Автосервис: "Основная проблема - незнание своих прав..."

Как влиять на наглых дилеров? Какие рычаги воздействия есть на недобросовестные автосалоны? Об этом мы решили побеседовать с юристом Марией Свиридовой.
В сфере обслуживания особенной остротой отличаются проблемы российского автомобилиста. Чтобы внести ясность в хотя бы некоторые из конфликтов между автосалонами и автовладельцами, мы обратились к юристу.

интервью с экспертом
Мария Свиридова,
юрист

Межрегиональная общественная организация Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль".

Цитата: "Многие заблуждаются, предполагая, что если им показали авто, то все будет в порядке. С ПТС на транспортное средство необходимо знакомиться до покупки!"

- Мария, возьмем типичную ситуацию. Покупатель оплатил машину, но автосалон ему ее не предоставил. Ссылается на очереди. Обещанные сроки давно сорваны. Какие варианты ответных действий у покупателя, который остался и без денег, и без машины?

- В первую очередь необходимо внимательно изучить условия договора и определить точную дату передачи предоплаченного авто. Далее необходимо направить Продавцу Претензию с требованием в порядке п. 2 ст. 23.1 Закона РФ "О защите прав потребителей", а именно - либо передать предоплаченный товар в установленный Покупателем новый срок, либо с требованием возврата суммы предварительной оплаты товара, который не передан продавцом.

Кроме этого, Потребитель имеет право требовать от Продавца выплаты неустойки за просрочку передачи предоплаченного товара, в размере 0,5% от суммы предварительной оплаты за каждый день просрочки. При этом необходимо иметь знать, что Продавец не имеет права уменьшать размер неустойки предусмотренной п. 3 ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», включая в договор условия о меньшем размере неустойки.

- Многие жалуются на проблемы с сервисным обслуживанием, например, с запчастями. Ездил мужик на новой машине. Случилась поломка. Обратился к официальному дилеру, тот признал, что брак заводской, подлежит гарантийной замене. С тех пор эту гарантийную замену мужик ждет несколько месяцев. Обещанные сроки давно миновали. Что можно предпринять по отношению к автосалону? Покупатель заявил было, что расторгнет договор, но ему ответили, что все или почти все такие дела завершаются в пользу дилера...

- Статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает права Потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков, Т.к. автомобиль, согласно Постановлению Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575 относится к технически сложному товару, подлежащему замене только в случае обнаружения существенных недостатков или в иных случаях, предусмотренных п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Потребителю необходимо изучить документы о передаче автомобиля дилеру на гарантийный ремонт или Претензию, направленную им Продавцу, и определить согласованный срок (данный срок также может быть указан в условиях гарантии на автомобиль).

Необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» согласованный в письменном виде срок устранения недостатков не может превышать 45 дней.

При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, первоначально определенного соглашением сторон. Если Потребитель готов ждать детали, то он может предложить продавцу заключить соглашение о согласовании нового срок устранения недостатков. И соглашение, разумеется, письменное.

В случае же просрочки срока устранения недостатков (ремонт свыше 45 дней) Потребитель имеет право предъявить Продавцу иные требования, предусмотренные ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», в том числе требования о соразмерном уменьшении цены, о замене товара и возврате уплаченной за товар суммы. Кроме этого Потребителю имеет право требовать возмещения убытков, причиненных вследствие продажи ему товара ненадлежащего качества.
Так же, ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность продавца за просрочку выполнения требований Потребителя об устранении недостатков, в размере 1% цены товара, за каждый день просрочки. Для применения указанной нормы требование об устранении недостатков должно быть первоначально заявлено продавцу, у которого приобретался автомобиль.


Измененные требования необходимо заявлять в письменном виде Продавцу, в виде Претензии, оставляя у себя копию Претензии с отметкой (печать) Продавца о получении им данных требований. Сроки удовлетворения каждого требования по ст. 18 ст. Закона РФ «О защите прав потребителей» определены нормами действующего законодательства.

- ОК. Но если все же происходит несоблюдение Продавцом (автосалоном) условий договора, и соответственно всех упомянутых вами законов, что в этом случае может сделать Потребитель? Подавать в суд? И если да, и кроме суда другого варианта нет, то много ли случаев выигранных исков по таким делам? Какова судебная практика на сегодняшний день?

- Во-первых, можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Но для получения уплаченных денежных средств или оплаченного автомобиля, если вопрос не разрешился в претензионном (досудебном) порядке, - да, необходимо обращаться в суд. По вопросу, передачи предоплаченного товара или возврата средств судебная практика, как правило, на стороне потребителя. Существуют исключения, но их можно вычислить на досудебной стадии.

- Насколько много, по вашим наблюдениям, выигранных исков, связанных с неудовлетворительным сервисным обслуживанием?

- Здесь каждая ситуация индивидуальна и зависит от выдвигаемых требований. Если говорить о возврате автомобиля, то это сложный судебный процесс. Если же речь идет об устранении недостатков, взыскании неустойки или убытков причиненных, например, некачественным ТО (техобслуживанием), то как правило, такие решения выносятся в пользу потребителя. Но необходимо отметить, что в таких процессах желательно участие юриста с самого начала, т.е. до момента предъявления претензии.

- В чем вы видите основные трудности по защите потребителем своих прав в автомобильной сфере - будь то сервисное обслуживание или поставка купленной машины?

- Основной проблемой можно назвать незнание потребителем своих прав и ведение всех переговоров в устном порядке, а также изучение условий договора и гарантии после подписания, и, как правило, когда проблема уже возникла. Плюс легкомысленное отношение к выбору организации, с которой заключается договор на проведение работ или покупку автомобиля.

- Какие ошибки чаще всего совершает потребитель при ведении дел с автосалоном? И какие советы вы бы дали человеку, направляющему в автосалон с намерением приобрести автомобиль?

- Одна из наиболее часто встречающихся проблем в процессе купли-продажи ТС (транспортного средства) – это непередача дилером ПТС (паспорта транспортного средства). Многие заблуждаются, предполагая, что если им показали авто, то все будет в порядке. С ПТС на транспортное средство необходимо знакомиться до покупки! Также необходимо внимательно изучать все условия договора купли-продажи, возможно, показать юристу, в общем – не торопиться с подписанием документов в первый же день посещения салона. Кроме того, я рекомендую внимательно изучить репутацию салона, ознакомившись с отзывами о нем других покупателей, например, в сети Интернет.


ФОТО: flickr.com

Комментарии

7
Совуня
02 июня 2016 21:09

Самое верное решение - это если есть свой знакомый мастер, а что касается заключение договора то в нем должно быть все прописано очень и очень подробно. В случае не согласия на пункты договора можно будет сослаться и более подробно описать, что конретно было не исполнено, либо было исполнено не подобающим образом

Линар
12 июня 2014 23:30

Сейчас уже нет таких проблем. Моделей машин огромное количество и все они есть в наличии)

Павел
30 марта 2014 18:19

полезно

Добавить комментарий
Показать ещё