Скользящий момент: школа зимнего вождения Audi на Ладожском озере

Два дня под строгим надзором инструкторов Vasin Driving School мы оттачивали навыки контраварийного вождения на льду Ладожского озера в Карелии, в общей сложности намотав на Audi Q7 и А5 180 километров — причем в управляемом заносе!
Скользящий момент: школа зимнего вождения Audi на Ладожском озере

Я пытаюсь закрыть глаза, но сон идет неохотно. Отдел мозга, отвечающий за вращение руля автомобиля с системой полного привода Quattro, все еще работает на полную, а я почти физически чувствую боковые перегрузки от смены скольжений. Еще бы, за два дня проехать боком на Audi Q7 и A5 180 километров по ледяной поверхности Ладожского озера — это не совсем то, к чему привык мой организм. За время занятий я скинул пару килограммов, хотя ничего тяжелее руля в руках не держал, и приобрел бесценные навыки контраварийного вождения от именитой школы Vasin Driving School, а также получил массу позитивных эмоций. Обмен выгоднейший, на мой взгляд, ну а теперь более внятно и по порядку.

Карелия встретила холодом и завораживающей красотой. Восход солнца здесь, над Ладожским озером, зрелище настолько прекрасное, что мне понадобилась всего одна чашка кофе, чтобы проснуться (хотя 25-градусный мороз тоже помог). К счастью, та спортивная дисциплина, которую приехал постигать я, позволяла пользоваться климат-контролем. После короткого брифинга от титулованного раллиста Евгения Васина и ознакомления с правилами безопасности, мы разобрали ключи от автомобилей Audi Q7 TDI с 3-литровым 249-сильным дизелем на стандартных шинах Pirelli Ice Zero и выдвинулись на лед, где нас уже ждала команда инструкторов с рациями и аккуратно расставленные конусы. Принцип обучения простой — выкидываешь какой-нибудь фортель и сразу же получаешь обратную связь от команды поддержки. Каждый автомобиль имеет свой номер, поэтому та цифра, что чаще всего произносится в эфире, достойна коллективного порицания и осуждения. На самом деле, конечно, нет, но английская пословица «Хорошие новости — отсутствие новостей» здесь вполне применима.

Начинается все с простой змейки, но ни о какой скуке речи быть не может — лед под колесами огромного, тяжелого внедорожника заставляет сконцентрироваться с первых конусов. Второй круг — и вот кто-то впереди уже закрутился волчком, подмяв под себя оранжевый колпак и эффектно поднимая вверх взвесь из ледяной крошки и снега. Нельзя сказать, что в эфире до этого было тихо, но тут рации сразу же ожили и инструктор четко и по существу разложил ошибку по пунктам. Впрочем, критика достается всем — даже тем, кто предпочитает ничего не сбивать и не выполняет элементы из фигурного катания.

Фото 1 - Скользящий момент: школа зимнего вождения Audi на Ладожском озере

«Кузибен» огромный и тяжелый, но едет изящно, а его поведение абсолютно предсказуемое, поэтому подружиться с ним легко, но все равно на это требуется время. Скорость, на которой выполняется змейка, возрастает, движения рулем становятся менее нервными, более скупыми и точными. Но вот начинается очередное упражнение, и рации вновь взрываются номерами экипажей — чудом избегая матерных выражений, инструкторы доходчиво разъясняют суть ошибок. «Вот на «эрэске» я бы тут эти конусы облизывал!» — вспоминал я добрым словом RS4 и RS7, которые на треке демонстрировали просто чудеса управляемости. Вот еще один круг, а затем еще и еще один, и уже чувствуется, как распределяется масса автомобиля вдоль осей и сколько газа нужно дать. В голосе инструктора, дающего подсказки, исчезает безнадежность и появляются благожелательные нотки, кажется, что сейчас тот извлечет из кармана кусок рафинада и вознаградит за старания.

Занятия пересекают экватор, упражнения становятся сложнее, а даются легче. И вот Q7 едет боком по кругу диаметром 30 метров. Я смотрю в боковое окно внедорожника на трассу и не могу поверить, что рулевое колесо стоит прямо, а автомобиль едет по траектории. В абсолютном комфорте и тишине (если не считать басовитый рокот 3-литрового дизеля) ехать в непрерывном дрифте — это какой-то сюрреализм! Самое время включить погромче трек от Teriyaki Boyz! Упражнение дается не так уж и просто — нога то и дело норовит нажать на правую педаль больше необходимого, из-за чего автомобиль выходит на слишком широкий радиус. Шины полируют лед, и сцепление становится все хуже и все менее предсказуемым, что делает процесс обучения лишь интереснее.

Самое веселое упражнение дня закончилось, и мы тут же переходим на трассу с конфигурацией в форме эллипса, а потом в форме матрешки. Заключительное задание мы выполняем под присмотром Евгения Васина. Он эмоционален, деликатно использует метафоры, обосновывает, играет тональностью голоса, меняет темп речи — в общем, ругает. И я чувствую себя маленькой мартышкой, чудом захватившей власть над суперсовременным механизмом. В какой-то момент Евгений призывает остановиться, расслабиться, осознать его инструкции. После этого тайм-аута процесс пошел. Тяжелая морда «кузибена» больше не плужит мимо траектории, недостаточная поворачиваемость перестает быть головной болью, руки уже не крутят лихорадочно руль от упора до упора, а машина начинает грациозно срываться в скольжение в нужный момент и без рысканий выпрямлять траекторию. Голос в рации добреет, в эфир прорываются приятные по форме и содержанию слова, что, несомненно, мотивирует, но самое большое удовольствие получаешь от того, что полноприводный тяжеловес вдруг стал беспрекословно выполнять все, что от него требуют.

Фото 2 - Скользящий момент: школа зимнего вождения Audi на Ладожском озере

Следующий день встречает таким же морозом и ярким солнцем. Занятия начинаются со змейки, чтобы все экипажи окончательно проснулись и настроились на серьезную работу. Впереди нас ждут трассы, на которых ранее отработанные элементы нужно выполнять уже в связках. Конфигурации не продолжительные, но изобилуют поворотами, в каждый из которых нужно войти на правильной траектории и с определенной скоростью. Немного переборщил с газом или открылся раньше необходимого — и вот уже две с небольшим тонны жизнерадостно плужат в сторону снежных брустверов, словно Q7 пытается удрать из загона на вольные просторы. Самым сложным для меня было проявлять терпение: отпускаешь правую педаль после контрсмещения и ждешь, когда задняя ось побежит обгонять переднюю, а она как-то не спешит. Недаром говорится, что умение ждать — главное оружие самурая! Сын ошибок трудных приходит не сразу, но постепенно удается связать несколько поворотов в одну непрерывную цепь и эффектно проходить дугу в скольжении после «динамического хлыста». А ведь в первый день занятий отработка контрзаносов давалась так непросто.

Вторая часть дня похожа на огромный десерт — в наших руках оказываются ключи от A5 с двухлитровым бензиновым мотором мощностью 249 л.с. Привод, разумеется, полный, с дифференциалом Torsen. Шины опоясаны тренировочным шипом, а значит, веселья будет еще больше. Впереди нас ждет экзамен — time attack по специально прорытой для спортбэков трассе. Система телеметрии TAG Heuer на въезде настраивает на серьезный лад. Мы прокатываем по несколько тренировочных кругов перед зачетным в полном восторге — после тяжелого и высокого Q7 спортбэк А5 демонстрирует филигранную управляемость. С этим автомобилем не приходится бороться — только танцевать. Работать и газом, и рулем настолько проще, что невольно начинаешь думать о своих гоночных навыках гораздо лучше, чем это звучит по рации. Но, как показало итоговое время, не настолько, чтобы войти в тройку лучших, пускай и чуть-чуть.

Фото 3 - Скользящий момент: школа зимнего вождения Audi на Ладожском озере

На этом обучение не закончилось. Мы снова заняли свои места в уже привычных Q7, чтобы продолжить тренировку. После плотной, достаточно жесткой и прекрасно сбалансированной A5 вновь приходится подстраиваться под автомобиль с более высоким центром тяжести, большими ходами подвески и на полтонны тяжелее. Вкататься удается быстро, буквально на следующем упражнении. Впереди оставалась заключительная трасса достаточно сложной и продолжительной конфигурации. Но перед ней нас ждал очередной сюрприз — Евгений Васин на Audi S5 Coupe. Думаю, чтобы впечатлить нас, ему достаточно было бы полноприводной версии с двухлитровым мотором — ведь трасса состоит из бесконечных левых и правых поворотов, а прямая всего одна. Поэтому спортивное купе с трехлитровой V-образной «шестеркой» мощностью 354 л.с. и крутящим моментом в 500 ньютонов было скорее оружием возмездия за все сбитые конусы и вспаханные снежные брустверы. Спортивный шип позволяет машине выстреливать на льду немногим медленнее паспортных 4,7 секунды до ста, и под управлением Васина она проглатывает трассу так быстро, что собственный темп двух прошедших дней воспринимается как замедленная съемка. Так круто, что прикурил бы сам Кен Блок.

За руль внедорожника я возвращался в полном потрясении, и оставшиеся полчаса времени с огромным удовольствием и воодушевлением наматывал круги по ледяной трассе, залитой золотом в лучах закатного солнца. Монетки у меня с собой не было, чтобы бросить ее из окна так полюбившегося Q7, но мне очень хотелось бы вернутся сюда в следующем году, чтобы опять наработать навыки вождения вместе с Audi и Vasin Driving School — и, конечно, снова полюбоваться великолепной Карелией. Только оденусь потеплее.

Фото 4 - Скользящий момент: школа зимнего вождения Audi на Ладожском озере

Комментарии

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.