Большой кус

31 год назад, 1 апреля на свет появилась одна, как сказал Форест Гамп, фруктовая компания.

Продав навороченный калькулятор и старый минивэн, два Стива — Джобс и Возняк — смастерили в гараже первый персональный компьютер. Корпус машины был деревянным, наполнение — хенд-мейд…
Так начиналась история Apple, самой инновационной компании современности.

По правде говоря, в 1976 году персональный компьютер казался вещью столь же необходимой в хозяйстве, как и синхрофазо­трон. Поэтому, когда Джобс с Возняком пришли к тогдашнему главе IBM Томасу Уотсону с предложением поддержать их проект, тот ответил: “Я думаю, что объем мирового рынка домашних компьютеров составит около пяти машин”. Но Стивы считали иначе. Заручившись поддержкой финансиста Майка Марккулы, они получили кредит на $250 000, и вскоре США накрыл “яблочный бум”.
Нельзя сказать, что Apple были един­ственными, кто вышел на рынок PC. Но машины конкурентов предлагали меньше памяти, использовали несовременные технологии (аудиокассеты вместо дискет) и главное — не имели возможности апгрейда. Так что к 1983 году оборот Apple перевалил за $1 млрд.

При чем тут яблоки?
По легенде, над названием новой фирмы думали довольно долго. Пока однажды Джобс не заявил: “Если к пяти часам никто не предложит ничего лучше, я назову фирму “Яблоко”. (По-английски — apple.) Предложений улучшить название не поступило до сих пор.
Сначала символом компании было изображение Ньютона, сидящего под яблоней. Но когда потребовалось подчеркнуть, что компьютер работает с цветной графикой, старое лого заменили на надкусанный фрукт, раскрашенный в цвета радуги.
Офис Apple походил тогда на общину хиппи: рваные джинсы, бороды, запах травки и “Веселый Роджер” над крышей. Не уступали имиджу и лозунги: “Хорошие художники копируют, великие художники воруют”, “Лучше быть пиратом, чем служить в военном флоте” и т.д. Под этим флагом и в духе этих лозунгов и развивался проект Macintosh — компьютер, определивший лицо всех современных “писюков”. Это был первый доступный компьютер с графическим интерфейсом. А значит, заплатив $2495, покупатель избавлялся от необходимости вводить сложные команды в виде кодов. У Macintosh был встроенный черно-белый монитор, клавиатура, мышка и дисковод — все, что нужно для работы.
Всего одного показа рекламного ролика Macintosh “Почему 1984-й не будет таким, как в “1984” во время трансляции финала Суперкубка по американскому футболу хватило для того, чтобы продать за следующие 74 дня более 50 000 Mac’ов. Это было грандиозно, однако именно финансовый успех превратил бунтарскую Apple из группы единомышленников в глобальную корпорацию. Уже через год, в 1985-м, деньги тут решали больше, чем идеи, от духа пиратства не осталось и следа, а Джобс и Возняк покинули компанию. Все это привело к тому, что к середине 90-х о “яблочной империи” говорили уже почти в прошедшем времени.

Время “i”
Компании было нужно чудо, и сделать его мог только один человек — тот, кто в свое время превратил деньги от продажи старого минивэна в компьютерного гиганта. В 1997 году в компанию вернулся Стив Джобс.
Вернулся, с ходу уволил всех менеджеров, пришедших за время его отсутствия, и резко сократил линейку продуктов: принтеры, сканеры, карманные компьютеры и камеры Apple ушли в небытие. Все оставшиеся силы были брошены на спасение святая святых — компьютеров Macintosh.
К тому времени говорить о техническом превосходстве Маc’ов перед конкурентами уже не приходилось. Нужен был другой акцент. Так, в 98-м появилось то, что определило новую эпоху Apple — iMac. Полупрозрачный корпус, футуристический дизайн — люди покупали их просто потому, что хотели иметь такой дома. Реклама была не нужна — в десятках фильмов замелькали iMac, которые без проблем выигрывали кастинги у всех серо-пластмассовых конкурентов. И понеслось: iPod, iTunes Music Store, Mac OS X и, наконец, iPhone. Кстати, в 2001-м, когда iPod только появился на рынке, многие считали, что людям не нужен такой дорогой плеер, и прочили Apple крах. Зря: только в первом квартале 2007 года было продано 21,066 млн iPod’ов. Теперь каждый новый год становится для Apple рекордно прибыльным, а доля их компьютеров на рынке опять растет, и в этот раз быстрее, чем растет сам рынок.

iMac
iMac — прямой потомок первого Macintosh. Как и в 1984-м, это моноблок. На этом общие детали заканчиваются. Экран с 9 дюймов вырос до 17, 20 и 24, а сам корпус похудел до 5 см. Это вещь в себе — возможности апгрейда скудные. Довольствуемся тем, что есть: Intel Core 2 Duo (от 1,83 ГГц до 2,33 ГГц), до 250 Гб памяти на HDD, SuperDrive (DVD+R DL/DVD±RW/CD-RW), Wi-Fi, Bluetooth, Gigabit Ethernet, пульт Apple Remote и камера iSight. Модем посчитали вещью устаревшей и, как в конце 90-х дисковод, изгнали из iMac. Цена вопроса: от $1319 до 2899.


Стив Джобс: волшебник и Mac
Самый простой ответ на вопрос: “Who is Mr. Jobs?” — “Билл Гейтс из Apple”. Но не так-то все просто.

И Гейтс, и Джобс бросили колледжи ради мечты о компьютерах, но пока Билл возился с микросхемами, Стив поехал в Индию за озарением. Один — паял и рассчитывал, другой — курил и медитировал. И вот сегодня Гейтс — самый богатый человек планеты, а Джобс — занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый низкооплачиваемый генеральный директор: после возвращения в Apple он долгие годы получал $1 в год. Голодал ли Стив? Отнюдь: растущий курс акций компании увеличил за это время его личное состояние до $4,9 млрд. И это почему-то не превратило Джобса в глазах людей в денежный мешок. Скорее — в самый любимый вариант исполнения американской мечты.
Джобс — сирота, который, став богатым, нашел бросившую его мать. В молодости у него были проблемы с законом, но он избежал тюрьмы. Он заболел раком, но вылечился. И наконец, когда его выгнали из Apple, он основал компанию Pixar, которая стала самой успешной анимационной студией в мире.
Недавно Pixar заняла третье место в списке самых инновационных компаний последних 75 лет. Второе место у Microsoft, на первом — Apple. При этом Джобс и по сю пору появляется на всех пресс-конференциях в простейшем черном свитере St. Croix за $155 и джинсах Levi’s 501 за $140.

iPod
iPod — главный успех компании после появления Macintosh, бестселлер и крючок, за который Apple перетаскивает в свои ряды новых пользователей. Кроме того, он помогает продавать музыку через онлайновый магазин компании iTunes Music Store. Причем с этими задачами одинаково хорошо справляются и iPod Shuffle (1 Гб), и iPod Nano (2, 4, 8 Гб), и просто iPod (30 и 80 Гб). За Shuffle сегодня просят $99, за Nano — от $220, ну а главный iPod обойдется в $389-558.

Фото 1 - Большой кус

MacBook Pro
Сегодня главный ноутбук Apple — MacBook Pro с экраном 17 дюймов и тактовой частотой 2,33 ГГц. Apple была первой компанией, сделавшей ноут­бук с таким большим дисплеем. Сегодня для 17-дюймовой модели предлагаются жесткий диск объемом до 200 Гб, до 3 Гб оперативной памяти и встроенная камера iSight. Клавиатура подсвечивается, причем яркость автоматически меняется в зависимости от освещения. За такую игрушку просят $3639. Есть еще версия 15’’ за $3299 и линейка менее навороченных 13-дюймовых MacBook в черных и белых корпусах по цене от $1549 до 2099.

Фото 2 - Большой кус

Apple Cinema
Линейка дисплеев Apple Cinema — это мониторы с диагональю 20, 23 и 30 дюймов. У старшего разрешение 2560х1600 точек, рабочая область на 77% больше, чем у 24-дюймового CRT-монитора, и соотношение сторон 16:10. В Apple считают, что сравнить его можно только с профессиональными моделями от Barco. 16,7 млн отображаемых цветов, время отклика 16 мс, размер точки 0,25 мм. Правда, и цена вполне профессинальная — $1069-3099.

Mac Pro
Царь горы Apple. Два двухъядерных процессора Intel Xeon 5300 Clovertown, в каждом из которых по четыре вычислительных ядра заключены в алюминий. Особые ценители могут снять одну из металлических стенок и наблюдать за устрой­ством Mac Pro сквозь стеклянную витрину. Там будет процессор с частотой 2, 2,66 или 3 ГГц, до 4 жестких дисков емкостью до 2 Тб, до 16 Гб памяти и до 2 дисководов SuperDrive. В Apple утверждают, что всего есть около 4 млн вариантов оснащения Mac Pro. Желающие могут посчитать. Что касается цены, то тут насчитали от $3399.

Apple TV
Захватив аудиорынок, Apple занялась и телевизионным. Apple TV предлагает объединить компьютер и телевизор в один развлекательный центр. Эта приставка получает файлы из библиотек iTunes и iPhoto по Wi-Fi и выводит изображение на телевизор. Эксперты говорят, что Apple TV про силам занять от 20 до 30% рынка DVD, вытеснив традиционные носители. В долларах это звучит серьезно — $7-8 млрд дохода в казну Apple в год. Сама же приставка сегодня продается за $399.

Фото 3 - Большой кус

iPhone
Самая долгожданная новинка от Apple. Дизайнерам “фруктовой компании” можно было не рисовать макеты будущего телефона, а просто выйти в интернет. Фанаты придумали не меньше сотни разных вариаций на телефонную тему. В итоге, когда iPhone появился, все вздохнули спокойно. Пока цена в России под вопросом. Зато все технические данные известны: 11,6 мм в толщину, 3,5-дюймовый экран с разрешением 320х480, GSM/GPRS/EDGE, Wi-Fi, Bluetooth, фотоаппарат 2 Мп, MP3-плеер, от 4 до 8 Гб памяти.

Mac mini
В свое время был у Apple культовый компьютер Cube — квадратный бокс со стороной 8 дюймов. Mac mini — его наследник. Корпус из анодированного алюминия возвышается над столом всего на 5 см при длине 16,5 см. Внутри — процессор Intel Core Duo с частотой 1,83 ГГц, до 2 Гб памяти, жесткий диск объемом до 120 Гб, графический процессор Intel GMA950, разъем DVI, адаптер VGA, порты USB и FireWire и SuperDrive (DVD+R DL/DVD±RW/CD-RW) со слотовой загрузкой. До кучи туда же запихали Wi-Fi и Bluetooth. Цена — $819.


Яблочко от яблони
Главный вопрос, волнующий пользователей продукции Apple в России: “Почему у нас она в 1,5 раза дороже, чем в Америке?” С него и началось интервью с генеральным директором Apple IMC Russia Евгением Бутманом.

Apple — американская компания. Порядка 60% всех продаж до сих пор приходится на США. Поэтому в Европе и России, являющейся частью европейского рынка, цены на технику Apple традиционно выше. Россия имеет очень большой потенциал, и я думаю, наступит время, когда Apple будет подходить к вопросам ценообразования для нашей страны более гибко. Впрочем, дешевой техники с надкусанным яблоком на боку никогда и не было. Главный аргумент — уникальная архитектура. А кроме того, Apple, в отличие от PC, не является набором “сделай сам”. Это абсолютно законченный продукт!

— IMC означает “независимая маркетинговая компания”. Будет ли в России полноценное представительство Apple?
Компания сама решает, когда и в какой степени менять вид своего представительства в той или иной стране. Между IMC и полноценным офисом дорога довольно долгая. Очевидно, что рано или поздно Apple к этому придет. Но как и в какие сроки — может ответить только руководство в штаб-квартире Apple в США.

— Один из самых обсуждаемых “эппловских” продуктов сегодня — iPhone. Одни говорят, что он никогда не дойдет до России. Другие — что его уже тестирует “Билайн”. А как на самом деле?
В прессе ходит много слухов и спекуляций по поводу iPhone. Apple никогда их не комментирует. Я могу сказать только, что в отношении России нет и не будет никакой дискриминации ни по каким продуктам Apple. Было официально объявлено, что в Европе iPhone появится в конце календарного 2007 года. Россия является частью европейского рынка, соответственно, ждем точной информации от Apple ближе к этому времени.

Комментарии

4
Prototype
24 августа 2015 8:50

Краткая история фирмы Яблоко и стоит учесть, что без начального капитала - никуда ,\.

Линар
15 октября 2014 22:38

Яблочники придумали все, что только можно придумать. Идеи очень неплохие и новороченные, но уж слишком "модные", поэтому компания как то начала вызывать отвращение.

Женя
22 мая 2014 13:07

очень интересно не знал истории эпл)

Добавить комментарий
Показать ещё