки техники не смогут помешать исполнить мечту о «Некругосветке». «В какой-то момент я понял, что даже если к нашему отъезду будут закрыты вообще все границы, я буду три месяца ездить по кругу по МКАД. А если что-то случится с мотоциклом, то дальше пойду пешком», — говорит Александр.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шесть советов тем, кто решится на долгую поездку «своим ходом»

  • Соберите информацию о маршруте. Внимательно исследуйте карты, смотрите видео других путешественников, читайте блоги. Вы должны знать все особенности дороги, въезда, требования по визам и страховке. Ищите путешественников, которые там уже были, задавайте вопросы, договоритесь о встрече: как правило, такие люди легко идут на контакт и с удовольствием делятся опытом.
  • Спланируйте жизнь на время вашего отсутствия. Заранее продумайте, как будут устроены рабочие процессы без вас, сможете ли вы выключиться из них на несколько месяцев, как это повлияет на жизнь вашей семьи. Возможно, ваши близкие смогут пройти с вами часть маршрута.
  • Продумайте длительность поездки. «Думаю, следующая моя поездка будет меньше чем на три месяца. В первые месяц-полтора эмоции переполняли настолько, что третий месяц получился "на сдачу", и все увиденное уже не так удивляло», — говорит Александр. С другой стороны, именно после первого месяца путешествие из отпуска превращается в дорожную жизнь, и это очень интересный опыт.
  • Тщательно выбирайте попутчиков. Петр и Александр оказались прекрасной командой, им понравился совместный опыт путешествий, и они уже планируют следующую масштабную историю — покорить Килиманджаро. Очень полезным оказался опыт «боевого слаживания», когда за несколько недель до поездки ребята отправились в короткое пробное путешествие, обкатать технику и отработать то, как они будут взаимодействовать в дороге. Если люди окажутся слишком разными, то совместное путешествие может превратиться в постоянный конфликт и напряжение. Бывали случаи, когда путешественники, проведя несколько месяцев в поездке, после больше никогда не звонили друг другу и не встречались.
  • Смоделируйте ваши действия в самых кризисных ситуациях. Выберите, какие ситуации вы будете считать критическими, и продумайте план на случай их наступления. Как минимум, в безлюдных местах у вас должен быть с собой спутниковый телефон на случай экстренных ситуаций.
  • В поездке наслаждайтесь поездкой! Это время стоит посвятить себе и тем, кто с вами, и отбросить тяжелые «городские» мысли. Ведь для этого мы и отправляемся в путь!