Льюис Хэмилтон против Тони Стюарта

Специально для тебя мы повторили в жизни то, что ты мог видеть в мультфильме «Тачки-2», где молния Маккуин (Герой NASCAR) соревновался с Франческо Бернулли (триумфатором «Формулы-1»). Правда, мы вывезли на один трек Льюиса Хэмилтона и Тони Стюарта.

Ладно, если честно, вывезли пилотов с их машинами и командами на американский трек Уоткинс-Глен не мы, а их общий спонсор — Mobil 1, но мы не могли упустить возможность посмотреть в деле лучших представителей двух главных автогоночных культур. Тем более что в программе был обмен кармами: чемпионам предстояло испробовать в деле автомобили друг друга.

Фото 1 - Льюис Хэмилтон против Тони Стюарта

Тони Стюарт

Родился 20 мая 1971 года.
Чемпион NASCAR 2002 и 2005 годов.

Льюис Хэмилтон

Родился 7 января 1985 года.
Чемпион мира в гонках класса «Формула-1» 2008 года.

ГОРОД У ТРАССЫ

Уоткинс-Глен в штате Нью-Йорк — типичное американское захолустье: серое, безлюдное и малоэтажное. С одной только оговоркой — раз в год, в августе, это сонное царство будит гонка NASCAR. Очевидно, это и есть то событие, ради которого живет данный город N: улицы наполняются машинами, бары — фанатами автоспорта, а жизнь хоть каким-то смыслом. Но это лишь краткая вспышка, остальное время — сон, всеобщий и далеко не эротический.

Одна из местных достопримечательностей — пивная в центре города. Там, по замыслу создателей, должны были обмывать выигранные кубки и топить горечь поражений в крепком алкоголе.

На стенах сплошь фотографии гонщиков с автографами, но под ними — только тройка алкашей, словно из симпсоновского бара Мо, сердито провожающая взглядами чужаков.

Вне бара приметы давних и не очень автомобильных подвигов на каждом шагу. Вот табличка с именем Пола Ньюмана — тут голливудскую звезду помнят как гонщика, который и в 70 лет садился за руль и выигрывал. Вот на стене дома панно с изображением болида Ferrari. А вот стела с клетчатым флагом и памятной табличкой — в этом городе прошло первое после Второй мировой войны автомобильное соревнование в Америке.

Тогда трасса проходила прямо в черте города — конец уличным заездам положила смерть восьмилетнего мальчика под колесами гоночной машины в 1952 году.

МЕСТО ВСТРЕЧИ

Сегодняшний трек проложен в нескольких километрах от города, и он знаком не только фанатам NASCAR. 20 лет — с 1961 по 1980-й — здесь проходили гонки «Формулы-1», Гран-при США.

Почти одновременно с уходом «Формулы» из Уоткинс-Глена в Америке начался бум NASCAR. Как только в 1979 году в США впервые провели прямую телетрансляцию этих гонок, тут же ожила индустрия: пилоты стали узнаваемыми звездами, в команды пришли большие спонсоры, а деньги поклонников стали осваивать кинематограф и производители сувениров.

Фото 2 - Льюис Хэмилтон против Тони Стюарта

С 1986-го трасса Уоткинс-Глен стала постоянным пунктом в календаре NASCAR. Люди приезжают сюда в кемперах с семьями и остаются на несколько дней. Вот и сейчас большая часть трибун оказалась заполнена фанатами, все взгляды которых прикованы к двум ярким кузовам на сером фоне трассы.

VODAFONE MCLAREN MERCEDES MP4-23

В авиации принято считать, что идеальный с аэродинамической точки зрения самолет сам собой получается очень красивым. Вспомнить хотя бы Concorde, Су-27 или английский Spitfire времен Второй мировой. Похоже, это правило распространяется и на мир «Формулы-1» — болид можно разглядывать часами, но все равно не запомнишь все его изгибы.

Хотя это и не произведение искусства, а, скорее, компьютер на колесах, который во время заездов по беспроводной связи передает механикам терабайты данных о работе всех своих систем.

Фото 3 - Льюис Хэмилтон против Тони Стюарта

Пилот «Формулы» с торчащим наружу шлемом выглядит беззащитным — особенно в сравнении с зарытым вглубь силового каркаса гонщиком NASCAR. Но это только на первый взгляд. По техническим требованиям губчатая структура переднего обтекателя болида должна сохранить жизнь и здоровье гонщика даже на 300 км/ч, а верхняя кромка воздухозаборника — обеспечить безопасное пространство до головы пилота в случае, если машина перевернется.

CHEVROLET IMPALA SS STEWART HAAS RACING

Если болид «Формулы-1» воспринимается как нечто внеземное и воздушное, то эта тачка — грубая мощь. Простая, почти примитивная, но безусловная.

Двигатель карбюраторный, в механической коробке всего четыре передачи, привод на задние колеса. Беспроводная телеметрия запрещена, гонщик во время пит-стопа должен сам сообщать команде, как ведет себя автомобиль. Короче, минимум электронных мозгов, но максимум человеческих ощущений и опыта.

Фото 4 - Льюис Хэмилтон против Тони Стюарта

Самое «высокотехнологичное» звено я увидел совсем случайно.

— Забыли снять после транспортировки? — спросил я одного из механиков, показывая на веревку, уходящую от переднего колеса внутрь машины.

— Что ты, это система безопасности! Крепкая нейлоновая веревка должна уберечь зрителей и других гонщиков от ранений, которые может нанести оторвавшееся от автомобиля колесо. Кто его знает, куда оно отлетит на такой скорости? А так оно на привязи... Внутри Impala SS тоже полно интересных олдскульных деталей. Весь кокпит покрыт россыпью аналоговых приборов, а сзади, помимо каркаса безопасности, проложен целый лабиринт пластиковых труб. С первого взгляда кажется, что это давно забытая пневмопочта, но на деле эти трубки-воздуховоды подводят холодный поток к различным накаляющимся узлам. Правда, к гонщику такие трубки не проложены, и с +60°С в салоне ему приходится просто смириться.

Автомобили готовят к особенностям каждого трека отдельно. Если это овал, то все настраивается на поворот в одном направлении. Если такая машина выскочит с трека на городские улицы, то не проедет по прямой и нескольких километров.

АНТИПОДЫ

Казалось бы, эти два автомобиля объединяет разве что масло, которое для обеих команд разрабатывают одни и те же люди, причем состав масла меняется 3-4 раза за сезон. Последний технологический прорыв, например, позволил снизить его вес. Для гражданских авто это не так уж и важно, но в гонках нет мелочей. Тем более что продукции Mobil 1 в том же болиде McLaren много: 2 л в «коробке» и 6-7 — в двигателе. Правда, сейчас больше внимания привлекает вес Тони Стюарта.

В толпе шутят — мол, здоровяк из NASCAR не влезет в болид «Формулы». Льюис Хэмилтон же, наоборот, выглядит на фоне Impala SS хрупким мальчишкой, тем более сейчас он, как простой фанат гонок, бегает вокруг машины и фотографирует ее на свой iPhone.

Проехать им предстоит всего несколько кругов. Длина трассы — 4,8 км с 11 поворотами. Вот Льюис Хэмилтон уже нацепил шлем и теперь пытается забраться в Impala SS, но застревает. Тони Стюарт смеется — шлем в NASCAR подают гонщику, только когда он уже сидит в салоне — иначе не пролезть сквозь каркас безопасности.

— Э-э-э, а как ее завести? — раздается из машины голос Хэмилтона, когда он все-таки протискивается внутрь: в «Формуле-1» стартера нет и машину заводят механики, тут же надо стартовать самому, и Стюарт показывает Льюису, как это делать.

Под смех чемпиона NASCAR Impala SS срывается c места и с визгом устремляется вперед. Публика в восторге.

Судя по всему, Льюис Хэмилтон чувствует себя за рулем уверенно: несмотря на дождь, он проходит повороты очень быстро, словно это не спортивный трек и новая для него машина, а заезд на PSP. Впрочем, до попадания в «Формулу» Льюис Хэмилтон несколько лет играл в гонки на компьютере дома. Может, и этот трек он видел в виртуальной реальности?

Переходы пилотов F1 в NASCAR уже случались. Вспомнить хотя бы Хуана Пабло Монтойю, который в 2008-м был признан лучшим новичком года. Впрочем, из 36 гонок он сумел выиграть лишь одну.

Фото 5 - Льюис Хэмилтон против Тони Стюарта

Пока же Льюис Хэмилтон на каждом круге улучшает свое время на несколько сотых секунды и даже позволяет себе покрасоваться перед публикой, эффектно вильнув кормой в повороте. Завершает же заезд англичанин и вовсе по-пижонски — покрутив Impala на месте, он вылезает из ее окна (дверей тут нет) на крышу и в облаках дыма от покрышек машет зрителям. Очередь примерять чужой аппарат теперь за  Тони Стюартом.

Небритый и пузатый, он ходит вокруг узкого, как байдарка, корпуса и переговаривается с Хэмилтоном.

— Надо опять стать ребенком, чтобы влезть в эту штуку!

— Нет, просто нужно быть в форме! Какова твоя талия в обхвате?

— О нет, я слишком большой и слишком старый для этого... — ворчит Тони Стюарт, застревая в кокпите под углом 45° к рулю. — Если буду тебе нужен, ищи меня тут — я тут, похоже, надолго...

Когда Стюарт все же протискивается за руль, он сталкивается с теми же проблемами, что и Хэмилтон ранее: шлем и старт. В тесном кокпите американец зажат так, что не может поднять руки к голове, чтобы надеть шлем. Потом Тони Стюарт не может и тронуться — глохнет и лишь со второго раза трогается в путь не без помощи подтолкнувших его механиков.

Воздух Уоткинс-Глена наполняется новыми звуками: после утробного воя V8 Chevrolet голос мотора McLaren звучит непривычно пронзительно, взлетая к высоким нотам и опускаясь в тональности при каждом переключении передач.

В отличие от NASCAR, тут переключаться приходится постоянно, но, судя по выражению лица Хэмилтона, он одобряет то, что делает его коллега. Кстати, Тони Стюарту принадлежит своеобразный рекорд этой трассы — он одержал тут пять побед.

Круг за кругом болид наращивает скорость. Тони, до середины 90-х выступавший в родственных «Формуле» классах гонок, все больше осваивается, и видно, что он полностью поглощен заездом.

— Я спросил его по рации, как ему машина, но он даже не ответил, — говорит Хэмилтон.

К счастью, у нас была возможность повторить этот вопрос Тони Стюарту после финиша:

— Я вспомнил, каково это — ехать на болиде с открытыми колесами, но чего я никогда не думал, это того, что возможно даже просто приблизиться к такому уровню сцепления и скорости. Это один из самых лучших опытов вождения в моей жизни. Кстати, впечатлили и тормоза — я знал, что они очень хороши, но не представлял насколько!

Фото 6 - Льюис Хэмилтон против Тони Стюарта

Действительно, если при ускорении в болиде F1 пилот испытывает перегрузки на уровне 2,5g, то торможение — это уже 5g, что тяжело для любого. Интересно, было ли тяжело привычному к этим нагрузкам Хэмилтону в машине NASCAR?

— Chevrolet Impala втрое тяжелее болида «Формулы-1», но он не кажется тяжелым. Тормоза удивительно эффективные. Тони сказал мне, в какой точке они обычно тормозят на сухом асфальте, и я тормозил почти там же на влажном. Я вспомнил, как ребенком гонялся в картинге, было так же здорово.

Следует отметить, что до официального заезда каждый гонщик прошел эту трассу на своей машине. И вот что примечательно — уже поменявшись машинами, Стюарт и Хэмилтон показали более хороший результат. То есть время Тони на «макларене» было лучше того, которое на этом болиде показал Льюис (и наоборот). В целом же Тони на «макларене» прошел 5 кругов, лучший из которых покорился ему за 1,42 cекунды (при рекорде трассы в 1,28,597 секунды). Хэмилтон на «шевроле» показал результат в 2,11 секунды на круг. Отличались не только результаты, но и эмоции: Хэмилтон явно развлекался, Стюарт же получал удовольствие иного рода.

Эта машина для него была вызовом, потому что болид F1 — самая совершенная техника для гонок на этой планете. И даже для чемпиона Nascar возможность проверить свои силы в ней — не игра, а испытание. Причем то, что тони назвал одним из лучших опытов в жизни, для него может больше никогда и не повториться. 26-летний Хэмилтон вполне способен еще по¬пробовать себя и в том же Nascar, а вот для 40-летнего Стюарта путь в профессиональную «формулу» уже закрыт.

Текст и фото: Никита Киселев

Читай также: «Формула-1» против NASCAR.

Комментарии

4
GROG
25 апреля 2015 21:58

Льис -красава...............F1 - это потолок гоночной карьеры и наскар рядом не стоял............
Просто американцы раскрутили противовес формуле.........

алексей
20 октября 2014 2:09

ребята похулиганили да и денег заработали)))

Сергей
18 марта 2014 18:13

хотелось бы посмотреть на это вживую

Добавить комментарий
Показать ещё