От колесницы до мотобревна: краткая история скорости

Представь себе повозку, которая едва тащится по каменистой дороге на спилах бревна, а теперь — реактивную капсулу, мчащуюся по пустыне быстрее пули. Разница между первым колесом и шиной болида, способного обогнать звук, колоссальна, а сама история скорости — это одна большая гонка на выносливость. И люди, похоже, в ней побеждают.
От колесницы до мотобревна: краткая история скорости

Большой цирк с конями

Точное время и место изобретения колеса неизвестны, но одна из популярных археологических версий говорит, что самое древнее колесо в мире обнаружили на территории Румынии в 1981 году, а сделали в эпоху неолита, в конце V тысячелетия до н. э. Предшественником колеса стал каток из бревна, а похожие диски из камня и дерева археологи находили в России, Венгрии, Швейцарии, Дании, Германии и других странах. Колеса, как известно, подстегнули прогресс, а еще — желание людей быстрее двигаться вперед и в прямом, и в переносном смысле.

Первыми соревнованиями на скорость стали конные гонки в Древней Греции и Древнем Риме. В «Илиаде» Гомера описан рекорд Диомеда: мифический царь Аргоса в кольцевой гонке вокруг огромного пня оставил позади пятерых соперников, а Пелоп, герой еще одной легенды, выиграл в «масс-старте» женихов, получил в жены красавицу-царевну Гипподамию и основал в честь своей победы турнир, который будто бы и положил начало Олимпиаде. В программу древних Игр вошли гонки на колесницах-тетрипонах (с четырьмя лошадьми) и на синорисах (с двумя). Римляне, перенявшие гонки у греков, называли повозки квадригами и бигами, а место для гонок в долине между Авентином и Палатином — Большим цирком. Другие народы Древнего Востока не были так увлечены состязаниями: персы и ассирийцы, например, тоже использовали колесницы, но в основном для боевых действий.

Фото 1 - От колесницы до мотобревна: краткая история скоростиКадр из фильма «Бен-Гур»

При императоре Нероне появились гоночные клубы: колесничные состязания были рискованными, и требовались не только профессиональные сообщества, но и правила. Они различались: так, греческие колесничие из числа невольников не могли рассчитывать на награды в случае победы, а вся слава доставалась владельцу повозки, который сидел на трибуне. Римский же возница получал за выигрыш деньги — если он был рабом, то мог купить себе свободу, но в любом случае чемпионов знали все, и на гонках можно было неплохо заработать. Самым успешным колесничим — и самым высокооплачиваемым спортсменом в истории — был живший во II веке до нашей эры в Лузитании Гай Аппулей Диокл. С 18 до 42 лет он заработал на гонках сумму, примерно равную 15 миллиардам долларов США.

У меня здесь болид

Кельты придумали железный обод, египтяне — деревянные спицы, и колесо просуществовало в таком виде невероятно долго: металлические спицы были изобретены только в начале XIX века. В 1845 году был зарегистрирован патент на шины из резины, к 60-м годам ХХ века появились литые колеса из магниевого и алюминиевого сплава, теперь ставшие стандартом. История требовала ускорения и получила его, едва люди научились держать в руках не только поводья, но и руль. Уже через год после изобретения металлических спиц был поставлен неофициальный рекорд скорости в 13 км/ч, а резиновые шины и вовсе придали мощное ускорение всему автомобилестроению.

В 1898 году французский аристократ Гастон де Шасслу-Лоба установил первый официальный рекорд в 63,14 км/ч, и после этого гонку на скорость было уже не остановить. Через год соперник графа, гонщик Камиль Женатци из Бельгии, достиг отметки в 105,8 км/ч на трассе в Ашере на авто собственной сборки — машине в виде торпеды со странным названием «Вечно недовольная». Барьер в 120 км/ч преодолел француз Леон Серполле на «Пасхальном яйце», устроивший стрит-рейсинг в Ницце, а в 1911 году на трассе Дайтона-Бич во Флориде американский гонщик Роберт Бурман на Blitzen Benz разогнался до 228,1 км/ч. Эту планку триумфально преодолел в 1932 году англичанин Малкольм Кэмпбелл: на болиде Bluebird он преодолел отметку скорости в 400 км/ч, а затем девять раз побил мировой рекорд — кстати, все его машины носили то же имя.

Фото 2 - От колесницы до мотобревна: краткая история скоростиБолид Bluebird сэра Малкольма Кэмпбелла

Синяя птица счастья не всегда помогала любителям быстрой езды: поначалу они то и дело попадали в аварии из-за того, что дорожных правил еще не было. Боб Бурман погиб на трассе Индианаполиса, а Камиль Женатци лишился руки, но даже трагичные истории коллег по цеху не заставили фанатов скорости сойти с дистанции. Они рвались вперед: в 1937 году Джон Айстон на Rolls-Royce поднял планку предельной скорости до 500 км/ч, а в 1970 году пилот и астронавт Гарри Гейбелич благодаря реактивному двигателю болида Blue Flame превысил рекорд вдвое. Он разогнал авто до 1014 км/ч на высохшем соляном озере Бонневиль в Юте, которое славится множеством мировых рекордов, но один из них отличается от прочих своих уникальной историей. Его установил мотоциклист Герберт Монро из провинциального городка Инверкаргилль в Новой Зеландии, которому на момент триумфа было 68 лет, а его Indian Scout 1920 года выпуска — почти 50. Он четверть века модифицировал мотоцикл подручными средствами, пока наконец не разогнал его до 288 км/ч. Пять лет спустя, в 1967 году, Монро снова установил рекорд на Бонневиле — 295,44 км/ч на мотоцикле с двигателем объемом 950 см³. История Берта-гонщика так впечатлила кинематографистов, что в 2005 году о нем сняли байопик «Самый быстрый Indian» с великим Энтони Хопкинсом в главной роли.

Я — ракета

Любовь к скорости не проходит: это доказали и Камиль Женатци, и Берт Монро, и основатель легендарной мастерской для хот-роддеров Алекс Ксайдиас. Он прославился тем, что сам собрал машину из топливного бака военного самолета Lockheed, списанного после Второй мировой. Идея была инновационной для 50-х годов, а Алекс стал иконой дрэг-рейсеров: уже через два года после создания «самолетного» болида его гоночная команда была названа лучшей в авторитетном журнале Mechanics Illustrated. Сам же Алекс Ксайдиас, похоже, считал себя номером один всю жизнь — он занимался организацией гоночных турниров, соревновался сам и стал членом совета директоров Музея гонок в Калифорнии, основанного NHRA (Национальной ассоциацией хот-родов). Его имя знают все, кто любит дрэг-рейсинг: Алексу исполнилось уже 95 лет, и он до сих пор не вылезает из-за руля болида.

Основание NHRA и других официальных гоночных организаций преследовало одну цель: определять правила и победителей. В схватке гонщиков, которая была все жестче, обозначилась главная цель — обойти по скорости саму природу. Построить болид, который обгонит звук, решился в 70-х англичанин Ричард Нобл — инженер и бывший продавец красок. Как у Берта Монро, у него не было спонсоров, но он решил, что воплотит мечту в жизнь во что бы то ни стало. На деньги, полученные от продажи своей машины, в 1975 году он создал свой первый болид с реактивным двигателем от истребителя Gloster Meteor 1943 года сборки. Дело кончилось неудачей: как только Thrust разогнался до 200 км/ч, шина взорвалась, и колесо отвалилось. Нобл, который почти не пострадал, не расстроился, а взялся за сборку Thrust-2 с реактивными двигателями и цельнометаллическими колесами.

Вторая модель, созданная уже с помощниками и спонсорами, тоже не обошла звук по скорости, и Ричард продолжил работу — он решил, что сам за руль больше не сядет, но не отказался от мечты. Его Thrust SSC стал настоящим гоночным монстром: 16, 5 метров в длину, почти 4 в ширину, вес 10,5 тонн, расход топлива 18 литров в секунду и два турбовентиляторных двигателя общей мощностью 110 тысяч л/c, которые применялись в самолетах королевских ВВС. Именно их пилот и сел за руль: в октябре 1997 года в пустыне Блэк-Рок Энди Грин обогнал звук на скорости 1227,9 км/ч. Нобл, однако, не успокоился — в 2015 году был создан невероятный ракетоболид Bloodhound SSC с двигателями общей мощностью 135 тысяч л/с, который уже этой осенью на турнире Land Speed Racing должен преодолеть отметку в 1609 км/ч — это выше скорости звука и полета пули.

О том, как, когда и на чем были установлены рекорды скорости, можно рассказывать бесконечно. Чего стоит только Ричард «Железный человек» Браунинг в самом быстром в мире реактивном костюме в мире или команда мебельщиков из Канады, установившая рекорд скорости на моторизированном бревне. Если транспорт для гонок есть, его нужно усовершенствовать, а если нет, создать — этот принцип берут на вооружение все, кто хочет победить, в том числе и герои цикла Discovery Channel «Неделя скорости». Каст культовых турбошоу «Быстрые и громкие», «Мятежный гараж» и «Уличные гонки» устроит целых два невероятных заезда, чтобы создать чемпионские дрэгстеры и отбить у соперников право на самый крупный выигрыш в истории телеканала.


За гонкой «Неделя скорости» следи на Discovery Channel — каждый день в 22:00.

Комментарии

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.