Двигатель автомобиля: 10 вопросов о системе охлаждения

Нам обещают жаркое лето, так что самое время подумать о системе охлаждения твоей машины. Как разобраться в палитре цветов антифриза? Почему езда на непрогретом двигателе нежелательна? Почему нельзя заливать водопроводную воду?
Фото 1 - Двигатель автомобиля: 10 вопросов о системе охлаждения

1. Зачем нужна система охлаждения двигателя?

Представь себе, для того, чтобы охлаждать двигатель. Спасибо, Кэп!

Но все не так однозначно. Двигатель работает полностью корректно только в определенном диапазоне температур — обычно это 80-110 градусов по Цельсию. Система охлаждения не просто охлаждает, а поддерживает температуру двигателя в этих пределах. Кроме того, она же служит источником тепла для автомобильной печки. Так что, кроме перегрева, она спасает мотор еще и от холода. А заодно и тебя, когда ты ныряешь в салон с мороза.

2. Что бывает при ее неисправностях?

Проблемы системы охлаждения проявляются в двух вариантах.

Первый — это перегрев, когда автомобиль сигналит тебе о нем красной лампочкой. Продолжать движение в этом случае нельзя: надо либо искать причину самостоятельно, либо отправляться на эвакуаторе туда, где этим займутся специально обученные люди.

Второй вариант — работа «на холодную», то есть когда зимой ты сел в машину, завел двигатель и тут же поехал, не прогрев толком ни агрегат, ни салон. В принципе, мгновенной смертью двигателю такой режим не грозит, но и хорошего ничего в нем нет — тепловые деформации частей двигателя никто не отменял. Попросту говоря, в недогретом двигателе зазоры между трущимися деталями несколько иные, чем в прогретом, и могут смазываться недостаточно эффективно. Да и само моторное масло оптимально работает именно при штатной температуре двигателя, а не при пониженной.

3. Сколько охлаждающей жидкости должно быть в системе охлаждения?

Обычно в систему заливается 8-10 литров охлаждающей жидкости (антифриза). Но это цифра, с которой ты вряд ли столкнешься, если не будешь менять ее полностью. А вот что желательно изредка проверять, так это ее уровень в расширительном бачке. На нем две отметки — MIN и MAX. Уровень охлаждающей жидкости не должен быть ниже отметки MIN на холодном двигателе.

4. Что делать, если охлаждающая жидкость периодически «уходит»?

Все зависит от периодичности. Если раз в год на ТО ты видишь, что уровень жидкости ушел чуть ниже минимума (то есть, необходимо долить пол-литра-литр) — это норма. Доливай и не парься. А вот если эти пол-литра-литр приходится заливать раз в месяц или чаще — пора искать место утечки.

5. А что доливать? Антифриз (и какого цвета) или тосол?

Для начала решим вопрос с путаницей в терминах. Тосол — это не разновидность технической жидкости. Это бренд, под которым выпускается антифриз. То есть, еще раз, тосол — это всего лишь одна из разновидностей антифриза.

Еще один вопрос — о цветах антифриза. Здесь ответ простой: цвет антифриза определяется красителем. А рабочие качества зависят не от цвета, а от так называемого допуска. Допуск антифриза — это некие загадочные цифры с буквами, вроде «G12++». Производитель автомобиля в документации на машину обязательно пишет, какой допуск должен иметь антифриз, заливаемый в систему охлаждения. Так что если у тебя залит красный антифриз с допуском G12++, ты можешь смело доливать в систему зеленый антифриз с таким же допуском — работать все будет штатно. Немного расстроит только получившийся бурый цвет — но это влияет только на эстетику.

6. Можно ли заливать воду в систему охлаждения?

Да. Но очень нежелательно. Помимо того, что это допустимо только в жаркое время года, вода очень неохотно будет жить при температуре 110 градусов. Современные двигатели рассчитаны именно на работу с антифризами. Так что воду доливать можно только в крайних случаях — когда, например, за день у тебя уходит литр-другой жидкости, а до ремонта ездить еще месяц (бывает ведь и такое). Тогда да – чтоб не разориться, придется лить воду. Но только дистиллированную! Она продается в магазинах запчастей и стоит недорого. В обычной водопроводной воде содержатся всяческие соли и другие примеси, которые вызывают активную коррозию каналов системы охлаждения. Залив однажды водопроводную воду, ты рискуешь через некоторое время столкнуться с кучей неприятных сюрпризов.

7. Нужно ли менять антифриз?

Да. Эта процедура рекомендуется производителем раз в пару-тройку лет. Несмотря на то, что антифриз содержит присадки, замедляющие коррозию, она все равно происходит. Кроме того, и сам антифриз с годами начинает терять свои свойства. При замене не только обновляется сам антифриз, но и из системы вымываются те продукты коррозии, которые иначе бы накапливались.

8. Какого еще обслуживания требует система охлаждения?

Помимо промывки системы «внутри» (с заменой антифриза), необходимо следить за состоянием радиатора. Его забивает летящая с дороги грязь, которая со временем превращается в этакую «шубу», не позволяющую воздуху продувать радиатор и эффективно охлаждать мотор. Чтобы этого избежать, желательно раз в те же пару-тройку лет промывать радиатор снаружи: обычно для этого требуется снять его и помыть мойкой под низким давлением, чтобы не повредить.

9. В каких случаях должен включаться вентилятор системы охлаждения?

Вентилятор включается даже на непрогретой машине, если работает кондиционер: в этом случае он вращается на первой, пониженной скорости. Это штатный режим.

Кроме того, он включится на второй, высокой скорости, если температура двигателя приблизилась к максимальной: он охладит жидкость, температура мотора упадет на 10-20 градусов, и вентилятор выключит вторую скорость. Потом, когда мотор снова прогреется до верхней рабочей отметки — вентилятор опять включится. И так далее — это нормальный рабочий режим.

Вентилятор включится на вторую скорость на непрогретой машине или будет постоянно молотить на непрогретом автомобиле, если в системе охлаждения есть неисправности, зафиксированные блоком управления (попросту — «мозгами») двигателя. Например, если вышел из строя датчик температуры — вентилятор превентивно включается на максимальный обдув, чтобы гарантированно не перегреть двигатель.

10. Можно ли ездить, если неисправен вентилятор системы охлаждения?

Как ни странно, в ряде случаев можно. Вентилятор засасывает воздух через решетку радиатора на сам радиатор, то есть, когда ты едешь, набегающий поток воздуха точно так же охлаждает мотор, как это делает вентилятор. Только нужно выключить кондиционер — он выделяет избыточное тепло, и без вентилятора набегающий поток воздуха может и не справиться. Кроме того, в этом случае крайне не рекомендуется делать остановок — как только ты останавливаешься, охлаждение пропадает, и в глухой пробке мотор тут же «закипит».

Комментарии

5
GROG
21 июня 2016 21:17

как -то банально всё....

сергей
21 июня 2016 19:31

Помнится - покупал машину в Японии. З-х летняя коренная японка попрочнее и понадёжнее чем то, что сходит с наших конвейеров. Так вот продавец спросил : "Машина для себя или на продажу?". Отвечаю: "Для себя"))))))))). Япончик дал добрый совет: "Машина из фирмы, после японского тех.осмотра - так что ваших механиков к ней в течении 3-х лет можешь не подпускать даже, Меняй масло только" После трёх лет, когда продавал двигатель работал так, что покупатетль его даже не услышал" Япония, мать её.....

Денис
21 июня 2016 13:21

Да и вообще рассмотрите самые частые проблемы в дороге и как их исправить, будет очень полезно молодым водителям, коим сам и являюсь)

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.