Спасите наши туши

Что же происходит при столкновении?

При столкновении на скорости 80 км/ч выделяется энергия, достаточная для того, чтобы подбросить 1 т на высоту 30 м

Побывав в шкуре манекена на краш-тесте, Никита Киселев решил разобраться, кому он обязан своим спасением.

Все, что я заметил, — это синее пятно где-то за левой стойкой. Ничего сделать уже нельзя — на тормоз нажимать поздно, да и газом проблему неотвратимых “жигулей” тоже не решить. Бабах! Я, как мне показалось, увидел звезды, которые по результатам краш-теста присудили моей Opel Astra. По инерции я проехал еще 4 м и замер. Из подушек валил белый дым, а я бросил взгляд на светофор — слава богу, ехал на зеленый. Так закончилась первая в моей жизни авария.
Я отделался легко: “астра” отработала довольно сильный удар и осталась на ходу, а вот человек в “жигулях” сильно ударился о приборную панель. Двери в его машине, вместо того чтобы усилить кабину, наоборот, раскрылись и уже больше не закрывались. Тогда я точно понял, что не зря взял кредит на машину, которая была конструктивно на 30 лет современнее.
Еще лет 50 назад, если на дороге что-то случалось, автомобильные концерны как один задирали нос и говорили, что виноват болван водитель. Так продолжалось, пока не начали гибнуть тысячи каждый день. Чтобы кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону понадобились усилия всего трех человек.
Бела Барени считается отцом пассивной безопасности. Именно ему принадлежит идея создания безопасного салона и сминаемых при аварии передней и задней частей машины. Патент на жест­кую клетку салона и зоны деформации он подал еще в 1952 году. Первым серийным автомобилем с зонами безопасности стал Mercedes 220 S с кузовом W111 (1959-й).



Нововведения внедрялись довольно неохотно. В те времена легко сминаемая машина мало кого привлекала. Все предпочитали крепкие автомобили, не понимая, что жесткий кузов представляет для них серьезную опасность в случае аварии. Бела разработал также травмобезопасную рулевую колонку и эластичную накладку на ступице руля. Большинство его изобретений нашли отражение только в Mercedes Benz S-class 1985 года.
Американский ученый Ларри Патрик свято верил, что если сконструировать автомобиль правильно, то даже в самой страшной аварии человеческую жизнь удастся сохранить. Именно он провел первые исследования, чтобы определить, насколько прочен человеческий организм и какие нагрузки он способен выдержать во время аварии. Он сопоставлял исследования на живом организме и на трупах.
Проще говоря, он экспериментировал сначала над добровольцами, а когда те уже не могли терпеть боль от падающих на грудную клетку или череп тяжелых объектов, переходил к более сговорчивым трупам.



В серии жутких, но необходимых экспериментов внутрь мертвых тел помещали датчики, а сами трупы бросали с большой высоты на металлическую ступеньку и таранили под разными углами.
Оказалось, что человеческий череп может выдержать кратковременную нагрузку в 1800 кг без особых последствий или перегрузку в 400G. В отсутствие добровольцев Ларри нередко испытывал прочность человеческого тела на себе.
Благодаря трудам Ларри Патрика, а также книге американского адвоката Ральфа Нейдера, в США в 1967 году был принят первый закон об автомобильной безопасности. Он сделал нормой такие привычные сегодня вещи, как ремни безопасности, травмобезопасные материалы салона и телескопические рулевые колонки.
Третьей выдающийся личностью в сфере автомобильной безопасности стал Нильс Болин. В 1959 году он вошел в мировую историю как создатель V-образных трехточечных ремней безопасности. Первыми автомобилями, в которых было применено его ноу-хау, стали Volvo P120 Amazon и PV544. Но популярностью они не пользовались.
Люди считали, что это неудобно, и с большой надежной смотрели на следующее изобретение — первые подушки безопасности. В Америке считали, что подушка должна была спасать тех, кто не пристегнут, в то время как в Европе решили, что она должна работать в комплексе с ремнем безопасности. Последние оказались правы.
Mercedes-Benz первым установил подушки безопасности на свой S-класс, проведя более 250 краш-тестов. Все тесты доказали, что подушка срабатывает правильно только тогда, когда человек пристегнут.

Новый очевидец
Что происходит, когда непристегнутый водитель на скорости 80 км/ч совершает наезд на неподвижное препятствие.

0.026 сек После удара вдавливается бампер; сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как пассажиры — если они не пристегнуты ремнями безопасности — продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч.
0,039 сек Водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 см.
0,044 сек Грудной клеткой он ломает руль. Спустя 0,050 сек. скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила тяжести, в 80 раз превышающая их собственный вес.
0,068 сек Водитель с силой в 9 т ударяется о приборный щиток.
0,092 сек Водитель и сидящий с ним рядом пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа.
0,1 сек Повисший на руле водитель отбрасывается назад — он уже мертв.
0,11 сек Автомобиль начинает слегка откатываться назад.
0113 сек Сидящий за водителем пассажир — если он также не пристегнут ремнем безопасности — оказывается с ним на одной линии и наносит ему новый удар и одновременно сам получает смертельные повреждения.
0,15 сек Наступает полная тишина; осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли.

Буквы безопасности
Когда SOS бесполезен, в дело идут другие аббревиатуры. Лучше, если все они будут в описании твоей машины.

ABS
Антиблокировочная система тормозов. Она не даст колесам при торможении идти юзом, а значит, управляемость машины будет сохранена и тормозной путь сократится.

ASC
Антипробуксовочная система, и этим все сказано. Вместо того чтобы пользоваться этим понятным словом, ее называют “трекшн-контроль” (tracktion-control), DTS (Dynamic Traction Control), ETC, TCS (Traction Control System), STC, TRACS, ASC+T (Automatic Stability Control + Traction). Как бы то ни было, эта система не даст колесам сорваться в скольжение.

DBC
Система динамического контроля за торможением. К сожалению, не у всех мышцы ног развиты достаточно, чтобы при экстренном торможении обеспечить оптимальное давление на педаль тормоза. Эта система уравнивает шансы на выживание завсегдатаев спортзалов с остальным населением Земли. С ее помощью торможение получается оптимальным.

EBD
Страшное немецкое словосочетание Elektronishe Bremskraftverteilung действует как заклятие, предотвращающее блокировку колес заднего моста. При торможении основная нагрузка ложится на передние колеса, поэтому требуется перераспределение тормозных усилий, чтобы машина тормозила быстро и предсказуемо.

ESP
У нее много имен — ATTS, ASMS, DSTC, DSC, FDR, VDC, VSC, VSA, но еще больше возможностей. ESP — это оперативный штаб по обработке данных с датчиков всех систем машины. Она следит за угловым ускорением, углом поворота руля, скоростью движения и тем, как вращается каждое из колес. На основе этого происходит постоянный расчет траектории движения. В итоге автомобиль всегда подстрахует водителя, если дорога окажется слишком скользкой или скорость в повороте слишком большой.

IC
Это означает, что под обивкой крыши спрятаны надувные занавески. Для их срабатывания нужно всего 25 тысячных долей секунды. После этого головы пассажиров будут защищены, а осколки стекол не порежут конечности.

SIPS
Усиленные и энергопоглощающие элементы кузова и боковые подушки предохраняют при ударах сбоку, если водитель не успел среагировать на команду “вспышка справа/вспышка слева”.

SRS
Так называются подушки безопасности — одна из главных систем защиты, когда аварии уже не избежать. Чем их больше, тем лучше. Машина не лопнет.

Комментарии

9
Совуня
17 мая 2016 15:22

Ну что сказать в случае аварии некоторые люди как не прискорбно погибали, а некоторые при самых страшных ДТП отделывались лишь испугом. В нашем столетии машины оснащаются все более и более современными системами призванными спасти жизнь водителя в экстремальной ситуации

алексей
11 января 2015 13:40

печальненько всё так расписюлено где хронаметраж аварии по тысячным долям секунды!
мы не задумываемся о плохом пока это не происходит с кем то близким или не дай Бог с тобой ,все на раслабоне ,

И.В.А.Н
15 сентября 2014 8:38

Да. Из всего этого можно сделать вывод - всегда пристегивайся, ну и конечно же "думай за дурака". Нельзя переезжать перекресток, даже если горит твой сигнал светофора. Нужно убедиться, что справа или слева не несется какой-нибудь дурак, думая, что успеет проскочить перекресток, ну или просто пьяный и на запрещающие сигналы светофора ему наплевать. Такие ситуации случаются очень часто.

Добавить комментарий
Показать ещё