Укрощение «Тигра»: испытываем российский боевой внедорожник

Все-таки самое притягательное в армии — это военная техника. Мы не устояли перед соблазном поездить за рулем боевого внедорожника «Тигр».
Фото 1 - Укрощение «Тигра»: испытываем российский боевой внедорожник
ГАЗ 233014 «Тигр»
Длина/ширина/высота: 5700/2300/2500 мм
Колесная база: 2400 мм
Общая масса: 7600 кг
Грузоподъемность: 1200 кг
Двигатель: дизельный ЯМЗ-5347-10 (215 л. с.)
Макс. скорость: 125 км/ч
Клиренс: 400 мм
Глубина преодолеваемого брода: 120 см
Два топливных бака общей вместимостью 70 литров
Запас хода: 1000 км
Трансмиссия: 5-ступенчатая КПП, понижающий ряд трансмиссии
Блокировка межосевого и заднего дифференциалов
тормоза: Пневматическая система
Подвеска: торсионная, полностью независимая
Шины: переменного давления с автоматической регулировкой от 0,5 до 3 атмосфер
Бронирование: 5-й класс

По мере того как приближаешься к машине, понимаешь, насколько она больше всего того, на чем ты привык ездить в городе. Это издалека «Тигр» кажется обычным внедорожником, но чем ближе ты подходишь, тем яснее становится, что обычные тут только пропорции, а вот масштаб — совсем иной. Наверное, также чувствует себя пятилетний ребенок, стоя рядом с Land Cruiser: тебе не видно ни неба, ни солнца, только сплошной металл бесконечного бронированного борта.

Ручка двери — и не ручка даже, а просто кусок металла. Открывать такую без перчаток холодно и неприятно, все равно что пожимать руку Терминатору — «Тигр» сразу дает понять, что он не будет с тобой заигрывать. К моему удивлению, поддается дверь достаточно легко, но, потянув ее на себя, чтобы закрыть из салона, я чувствую нешуточную массу в 60 кг (такова расплата за броню, способную выдержать очередь из автомата калибра 7,62).

«Бум» — после хлопка закрытия оказываешься в полной тишине. Так вот что значит «как в танке»! Под стать и обзорность: и без того узкие стекла спереди частично загораживает накладка на капоте, а боковые можно вдобавок затянуть брезентовыми шторками. Кстати, открыть бронированное стекло можно, но для этого придется побороться с еще одной брутальной металлической ручкой. Так как обычно в «Тигре» ездят люди в касках и бронежилетах да еще при полной выкладке, мне в гражданской куртке на водительском кресле даже слишком вольготно.

Если сделать из «Тигра» экспедиционный автомобиль, то можно объехать полмира, ночуя, питаясь и проводя досуг на борту. Люк вполне сгодится для любования звездным небом, а наличие множества ламп внутреннего освещения нежно-голубого света создаст необходимый уют, который не нарушат ни жара, ни холод (в «Тигре» имеется мощный кондиционер и автономный предпусковой подогреватель, который прогреет машину даже при минус 50 за бортом.

В «Тигре» сразу чувствуешь, что тут можно не бояться что-то испачкать или сломать: даже если ты везешь в салоне лом, скорее сломается он, чем детали интерьера. Впрочем, есть одно исключение: рулевое колесо буквально гнется в руках. Сначала я даже не поверил своим ощущениям. Пробую еще раз: действительно гнется — как-то несолидно для такого авто иметь столь хлипкий руль. Но посмотрим, как суровый «Тигр» его слушается.

Прежде чем завести машину, «подаю массу» — с помощью специального переключателя замыкаю минусовой контакт аккумулятора, который на стоянке отсоединен, чтобы не случилось короткого замыкания. С непривычки ключ зажигания в «Тигре» приходится искать — он тут с левой стороны руля, как на Porsche. У немцев такое расположение прижилось из-за автогонок, где раньше по правилам старт давался, когда пилоты были снаружи машин, а ключ слева давал им возможность, еще только запрыгивая за руль, уже запускать двигатель. В «Тигре» причина такая же: боевая машина должна быть в состоянии моментально отправиться на задание.

Коробка передач, в свою очередь, напоминает уже не немецкий, а итальянский суперкар — как на Lаmborghini Countach она тут «зеркальная», то есть четные передачи находятся на месте нечетных и наоборот. Хорошо хоть педали на привычных местах!

Фото 2 - Укрощение «Тигра»: испытываем российский боевой внедорожник

Перемещаю крохотную по сравнению с остальными деталями салона ручку КПП налево вниз, плавно отпускаю сцепление, и «Тигр» мягко, без рывков, начинает движение по полигону. Честно говоря, никак не ожидал, что этот монстр будет так покладист, но, пока я радуюсь первому успеху, приходит время переключать скорость — красная зона тахометра начинается уже с 2500 об/мин, и к этому надо привыкнуть, тем более что рева мотора внутри почти не слышно, и он тебе не подскажет, что пора перейти на следующую скорость.

Переключаются передачи легко и четко — никаких проблем. И вот мы уже летим на крейсерских 90 км/ч. Даже удивительно, что почти 8-тонный механизм так приемист и резв. Послушен «Тигр» и рулю, хотя мне так и не удается привыкнуть к мягкости самой «баранки». И все же не надо думать, что российский внедорожник обманул законы физики.

С ростом скорости крены в поворотах растут, и возникает ощущение, что «Тигр» заваливается на бок, так что сразу хочется сбавить прыть, но, как выясняется, сделать это не так-то просто. Я жму на тормоз и удивленно поднимаю бровь: машина не реагирует. На контрасте с достаточно информативным рулем и четкой работой КПП тормоза, кажется, живут своей жизнью. «Тигру» бы отлично подошел слоган «Машина, которую ничто не остановит, даже ее собственные тормоза». Впрочем, возможно, это расплата за их неубиваемость?

Как мне объяснили, пневматическая тормозная система «Тигра» настолько надежна, что не выйдет из строя даже в случае подрыва на мине, но я ловлю себя на мысли, что бойцу за рулем будет довольно сложно понять, вышли из строя тормоза или нет. Я, например, взаимопонимания с ними так и не нашел. Хорошо, что тест проходит на пустом полигоне, а не в городе с его светофорами и его любителями подрезать, а то сочетание максимальной скорости в 125 км/ч, огромного веса и столь невнятного торможения могло бы привести к весьма печальным последствиям. В общем, я с радостью сворачиваю на бездорожье, где быстро не поедешь при всем желании.

Кажется, рад этому и сам «Тигр», который спокойно гребет своими огромными колесами и пробивает целину там, где нужно мне, а не там, где можно проехать. Под мерное урчание мощного дизеля мы плывем через засыпанное глубоким снегом поле, лишь мягко покачиваясь на кочках, многие из которых стали бы непреодолимыми препятствиями для большинства гражданских автомобилей.

Фото 3 - Укрощение «Тигра»: испытываем российский боевой внедорожник
История

Все началось в конце 90-х годов прошлого века. Заказчиком будущего «Тигра», а тогда просто безымянного многоцелевого транспортного средства, выступила некая фирма из ОАЭ, выделившая на разработку и изготовление опытных экземпляров немыслимые для простого человека суммы, исчисляемые в миллионах долларов. В результате автомобили заказчику понравились, но планы изменились. Так у ГАЗа остался задел — разработанный и готовый к серийному производству вездеход, о котором вспомнили, когда потребность в новых бронированных многоцелевых автомобилях появилась уже у нашего государства.

ТЗ составлялось с таким расчетом, чтобы новая машина была более надежной, живучей и практичной, чем единственный на тот момент образец — американский Humvee (или Hummer). Так в 2002 году на свет и появился опытный образец «Тигра». Впрочем, сравнивать его с конкурентом из США смысл тут же отпал. Ведь, как признались и сами американские коллеги, «Хаммер» — это большой джип, а «Тигр» — это маленький БТР. Как говорится, почувствуйте разницу!

Комментарии

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.