На своих троих

История трехколесных автомобилей от Леонардо да Винчи до наших дней.

На своих троих

Возможно, завтра экономический кризис заставит нас отказаться от такой роскоши, как четвертое колесо в машине. Если так, то это будет не такая уж большая потеря — многие автомобили всю жизнь провели на своих троих и при том неплохо себя чувствовали.

1478
У трехколесных машин была уйма шансов, чтобы стать нормой. Еще пять веков назад Леонардо да Винчи нарисовал проект заводной самодвижущийся повозки, колес у которой было три. Недавно по чертежам да Винчи собрали действующий образец.

1769
Первая паровая машина — Grand fardier — тоже была трехколесной. Артиллерийский офицер Николя Жозеф Кюньо создал монстра с 62-литровым котлом на носу для перевозки пушек, за что получил от правительства 22 000 луидоров. Каждые 10-15 минут Grand fardier делал передышку, чтобы закипеть и продолжить путь. Этот же Grand fardier стал первым автомобилем, попавшим в аварию, — Кюньо не вписался в поворот и протаранил ограду сада. К счастью, максимальными тогда были всего-навсего 3,65 км/ч.

1801
Первая “пассажирская машина” Ричарда Тревика на трех колесах в Рождество отвезла в Корнуолл восемь пассажиров и одного кочегара, без которого этот паровой экипаж никогда не разогнался бы до своих 13 км/ч.


1885
Три колеса решали много проблем. Такие машины, в отличие от четырехколесных, не требовали сложных систем рулевого управления и были гораздо устойчивее мотоциклов. Другими словами, с ними было проще иметь дело и инженерам, и водителям, поэтому Карл Бенц, создавая своего первенца, остановился именно на такой колесной формуле. Предка мерседесов приводил в движение бензиновый двигатель объемом 984 см3 и мощностью 0,9 л. с.

1913
Только что основанная компания Morgan выставляет для участия в Гран-при Франции (аналоге сегодняшней “Формулы-1”) свой автомобиль и побеждает многих четырехколесных конкурентов. Через год принимается решение не допускать больше трехколесники до старта.

1935
В продажу поступает самый большой серийный трехколесный автомобиль — американский Davis. Этот семиместный седан (4 пассажира спереди, 3 — сзади), несмотря на ширину 1,8 м, обладал феноменальной маневренностью — переднее колесо поворачивалось на 45о и позволяло парковаться в один прием. На трассе плюсом был 60-сильный мотор “Геркулес”, который, как обещалось, мог разогнать Davis до 160 км/ч. Жаль, но ноу-хау не оценили и всего было выпущено 18 машин.


1953
Лишенный права производить самолеты Messerschmitt переключился на наземные агрегаты. Так на свет появился Kabinenroller. Созданный авиационными инженерами микрокар на трех колесах выглядел как самолет, от которого отрезали крылья, и был рожден ползать — вместо V12, поднимавшего в небо самолеты Me, Kabinenroller в движение приводил одноцилиндровый мотор мощностью 10,2 л. с. Недолгий век наземного “мессера” закончился в 16 часов 34 минуты 17 августа 1964 году, когда с конвейера сошел последний экземпляр. Всего за 9 лет Messerschmitt продала более 25 000 “мотороллеров с кузовом”. Впрочем, Kabinenroller был обречен еще в 1956-м, когда с компании сняли запрет на выпуск самолетов.

1957
BMW Isetta — послевоенный бестселлер баварцев помог компании пережить кризисные времена. Три колеса, дверь в салон на месте капота и никаких понтов.

1962
Мир знакомится с самым маленьким представителем трехколесных — Peel P50. К слову, эта машина вообще самая маленькая в истории автомобилестроения и занесена в Книгу рекордов Гиннесса. 99 см в ширину и 134 см в длину — рядом с Peel P50 даже Smart кажется БелАЗом. Идеальный автомобиль для поездок на работу, несмотря на мощность 4,5 л. с., мог даже нарушить скоростной режим: его максималка — 64 км/ч. Кроме багажника и второго пассажирского места в жертву компактности принесли заднюю скорость — для движения назад предлагалось, выходить из машины и разворачивать ее вручную за специальную ручку. За нее же машину можно было отвезти и домой — за счет легкого стекловолоконного кузова вес P50 удалось снизить до 59 кг. К сожалению, проект не оправдал себя и в 1965 году его свернули. Всего за три года на свет произвели 100 машин.

Фото 1 - На своих троих


1964
В этот год трехколесному автомобилю удалось разогнаться до 566,27 км/ч. Рекордсменом стал реактивный Spirit of America. До сих пор этот рекорд скорости для трехколесных машин остается непревзойденным.

1970
Bond Bug. Оранжевый утюг на колесах разгонялся до 126 км/ч и мог похвастать футуристической кабиной, верхняя часть которой открывалась как у истребителя и заменяла дверь.

1993
Своего апогея достигает проект TriVette. Машина, в которой пассажир сидел за спиной водителя, впервые была показана публике еще в 1974 году, но именно в 1993-м появилась ее наиболее экстремальная версия. 700-сильный мотор от Chevrolet придал TriVette такую динамику, что в разгоне до 100 км/ч ему проигрывал даже McLaren F1. 3 сек. до сотни помогали TriVette вырваться вперед на прямиках, в поворотах обходить конкурентов ему позволяла феноменальная устойчивость. TriVette создал физик с 30-летним стажем и машина могла противостоять боковому ускорению до 3,27 G. Кстати, модификации с менее безумными моторами можно купить и сегодня, причем TriVette продается как в виде готового автомобиля, так и в виде “кита” — конструктора.


1994
Концепт-кар Vandenbrink Carver One появился под девизом: “Управление — как у машины, повадки — как у мотоцикла”. Его главная фишка — динамичная система контроля (Dynamic Vehicle Control, DVC), управляющая наклонами кабины в поворотах. На больших скоростях крены увеличиваются, благодаря чему переносится центр тяжести и растет устойчивость.

2001
Заканчивается производство самого известного трехколесного автомобиля — Reliant Robin. Он продержался на конвейере с 1973 года и засветился во многих фильмах. Так, именно его во многих сериях переворачивал мистер Бин. К слову, опрокинуть Robin можно было и голыми руками, силами двух-трех человек — он весил менее 500 кг. Зато и налог на владение этой машиной в Англии был смехотворный — как за мотоцикл.

2005
Peugeot 20Cup был создан для демонстрации силы французов: он одновременно показывал, в каком направлении развивается их дизайнерская мысль и куда смотрят их инженеры. Под капотом, созданным в стилистике будущих Peugeot, скрывался новый мотор, разработанный в партнерстве с BMW, правда, передняя часть 20Cup была не столь впечатляющей в сравнении с задней, где было всего одно колесо.

 


2007
Канадская компания Quebec представляет обновленный трицикл T-Rex (сама марка существует с 1996 года). Новая версия получила 200-сильный двигатель от Kawasaki, позволяющий разгоняться до 100 км/ч за 3,6 сек. В России купить T-Rex можно за $80 000.

Комментарии

9
Совуня
17 мая 2016 17:26

Леонардо смотрел в будщее и творил превосходя свой век. Что касается трех колесных авто и мотоциклов то многие из них нашли своего покупателя, так например с трех колесного мото упасть нужно постараться, однако если на двух колесном коне вы еще сможете проехать в междурядье то конечно на трех колесном агрегате у вас это не выйдет.

И.В.А.Н
15 сентября 2014 13:32

Vandenbrink Carver больше мотоцикл, чем автомобиль) Кстати недавно в Men's Health Статья выходила про трехколесный Харлей)) А в принципе три колеса не так уж и хуже трех. Может быть на больших скоростях становится заметна существенная разница между тремя колесами и четырьмя, но на маленьких скоростях ( где-то километров 100-150 в час, конечно кажется, что не такая уж и маленькая скорость, но по сравнению со скоростью звука она маленькая) эта разница незаметна.

Георгий
26 августа 2014 11:07

у меня тоже был трехколесник...давно - года в 3-4...

Добавить комментарий
Показать ещё