5 главных гоночных автомобилей СССР 40-60-х годов

ЗИЛ, ГАЗ и «Москвич», какими ты их еще наверняка не видел: первые советские спорткары.
5 главных гоночных автомобилей СССР 40-60-х годов

Это сегодня мы с тобой отчетливо понимаем, что спорт – идеальная реклама автопрома. А в до- и послевоенные годы середины прошлого века рекламировать то, что практически невозможно было приобрести частному лицу в нашей стране и что эпизодически продавалось за рубежом, смысла особо не было. Да и автоспорт как таковой у нас фактически только развивался. Тем не менее, пока Страна Советов на всех парах летела в светлое будущее, отметая по ходу мелочи в виде дефицита продуктов, моды и прочего секса, отдельные энтузиасты на уникальных автомобилях ковали рекорды. А заодно заочно демонстрировали Западу возможности отечественного технического гения – в Международную автомобильная федерация (FIA) СССР вступил только в 1956 году, так что большинство тех достижений осталось внутри страны. Вот лишь некоторые из приснопамятных машин-рекордсменов, скудную информацию о которых мы разыскали специально…для нас с тобой.

 

ГАЗ ГЛ-1

Если открытая версия «Гоночной Липгарта» первого поколения, названная по фамилии Главного конструктора Горьковского автозавода, в 1938-м сама по себе стала прорывом для нашего автопрома, то спорткар второй генерации больше прославился уже реальными достижениями. Самым ярким отличием во внешности стал «колпак» кокпита с заметной «одутловатостью» с левой стороны под локоть водителя и люком в крыше для доступа в салон. Построенный на базе мощной модификации «Эмки» (ГАЗ 11-73) автомобиль получил 3,5-литровый шестицилиндровый двигатель, форсированный с 76 до 100 л.с. В 1940 году ГЛ-1 уже «доехал» до абсолютного всесоюзного рекорда скорости: 161,87 км/ч.

Фото 1 - 5 главных гоночных автомобилей СССР 40-60-х годов

 

«Звезда-1»

Каплевидный аэродинамичный дизайн, алюминиевый кузов со стальным каркасом, мотор с нагнетателем и водяным охлаждением, независимая подвеска – этот футуристичный автомобиль изначально готовили к большим свершениям. Считаешь, что 350-кубовый двигатель о 30,5 силах от немецкого мотоцикла DKW не может «вдохновлять»? Не будь снобом! В 1946 году «Звезда-1» сумела развить 139,643 км/ч, что для такого класса моторов вообще-то означало громкий успех. На протяжении лет модель неоднократно модернизировалась: в общей сложности на счету «звездных» спорткаров свыше трех десятков скоростных рекордов!

  Фото 2 - 5 главных гоночных автомобилей СССР 40-60-х годов

«Харьков-Л1»

Рекордную эстафету в 1951 году перехватил концептуально схожий заднемоторный спорткар с узким и длинным кузовом на трубчатой раме и независимой торсионной подвеской. Еще более аэродинамичный и легкий – благодаря массированному применению алюминия и магниевых сплавов в конструкции снаряженная масса модели составляла всего-то 360 кг. Двухцилиндровый двигатель объемом 246 кубических сантиметров с нагнетателем развивал 45 сил. В 1953 году автомобиль разогнался до 203,389 км/ч, а спустя пару лет в копилке «Харьков-Л1» было целых пять всесоюзных рекордов скорости.

  Фото 3 - 5 главных гоночных автомобилей СССР 40-60-х годов

«Москвич-Г1»

Эту модель в 1955 году сконструировали на Московском Заводе Малолитражных Автомобилей – том, что позже стал известен как АЗЛК. Открытый одноместный споркар с алюминиевым кузовом на трубчатой лонжеронной раме и конструктивными элементами от серийного «Москвич-401» создавали специально для кольцевых гонок. Экспериментальный двигатель, расположенный в задней части машины, при объеме 1,1 л развивал 70 л.с., что при 650-килограммовой массе, казалось бы, обещало результативность. Но, говорят, на треке успеха «Москвич-Г1» не сыскал. А запомнился тем, что развивал максималку свыше 203 км/ч, что для тех лет определенно было в диковинку.

Фото 4 - 5 главных гоночных автомобилей СССР 40-60-х годов 

ЗИЛ-112С

К моменту появления модели в 1961 году за плечами «лихачевцев» была уже целая палитра спорткаров, в том числе, 112-й серии. Но ЗИЛ-112С со стеклопластиковым кузовом на пространственной трубчатой раме и шестилитровой V-образной «восьмеркой» от представительского ЗИЛ-111 под капотом оставил позади всех: его называли самым быстрым советским автомобилем тех лет. При мощности 240 сил этот одноместный Gran Turismo разгонялся аж до 260 км/ч! Собственно, его же считают и последним «зиловским» спорткаром – номенклатурная страна больше нуждалась в томных правительственных лимузинах для элиты, чем в гоночных болидах для избранных совершенно другого рода…

Фото 5 - 5 главных гоночных автомобилей СССР 40-60-х годов

Комментарии

30
Александр
11 сентября 2015 20:41

Болиды Формулы 1 нервно курят в сторонке)) Здесь все по Хардкору))

ИВАН
11 сентября 2015 17:54

Удивительно, что и в условиях плановой экономики, находились энтузиасты -конструкторы которые строили гоночные автомобили.
С использованием футуристических материалов и технологий.
Жаль, что сейчас в России не делают подобные концепты, патриоты в автоспорте перевелись? ))

Василий
09 сентября 2015 17:56

Были бы такие автомобили в нашей истории без номенклатурной элиты и всего, что с ней ассоциируется? Хорошо, что такие машины были! Будут ли ещё?

Добавить комментарий
Показать ещё