РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На волне как на волне: чемпион России по парусному спорту о море и яхтах

Пока обычные границы на замке, можно расширить границы своих интересов и окунуться в мир яхт: поболеть за наших яхтсменов на Олимпиаде, совершить морской круиз под парусом, устроить регату с друзьями на одном из водохранилищ или озер страны, пройти обучение на шкипера и даже купить себе яхту. Пятикратный чемпион России по парусному спорту Александр Зыбин поделился с MH морем информации.
Тэги:
На волне как на волне: чемпион России по парусному спорту о море и яхтах
Star Class

В этом году исполняется 110 лет самому уважаемому классу спортивных яхт — «Звездному» (или «стар-классу»), который зародился в Америке в 1911 году. Есть фотография начала XX века: стоит Ford Т, а рядом на прицепе, сделанном из телеги, такая яхта. Был сухой закон, войны гангстеров, а яхтсмены соревновались на таких же «звездниках», как сегодня. Причем этот класс быстро стал популярен и в нашей стране (не в последнюю очередь из-за того, что на его эмблеме — звезда). Чемпион мира получает право нанести на яхту золотую звезду, чемпион Европы — серебряную, чемпион другого континента — синюю. Остальные спортсмены ходят под красной звездой. Кстати, о красной звезде: четыре раза советские яхтсмены выигрывали в этом классе чемпионат Европы, два раза — Олимпиаду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Александр Зыбин. Фото из личного архива автора
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Последняя из яхт, принесших нашей стране олимпийское золото, находится в моей коллекции. Это самая титулованная лодка в России. Я сейчас занимаюсь ее восстановлением и планирую представить на крупнейшем открытом чемпионате Европы — Кубке Германии. Яхтсмены моментально по номеру поймут, что за «звёздник» перед ними. Таких яхт, выигравших Олимпиаду, было всего 20 (с 2012 года «стар-класс» вышел из олимпийской программы). У меня с ней связано и самое яркое воспоминание детства: на этой яхте мой папа (чемпион Европы 1984 года) впервые взял меня в море под парусом — это было в начале 90-х в Севастополе. Так я и заболел яхтенным спортом. Кстати, обычную подержанную яхту «стар-класса» сегодня можно купить в России за 300–600 тысяч рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Парусный спорт — спорт королей: до 90-х годов в различных соревнованиях постоянно участвовали представители семи королевских династий (главным образом в классах «Звездный» и «Дракон»). Хорошие яхтсмены — испанский король, датский король, греческий король, норвежский король, князь Монако. Джон Кеннеди также ходил на яхте «стар-класса».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мир яхтенного спорта имеет несколько разных составляющих. Это, во-первых, кругосветные парусные гонки, проходящие раз в четыре года, — Volvo Ocean Race, Vendee Globe. Во-вторых, кубковые гонки (самая престижная — Кубок Америки, также проходит раз в четыре года). И в-третьих, гонки на короткую — олимпийскую — дистанцию (два круга по 1,5–3 км). Сегодня в олимпийскую программу входят четыре мужские и четыре женские гонки в разных классах, включая виндсерфинг, а также одна смешанная гонка. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Россия в олимпийском яхтенном рейтинге, как правило, занимает 7–10-е места. Лидеры в яхтенном мире — Германия, Англия, США, Австралия, Новая Зеландия. У них больше всего олимпийских медалей, но последнее время быстро прогрессирует Китай. У них на отбор к чемпионату мира собирается до двух сотен лодок — такой конкуренции нет ни в одной стране.

В СССР, кстати, была очень сильная сборная — она тренировалась в ГДР, на Кубе, но лучшее место для подготовки — Севастополь. Там есть и океанская волна, и морская волна, и бриз, и прибои, как на речке, — это уникальное сочетание условий. Все наши олимпийские чемпионы вышли из этого города.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Парусным спортом можно начинать заниматься с 6–7 лет. Тогда к 17 годам человек уже профессионал. Я встал на виндсерфинг в 3 года, потом были яхты, в 17 лет стал мастером спорта, а в 19, выиграв Кубок мира 2006 года, — мастером спорта международного класса. С 2000 по 2008 год входил в олимпийскую сборную, но перед Играми в Пекине во время катания на виндсерфинге сломал бедро и закончил карьеру. Кстати, виндсерфинг из всех парусных видов — самый физически сложный. Я поддерживаю форму, занимаясь триатлоном (участвую в Ironstar), бегаю марафоны. За счет триатлона выносливость у меня стала в два-три раза выше. Но, в принципе, заниматься яхтенным спортом несложно. Самое главное — уверенность, спокойствие и мотивация.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мой друг в экипаже со мной стал призером Кубка России после двух недель тренировок. Он был в шоке. В российской Ассоциации 120 классов лодок. В каждом классе минимум 50 человек. Там есть и экстремальные классы, где скорость достигает 20–25 узлов и куда приходит много молодежи, и более спокойные — для людей постарше.

Кстати, о возрасте: когда я был на соревнованиях пятидесяти сильнейших яхтсменов мира, которые проходят каждый год на Багамах, там присутствовал олимпийский чемпион 1964 года, и мы после гонки отмечали его 100-летие.

Яхтенный мир поделен на так называемые «дистрикты» — районы, в каждом из которых есть свой руководитель, командор. Я — командор Москвы. Сейчас есть проект перехода парусного мира к системе Лиги чемпионов с этапами в разных городах. Есть хорошие шансы, что и Россия (скорее всего, Санкт-Петербург), будет принимать такие соревнования. По их итогам будет проходить ежегодный финал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Получить лицензию — права Федерации парусного спорта России — можно после двух недель теории и практики

В России различными видами парусного спорта занимается около десяти тысяч человек. За сезон в одной только Москве обучается на шкипера 4–5 тысяч человек (пять лет назад было в десять раз меньше).

Мощное развитие яхтенной инфраструктуры идет в Крыму — там сейчас строится множество марин. Получить лицензию — права Федерации парусного спорта России — можно после двух недель теории и практики. Школ много в Сочи, Крыму, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Калиниграде, Саратове, Казани, Тольятти, Таганроге, на разных озерах, начиная с Байкала. Но самый большой выбор яхт все же на Черном море (в первую очередь в Крыму, во вторую — в Сочи) и на Финском заливе. Крым и Сочи можно, кстати, объединить в одно путешествие, пройдя Геленджик, Новороссийск, Анапу, Керчь, Феодосию, Ялту, Балаклаву, Севастополь, Евпаторию, Мирный — это 10–14 дней на воде.

Ходить по воде

  • спортивная парусная яхта 6–7 м, <4 чел., 5–7 тыс. руб/час;
  • круизная яхта 10–12 м, <8 чел., 7–10 тыс. руб/час;
  • большие яхты 23–30 м, <12 чел., 15 тыс. руб/час;
  • катер 10–12 м, <7 чел., 7–15 тыс. руб/час;
  • катер 18 м, <10 чел., 30–35 тыс. руб/час;
  • катер 20 м, <12 чел., 60 тыс. руб/час;
  • элитная яхта 18–50 м, <50 чел., 800 тыс. руб/сутки.
Загрузка статьи...