Мир авто: грязные танцы

Учимся водить внедорожник в условиях родного внедорожья: в горах, лесах и на воде.
В России оказаться вне зоны действия асфальта проще, чем где бы то ни было. В стране, где 15 млн человек официально живут в условиях полного бездорожья, умение водить машину по грязи должно передаваться на генетическом уровне. Впрочем, если в твоей ДНК таких данных нет, мы это упущение сейчас исправим.

Сразу оговоримся, что речь в нашем тексте идет о поездках на внедорожниках (штурмовать тайгу на Renault Logan бессмысленно и вредно). Если собрался в трудную дорогу — возьми с собой лопату, мобильный телефон с зарядкой, навигатор и буксировочный трос. Есть опасность застрять в глуши — захвати также спальник, запас воды и подругу. А также прочти нашу инструкцию.

В ГОРАХ
F Штурмовать подъем (особенно если местность незнакома) на скорости нельзя. Больше толку будет, если ты спокойно на второй передаче со включенной раздаткой без пробуксовок заползешь наверх, чем если попробуешь штурмовать горку с разгона. Будь готов к тому, что наверху надо подкорректировать курс, а когда нос машины заедет на вершину и в лобовом стекле небесный пейзаж вновь сменится земным, нужно будет затормозить.

G Если ты застрянешь на середине пути, придется помучиться. Спускаться задом еще сложнее, чем двигаться к вершине в обычном положении. На автомате — просто включи при работающем двигателе заднюю передачу и попробуй скатиться вниз под силой собственной тяжести, не газуя и не терзая тормоз (так советуют специалисты школы вождения Driving Art). Но если застрял на полпути к пику на механике, то мог и заглохнуть. Перед тем как заводиться, включи заднюю передачу и только после этого поворачивай ключ в замке. Дальше действуй, как сказано выше. Предпринимая вторую попытку штурма, не двигайся по своим свежим следам. Лучше проложить рядом с ними новые колеи, чем застрять в старых.

H Достигнув пика, выйди из кабины и оцени дальнейшую дорогу. Если впереди спуск, выбери наиболее безопасный маршрут съезда, только учти, что ехать нужно прямо, а не по диагонали к склону — в таком положении меньше опасность застрять или “сделать уши” (проще говоря, перевернуться). Включи первую передачу и спускайся, по возможности притормаживая двигателем, а обычные тормоза используй минимально.
Фото 1 - Мир авто: грязные танцы

В ЛЕСАХ
1. В лесу не только толще партизаны и больше извращенцев, там еще и дороги такие, что пользоваться ими стоит только в крайних случаях. Перед тем как сворачивать на такую тропку, проверь, насколько глубокие там колеи и сколько в них воды, — возможно, твоему внедорожнику элементарно не хватит клиренса, чтобы там проползти. Как только закончишь думать об этом, переключись на еще одну печальную перспективу — чаще всего развернуться в лесу невозможно и, в случае если дорога превратится в совсем уж непролазную топь, ехать обратно придется задом. Мечты о лесной прогулке не пропали? Тогда убедись, что в багажнике есть лопата и трос, а на ногах — сапоги, и отправляйся в чащу. Только для верности опусти давление в шинах хотя бы до полутора атмосфер — это снизит опасность быстро закопаться по самые… двери.

2. Обычно самый сухой и плотный грунт на обочине, поэтому лучше двигаться не по дну канавы или центру дороги, а с краю, балансируя одним боком “на берегу”. Всегда думай о колесах: под каким углом находится передняя пара и какие из всей четверки сейчас увереннее цепляются за грунт. В жидком месиве машина может двигаться вперед даже с вывернутыми передними колесами, но стоит им попасть на более твердую почву — и автомобиль встанет поперек дороги. Конечно, лучше всего следить за дорогой и колесами через открытое окно, но острые ветки и брызги грязи могут помешать этому медитативному занятию. Кстати, о брызгах. Если машина встала и банально буксует, вздымая к небу фонтаны грязи, не стоит ждать, пока она закопается окончательно, — вылезай, бери лопату и строй дорогу сам: накидывай под колеса сухой грунт, а также ветки деревьев.

3. Если ты свалился всеми колесами в колею, вылезать из нее нужно, активно работая рулем, а не газом: поворачивая колеса и уткнувшись в край колеи, старайся, крутя руль вправо-влево, разработать канавки и по ним выбраться из ямы. Когда почувствуешь, что передние колеса зацепились, сбрасывай газ и потихоньку ползи на волю.

НА ВОДЕ
Вода — это кошмар для твоей машины. Она может одним ударом отправить двигатель на свалку, поэтому, если есть возможность, избегай бродов и лучше сделай крюк, вместо того чтобы срезать дорогу через водную артерию.

1. Если выхода нет и ты стоишь перед вод­ным препятствием, не обладая даром раздвигать волны, максимально подготовь машину к купанию. Если есть пневмоподвеска — подними автомобиль в максимально высокое положение и зафиксируй. Закрой решетку радиатора картонкой, чтобы набегающая волна не нанесла твоему мотору убийственный для него гидроудар.

2. Как бы ни была быстра твоя машина на суше, в воде не превышай скорость 20 км/ч (это примерно 11 узлов, раз уж речь о водном катании). Поедешь быстрее — и небольшое цунами, образующееся перед капотом, прикончит твой мотор. Двигайся плавно: не тормози — застрянешь, не газуй — утонешь, не глуши мотор — разреженная атмосфера в выхлопной системе тут же всосет туда воду, которая убьет катализатор. Легкое торможение возможно, только чтобы уменьшить волну перед носом, а ускорение допускается лишь на выезде из воды.

3. Особая опасность — реки с сильным течением: они могут развернуть машину и поставить ее параллельно потоку, кроме того, при форсировании таких препятствий уровень воды с той стороны, где набегает волна, будет неизбежно выше. Таит опасность и медленное движение через реку — вода может вымыть песок из-под колес, и машина застрянет. Лучше всего преодолевать подобные препятствия по диагонали, слегка следуя течению.

После купания выйди из машины и убедись, что твои номера не смыло. Потом при движении на сухом ровном месте несколько раз сильно нажми на тормоз, чтобы просушить его. Когда вернешься к цивилизации, обязательно посети сервис: так как вода — противо­естественная среда для автомобиля, всякий контакт с ней может вызвать целый спектр проблем, если машина не прошла специальную подготовку.

Ты — царь горы
Если заметил за собой талант вылезать из любого бездорожья, в какое бы ни вляпался, возможно, пора перейти в профессиональные проходимцы. Наш совет: иди в джип-триал — это спорт, где умные в гору не ходят, а ездят.

Джип-триал — соревнования по преодолению искусственных и естественных препятствий на полноприводных машинах. Препятствия эти, как и сами автомобили, бывают разные. Всего существуют пять классов машин, отличающихся степенью вмешательства в заводскую конструкцию. Начинать лучше с самого простого класса Д1, где от машины не требуется почти ничего — были бы тормоза и ремни безопасности в порядке. В отличие от мечты сыграть в сборной России по футболу, желание защитить честь страны на чемпионате Европы по джип-триалу осуществить проще. Правда, сначала придется обойти конкурентов в чемпионате России. К нему допускают при наличии лицензии участника Российской автомобильной федерации и лицензии водителя не ниже категории Д, также выданной РАФ. О получении лицензий, расписании соревнований и их регламентах тебе расскажет сайт Российской автомобильной федерации — www.raf.su.
Фото 2 - Мир авто: грязные танцы

ИЛЛЮСТРАЦИИ: ВАРВАРА ЖЕМЧУЖНИКОВА

Читай также:

Комментарии

11
Совуня
01 июня 2016 22:07

Советы хороши, на ориентировании по бездорожью интересно наблюдать за профессионалами которые вышеуказанные советы воплощают в жизнь

алексей
20 октября 2014 23:14

вроде простые советы ,но почему то когда застреваешь или выйти из колеи первая реакция нажать педаль газа)))
возьмем на заметку ваши советы)))

Георгий
05 сентября 2014 10:51

поехали

Добавить комментарий
Показать ещё