Вождение на льду: исповедь новичка

В начале марта дизайнер Men’s Health Алексей Яковлев прошел курс вождения на льду в школе Audi Quattro и даже принял участие в «маленьких, но очень настоящих соревнованиях» на ледовой трассе. Вот его подробный отчет об этом незабываемом опыте.

Когда школа Audi Quattro любезно пригласила меня пройти курс вождения на льду, у меня, к сожалению, не было никакой спортивной подготовки. Несколько раз я ездил на картинге и когда-то играл в Colin McRae Rally – вот и весь мой гоночный опыт. Но поэтому было вдвойне интересно посмотреть, что можно сделать из такого автомобильного тихони за три дня в гоночной школе.

Сразу после расселения в гостиницу нас отвезли трассу для ледового картинга. Картинг я, по крайней мере, пробовал, хотя и не на скользких покрытиях. Но оказалось, что на льду он тоже замечательно поддается управлению. Конечно, я примерно миллион раз улетел в сугроб, но так же делали и остальные участники заезда, что вселяло в меня некоторую надежду достойно выступить на обещанных в конце курса соревнованиях.

Фото 1 - Вождение на льду: исповедь новичка Тренировка на картинге

На следующий день началось настоящее обучение. Краткий теоретический курс и первое упражнение — простая змейка. Начинаем медленно и постепенно наращиваем темп. Вроде все просто, но оказывается, что, несмотря на трехмиллиметровые шипы, автомобиль (полноприводный Audi A5 2.0 TSI c 225-сильным мотором) легко срывается в занос, стоит только чуть-чуть ошибиться. Скользко, однако! Дальше упражнения становятся все сложнее, а комментарии в рации — все жестче. Теперь занос — наш постоянный стиль движения. Основная задача — научиться в нем маневрировать. Тормозить в заносе, менять направления движения в заносе, контролировать его при изменении радиуса поворота. Обучение проходило с рассвета и до заката с маленьким перерывом на прекрасный обед. В конце дня меня уже изрядно ушатало. Особенно изнурительной оказалась езда по кругу в постоянном заносе, хотя еще хуже сидеть в пассажирском кресле, когда за рулем твой напарник. Завтра буду во время смен с напарником тусоваться на обочине, а не сидеть рядом.

Второй тренировочный день. Небольшая разминка — повторение вчерашних упражнений — и переходим к движению по трассе. Тут нужно думать не только о том, как войти в поворот, но и как выйти из него, чтобы оказаться в правильной точке траектории для входа в следующий поворот. На самом деле, самое сложное — отказаться от привычных рефлексов. На асфальте, если ты тебе надо повернуть, ты доезжаешь до поворота, выкручиваешь руль, и заезжаешь в поворот. А на льду все не так. На льду ты должен повернуть до поворота. Ты видишь поворот, сбрасываешь газ или даже тормозишь, чтобы загрузить переднюю ось, крутишь руль, машину начинает заносить и ты регулируешь газом угол заноса. Нажимаешь сильнее на газ — и машину тянет к внешней бровке, даешь меньше газа — и машина скользит к внутренней. То есть, если ты видишь конус, стоящий внутри поворота, а машину, повернутую передним бампером к конусу, затягивает на него, то, чтобы проехать мимо конуса, ты должен не тормозить, а наоборот — нажать на газ. Тогда машина начнет скользить еще сильнее, и ее центробежной силой вынесет на внешнюю траекторию. В том, что это так, я убедился на собственном опыте. Правда меня несло не на внутренний край, а как раз на внешний и, нажми я на тормоз, то, скорее всего, удержался бы на трассе — ширина дороги позволяла. Но я был уверен, что сейчас поддам газу и вытяну машину. Тем не менее, чуда не произошло, и я, подняв двухметровый снежный фонтан, пропахал метров 15 по снегу на обочине. Сугробы были небольшие, но выбраться своим ходом я не смог и в ожидании спасительного Audi Q7 с лебедкой я пять минут выслушивал комментарии главного тренера школы Евгения Васина: «Ну видите же, что не попадаете в поворот, куда же вас несет-то! Зачем же вы еще газуете!» Вообще Евгений Васин комментирует много и жестко. Фразы «Вы не справляетесь!», «Остановитесь и подышите!» частенько сотрясали рацию. Но чаще всего звучала формула «Газ! Газ! Сброс газа! Маневр! И газ, газ!»

Второй день закончился заездом на время. Бодрый старт. Небольшой поворот руля и машина, слегка занеся заднюю ось, почти касается внутренней бровки поворота. Выравниваю руль, добавляю газ, машина уверенно набирает ход. Поворачиваю в другую сторону… Эх, черт! Немного поздновато. Машина заходит в поворот шире, чем хотелось бы, — и я уже отклонился от идеальной траектории. Сейчас попробую выправить. Чуть сильнее торможу. И опять слишком поздно начинаю маневр...

На той трассе я приехал только тринадцатым из 18 участников. «Но ничего, завтра будет новый день и будет еще две трассы, которые пойдут в зачет. Еще отыграюсь», — думаю я.

Внутри машины была установлена камера, снимающая водителя, и система хронометража, что позволило вечером, при разборе ошибок следить за правильностью работы рулем и педалями. А положение автомобиля на траектории можно было оценить по видео, снятому из машины инструктора, едущего следом.

Настал Последний день. Небольшая разминка. Пока остальные экипажи вкатываются, на зачетную трассу один за другим выезжают участники. Вспоминаю все, что мне говорил инструктор, когда мы вчера просматривали видео наших заездов: «Все маневры делать чуть раньше. Ехать как можно ближе к внутренней обочине поворота. Начинать плавно нажимать на газ, пройдя середину поворота, не резко, но интенсивно тормозить до него, когда колеса еще стоят ровно». Ну все, я готов. На табло профессиональной системы хронометража TAG Heuer побежали цифры: 15, 14, 13... эта трасса самая длинная в наших соревнованиях, 10, 9, 8... тут можно много отыграть, ну или наоборот.. 3, 2, 1... В общем, все со старта пошло не так. Ошибся в одном повороте, не попал в другой. Ритм гонки нарушился, и, пока я его ловил, снова было потеряно очень времени. В расстроенных чувствах возвращаюсь на разминочную трассу. Уже безразличный ко всему, начинаю кататься, и — о чудо — понимаю, что вот только сейчас, когда я не думаю о поворотах, скорости и траектории, все получается само собой! Я не спешу, но еду явно быстрее, чем если бы спешил. На последней трассе я ехал с таким же чувством и все сделал правильно. В итоговом протоколе после провала второй трассы я отыгрался на третьей и занял итоговое 13-ое место.


Комментарии

18
алексей
27 января 2015 23:34

да весело ,и здорово погонять на карте да и на том же ауди полноприводном по ледянной трассе)))

Иван
03 июня 2014 14:14

я на своём копендосе так же по картадрому гонял!:)

Иван
25 мая 2014 13:21

Могут же)))

Добавить комментарий
Показать ещё