История автомобиля (продолжение)

Мы продолжаем рассказывать об изобретателях, которым мы обязаны тем, что машина сегодня устроена именно так, а не иначе.

1769 Николя Жозеф Кюньо сделал первую паровую машину, которая хоть и проигрывала человеку и лошади в скорости (ее максимум был менее 4 км/ч), зато могла поднять до 4-х тонн груза, что копытным и двуногим даже не снилось. Созданная для военных нужд самоходная повозка так и не была принята на вооружение, но в историю вошла навсегда.

Фото 1 - История автомобиля (продолжение)

1824 Сэмуэль Браун адаптировал паровой двигатель для работы на светильном газе (смеси метана и водорода). По сути, получилась машина с системой «нитро» — большую часть времени она ехала на пару, но стоило поддать газку, как эта пароварка на колесах резко ускорялась. Хочешь получить представление о том, как это было? Можешь попробовать посмотреть фильм «Форсаж» в сильно замедленном режиме. Испытывал свое ноу-хау Браун в подъемах на холмы в окрестностях Лондона.

1865 В Великобритании вводят первые правила дорожного движения для безлошадных повозок: ограничение скорости — 2 миль/час в городе и 4 — за его пределами. Кроме того, по закону на одну машину требовался экипаж из трех человек: двое управляли, один шел впереди с красным флагом, чтобы информировать людей о приближении автомобиля. Практически парад!

1876 Николаус Август Отто создал четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. В прошлом году число машин на Земле перевалило за миллиард и у большинства из них под капотами — четырехтактные двигатели внутреннего сгорания. Короче, нефтяники должны молиться на иконы с Отто.

1885 Готлиб Даймлер и его друг Вильгельм Майбах сконструировали карбюратор, который позволил делать моторы, работающие не на газе, а на бензине. В то время эту жидкость продавали в аптеках как антисептическое средство. Впрочем, тогда в аптеках были и другие интересные вещи: средство от кашля «Героин» и лекарство от насморка «Кокаин».

1889 Создана первая автомобильная компания — Panhard-Levassor. Рене Панар и Эмиль Левассор купили у Готлиба Даймлера лицензию на его двигатель и через год представили машину на его основе. Именно она стала первым автомобилем с капотом спереди. Кроме прочего, Панар вошел в историю фразой, сказанной после победы в гонке Париж — Бордо — Париж в 1895 году: «Это было безумие! Я делал 30 километров в час!» Эти слова выгравированы на памятнике Рене. Кстати, памятник пришлось ставить скоро — он погиб на гонке в 1897 году.

1890 Год рождения самой старой автомобильной компании, которая дожила до наших дней, — Peugeot. Тогда же была основана и Daimler-Motoren-Gesellschaft, позже ставшая частью Mercedes-Benz.

1893 Маргарет Уилкокс изобретает печку для машины. Как всегда, женщина — хранительница очага и создательница уюта.

1898 20-летний Луи Рено разрабатывает «прямую передачу» — первую коробку скоростей, которая была на порядок эффективнее применявшихся до того шестеренки и цепи передач. Чтобы доказать эффективность своего ноу-хау, он на спор въехал на машине собственной конструкции на улицу Ру Лепик на Монмартре, которая имела уклон в 13 градусов. Рено выиграл пари и тут же получил 12 заказов на такие автомобили.

1899 Фердинанд Порше сконструировал первый полноприводный автомобиль, приводящийся в движение двигателем внутреннего сгорания и четырьмя электромоторами (на фото внизу). Это было за 108 лет до того, как «порш» с такими характеристиками поступил в продажу: речь о гибридном и полноприводном Cayenne.

1908 Генри Форд запустил в производство модель «T». Другие машины предлагались в виде рамы с колесами, на которую покупатель мог заказать кузов по своему вкусу. «Т» сразу была готова к применению. За год было продано 11 000 машин по цене 260 долларов за штуку. Через 92 года «Жестянку Лизи» (прозвище «Т») признают машиной века.

Фото 2 - История автомобиля (продолжение)

Ford T

1911 Чарльз Кеттеринг изобрел стартер. Первым автомобилем, которая заводилась сама без необходимости крутить ручку, стал Cadillaс Model 30 Self Starter. Изобретение Кеттеринга позволило сделать еще один прорыв — машина освещала себе путь электрическими фарами.

1913 На заводе Ford впервые в автомобилестроении начинается конвейерная сборка. Во многом благодаря этому к 1927 году тираж модели «Т» составит 15 млн экземпляров, каждый из которых будет собран всего за 93 минуты.

1916 Сегодня дерево в машине — редкость даже во внутренней отделке, а 100 лет назад из него делали не только салон, но и кузов. Но в 1916 году Dodge первым представил машину с цельнометаллическим кузовом. Наверное, в том же году она начала потихоньку ржаветь.

1919 Изобретенная Bosch лампа с двумя нитями накала подарила автомобилистам возможность переключаться между двумя режимами работы фар: ближним и дальним светом. Ура! Без этого ноу-хау мы никогда не смогли бы предупредить встречников о полицейской засаде.

1922 Сейчас только серьезные внедорожники строят на основе несущей рамы, но 89 лет назад так делали все машины. Lancia Lambda, которая стала первым автомобилем с несущим кузовом, а значит, с меньшим весом, лучшим

1923 Mercedes 10/40/65 рp — первая серийная машина с нагнетателем: смесь подается в двигатель под давлением, мощность растет, а вместе с ней растут и шансы на то, что соперник в гонке увидит только эмблему на багажнике твоей машины.

1934 На заводах Ford впервые начинают применять «безопасное» остекление. До этого на машины ставили обычные стекла, которые легко бились и не менее легко царапали и калечили пассажиров. 1934-й отметился и еще одним примечательным событием: Фердинанд Порше реализовал логичную идею расположения двигателя между передней и задней осями. В период 1934-1939 годов гоночные среднемоторные машины Auto Union с двигателями V16 и V12 83 раза праздновали победы в гонках. На одной из них был установлен и мировой рекорд скорости тех лет — 406,3 км/ч.

1936 На автомобильной выставке в Берлине представлена первая серийная пассажирская дизельная машина — Mercedes-Benz 260D: 45 лошадиных сил и расход 9,5 л на 100 км. До этого такие моторы ставили только на грузовики, о чем ты уже читал на прошлой странице. Правда, эксперименты с легковыми дизелями в 1921 году проводил Peugeot, но в серию та машина не пошла.

1939 Первый купе-кабриолет: владельцы Peugeot 402 Eclipse нажимали кнопку, и крыша отъезжала не только у машины, но и у всех, кто это видел. Причем всего за 15 секунд. В этом же году Packard выпустил первую машину с кондиционером: он занимал полбагажника и плохо работал, так что эту опцию перестали предлагать уже через 2 года.

Фото 3 - История автомобиля (продолжение)

Pegeot 402 Eclipse

1945 Слепой изобретатель и инженер Ральфон Титором так ненавидел ездить на машине со своим адвокатом, который постоянно то разгонялся, то тормозил, что придумал систему «круиз-контроль». Правда, первую машину, оборудованную ею, — Chrysler Imperial — стало возможно купить только в 1958 году.

1951 В этом году работник GM по имени Роберт Баллард представил то, что греет нам не только душу, но и задницу — сиденья с подогревом. Забавно, что охлаждаемые сиденья, которые сегодня встречаются реже подогреваемых, были придуманы значительно раньше — в 1936-м, но дебютировали на серийной машине лишь в 1997 году (Saab 9-5).

1954 Начинается история гидропневматической подвески, и первый раз такая система появляется на Citroen Traction Avant 15/6H. Пока гидропневматика только на задних колесах, но через год на модели DS уже вся подвеска заработает на основе этой системы и машины с двойным шевроном на эмблеме обретут свою фирменную плавность.

1959 Mercedes-Benz 220 — первая машина, при производстве кузова которой были заранее рассчитаны сминаемые зоны, которые поглощают энергию удара при аварии, а значит, снижают опасность для пассажиров.

1962 Легковые машины впервые получили турбированные моторы: Chevrolet Corvair Monza и Oldsmobile Jetfire благодаря этому вместе вошли в историю. А вот из производства они вышли быстро, и в этом тоже заслуга турбины, которая в те годы не отличалась надежностью.

1963 Первый полноприводный автомобиль с АКПП — Jeep Wagoneer. Поднять тост за его здоровье могут все владельцы современных внедорожников.

1965 Peugeot 204 — первый мире серийный автомобиль с полностью независимой подвеской всех колес.

1967 Французы знают все о том, как строить глазки. Неудивительно, что именно они — а точнее, компания Citroen — научили этому машину: фары модели DS умели поворачиваться вместе с рулем, улучшая обзор в поворотах ночью.

1970 Dodge выпускает машину с линзами в фарах — теперь пучок света более четко сфокусирован.

1978 Машины учатся не давать колесам блокироваться во время торможения. Знакомит мир с ABS компания Mercedes. Прелести новинки демонстрируют на мокрой трассе, где машина без ABS не может, тормозя, объехать коробки, а машина с ABS легко справляется с данной задачей.

Фото 4 - История автомобиля (продолжение)

Демонстрация возможностей Mercedes с ABS

1980 В этом году автомобили стали теснить метеорологов, по крайней мере, научились сообщать водителю о температуре за бортом. Впервые это сделала BMW 745i. Еще через год другая BMW — теперь уже 5-й серии — стала предоставлять хозяину более важную информацию о расходе топлива.

1983 Dodge Caravan внес свой посильный вклад в автомобилестроение. Вклад этот — выдвижной подстаканник. Тогда же появилось еще одно автомобильное удобство — Honda предложила в качестве опции навигационную систему Electro Gyrocator.

1989 Buick Regal, Oldsmobile Cutlass Supreme и Pontiac Grand Prix стали первыми машинами, у которых брелок с кнопками, открывающими двери, стал частью базовой комплектации. И больше не надо было вставлять ключ в замок двери.

1991 BMW 7 серии выехала в историю с помощью такого ноу-хау, как ксеноновые фары.

1992 Военный внедорожник HMMWV (M998 High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle) начинает продаваться для гражданских под именем Hummer H1. В 2010 году старый вояка падет жертвой экономического кризиса и войны за экологичность и канет в лету.

1994 Европейское общество потребителей начинает проводить краш-тесты, чтобы определить, насколько реально безопасны машины. Через два года будет создана Euro NCAP — организация, которая сегодня испытывает в краш-тестах все новые машины и присваивает им соответствующий рейтинг (от одной до пяти звезд). Если раньше машины по характеристикам можно было сравнить только с точки зрения динамики и мощи, то теперь покупатель смог соотносить и то, как разные модели ведут себя в авариях.

1995 Mercedes предлагает первую машину с системой курсовой устойчивости ESP, а Porsche (следом за ним и Audi) — первые «типтроники» — АКПП с возможностью ручного переключения передач.

1997 Toyota Prius — первый гибрид, приспособленный для реальной жизни. Голливудские звезды с радостью стали скупать их, чтобы демонстрировать свою экологическую ответственность.

1998 Michelin выпускает шины PAX, которые позволяют ехать даже после попадания пули. Работа киллера становится сложнее.

Фото 5 - История автомобиля (продолжение)

Шины Michelin

2000 Китайцы выпускают первый миллион машин своей (или почти своей) конструкции.

2001-2011 История машины пишется каждый день, но мы на этом остановимся. Да простят нас те, кто отметился своими достижениями уже в нулевые, но все-таки самые значительные открытия пока принадлежат инженерам прошлого. К тому же открытия 2001-2011 годов еще совсем недавно были в новостях и, надеемся, ты их помнишь.

Железо: скорость
Железо: скорость
Железо: скорость
Железо: скорость
Железо: скорость
Железо: скорость
Железо: скорость
Железо: скорость
Железо: скорость
Железо: скорость

Фото: Diomedia

Читай также: История автомобиля (начало)

Комментарии

3
алексей
20 октября 2014 2:59

изобретения многие от лени или раздражения )))вот не бесил бы адвокат слепого и всё нет круиз контроля)))

Сергей
18 марта 2014 18:18

спасибо за статью, все очень интересно и даже фото есть!

Добавить комментарий
Показать ещё