Игры "Патриотов"

Недавно стало известно, что Россия лидер по продажам внедорожников в Европе.

По данным Национального агентства промышленной информации, с 2005 по 2006 годы продажи внедорожников в России выросли на 36%. В прошлом году в нашей стране было продано 238 300 таких машин, 8251 из них были UAZ Patriot.

Другие бы просто прониклись гордостью на пару минут, а наш корреспондент Олег Мазайский решил отметить этот факт покорением Алтая. Для этого подвига он, естественно, взял прибор под названием UAZ Patriot.

Олегу было предоставлено: 3 дня за баранкой джипа, 1500 км бездорожья и 9 уникальных мест Горного Алтая в лобовом стекле. Все, что мы получили от него по возвращении, — этот дневник.

День первый

Барнаул — Семинский перевал
Стартуем из Барнаула. До заветных гор одна дорога, и та через столицу Алтайского края. Когда-то здесь удачно сошел с ума писатель Достоевский, после чего назвал город сибирскими Афинами.
С непривычки, после небольшого седана с автоматом, УАЗ кажется каким-то зверем. Чтобы посмотреть в зеркала, приходится крутить шеей почти на 900.

Село Сростки
Сростки знамениты писателем Шукшиным и пирожками. Первый здесь родился и снял несколько фильмов. Вторые пользуются популярностью у проезжающих туристов. Пирожки здесь продают огромные, вкусные и дешевые — по 20 руб. за штуку. Еще есть удивительные драники — размером с кулак братьев Кличко. Если представить, что у них один кулак на двоих.

Республика Алтай
Едем по ровному шоссе, хотя уже видны горы и бурные реки. По трассе нас ведут гаишники с мигалками — проезжающие мимо машины шарахаются, как от правительственной делегации, а местные инспектора вдоль обочины растерянно отдают честь. Приятно, когда еще дождешься!
Но продолжается это недолго. Как только въехали на территорию Республики Алтай, честь нам отдавать перестали. Горные стражи порядка разительно отличаются от равнинных — круглые, холеные, солнечно улыбаются. Сразу ясно — здесь пасутся туристы.

Село Рыбалка
А алтайцы, оказывается, любят поесть. Мест­ный обед почти как по Гоголю — огромная баранья нога, котелок бараньего супа, колбаса из барана, вареные бараньи кишки… Даже кровь животного не пропадает — из нее делают колбасу “кан” (1). Говорят, еще будет местный сыр. Только бы не из барана.
Кстати, рядом с селом Рыбалка есть Дубровка, в которую, кроме шуток, вполне можно заказать такси.

Аржан-Суу
Из УАЗа проезжающие мимо “паркетники” кажутся малютками вроде “Оки”. Снова поражаюсь местному населению — вдоль дороги стоят дома-сараи, будто наспех сколоченные из того, что под руку попалось. Но на каждом — спутниковая тарелка! Цивилизация, однако!
Размышляя о глобализации как неизбежном процессе, доезжаем до Аржан-Суу — источника чистой воды. Презабавное местечко. С горы стекает ручей. Над ручьем свисают ветки деревьев, обвязанные веревочками “я сюда еще вернусь”. Рядом длиннющие торговые ряды с сувенирами. На память можно взять, к примеру, вилку из можжевельника (для похудания), музыкальный инструмент топшур (2) или комуз (3), бубен шамана и страшно подумать что еще. Набираем воды из источника и едем дальше.
Ну вот! Совсем некстати начались дождь и проблемы с машиной. Отказали дворники — пару километров ехали вообще вслепую. Машину чиним на ходу — одной рукой Сергей держит руль, другой копается в реле.


Семинский перевал
Подъем на Семинский перевал имеет длину 9 км, а спуск 11 км, вот такая занятная статистика. Перевал — это своеобразная граница “организованно-цивилизованного” и “дико-экзотического” туризма. После Семинского туристические базы и комплексы постепенно уступают место природе, практически не тронутой человеком.
Дорога проходит среди кедровых рощ. По обочинам стоят многочисленные продавцы шишек и заглохшие КамАЗы с “Волгами”. Редкий отечественный автомобиль долетит до середины перевала. Наш УАЗ рычит, но едет.
В деревнях, расположенных на Чуйском тракте за Семинским перевалом, все чаще можно увидеть традиционные алтайские постройки — аилы (4). И настоящих алтайцев становится больше. Говорят, им совсем нельзя пить — в организме полностью отсутствует фермент, расщепляющий алкоголь. Но алтайцы — народ смелый, поэтому они ежедневно спорят в этом смысле с наукой.



День второй

Перевал Чике-Таман-Ак-Тру
Главная прелесть алтайских гор в том, что они все разные. По дороге можно увидеть и Альпы, и Гималаи, и Анды. Удивляют и местные перевалы — один круче другого во всех смыслах. Высота перевала Чике-Таман составляет 1460 м, однако он кажется куда более высоким и смотрится жутковато.
Выезжаем на старую заброшенную дорогу — когда-то этот перевал был одним из самых тяжелых и опасных испытаний для путников и их лошадей. Лошадей мы не встретили, но загубленных автомобилей здесь достаточно — в обрыве покоится не один проржавелый остов. Проезжаем перевернувшийся КамАЗ с углем. Еще бы чуть-чуть — и в обрыв.

Петроглифы
В урочище Калбак-Таш находятся более 3000 наскальных изображений и 20 рунических древнетюркских надписей! Кроме символических животных и людей на многих рисунках изображены объекты, по форме напоминающие современные космические корабли с большими языками пламени снизу! А вот древних рисунков с УАЗами нет.

Акташ
От поселка Акташ до границы с Монголией — больше сотни километров. Однако погранотряд базируется именно здесь. На территории воинской части — храм и часовня. Рассказывают, что солдаты все это своими руками строили вместе с отцом Варлаамом, молодым и продвинутым священником (5). У него даже ЖЖ есть. Горы вокруг протыкают облака. Но говорят, что это еще не Горы.



Курайская степь
Расположена в большой межгорной котловине и окружена хребтами. Наконец-то наши внедорожники могут показать все свои хваленые качества — вокруг буераки, все усыпано мелкой и крупной галькой. Единственная живность — старые УАЗы, ЛуАЗы и ГАЗы, то и дело выскакивающие нам навстречу.

Подъем на Ак-Тру
Самая экстремальная часть путешествия. Задача — подняться на высоту 2150 над уровнем моря. Последний 8-километровый участок пути — настоящее испытание для автомобилей: крутые подъемы, обилие камней, два брода.
Еще страшнее местная переправа через горную речку. Говорят, когда-то это был платный мост, но, видимо, бизнес накрылся, а бревна растаскали. Оставшиеся деревяшки то и дело выскакивают из-под колес, внизу бурлит вода.
Дорога идет постепенно в гору. Слава богу, сухо. Но местами видны следы дождя и проезжавшего недавно ГАЗ-66 — колеи внушительные. С болью в сердце смотрим, как наши джипы бьются о здоровенные камни, скрытые грязью, как хрипит мотор на пониженной передаче, как мы крадемся по поворотам, каждую минуту опасаясь, что вот эта лужа — точно последняя, дальше — пешком.
Из соседней машины выкидывают сначала огнетушитель, потом водителя и пассажиров. Запах бензина. Оказывается, на одном из поворотов пробили бензобак. Дыра — с блюдце.
Уже темнеет. После недолгих совещаний оставляем машину с техниками на подъеме и едем дальше. Жалко мужиков — видимо, останутся сегодня без ужина.

Ак-Тру
Вершину взяли! Оказывается, здесь тоже есть цивилизация — останавливаемся в альпинистском лагере. Эти горы невысокие, но опасные. На базе стоят памятники погибшим, среди них есть женщины и иностранцы. Кстати, еще здесь порой трясет — четыре года назад было землетрясение, после чего изменился местный ландшафт.
Но для нас сейчас главное, что осталась баня. В нее мы идем после дороги, с купанием в соседнем горном озерце.
Левые люди сюда не заглядывают. Кто-то из наших путешественников оставил телефон на улице — никто не увел. И вообще здесь будто своя община: незнакомые люди с тобой здороваются, а девушки — вот же умницы, купаются в местных озерах голышом. Приятное место.
Сюда бы еще на недельку, но завтра ехать обратно. Самое главное, чтобы погода была нормальной, иначе наши джипы при спуске превратятся в санки. Местные говорят, давление падает. Значит, будет дождь.

День ТРЕТИЙ

Ледник Ак-Тру — дом
Сегодня поднимаемся на ледник Малый Ак-Тру. Это высшая точка нашего путешествия — 2300 над уровнем моря. При встрече горы показывают нам белый язык — это, собственно, и есть ледник. Глобальное потепление этих мест не коснулось — льда здесь не на один галлон виски с колой.

Спуск
Местные не ошиблись — к обеду начался дождь. Дорога вниз не менее рискованна — те же камни и буераки, но приходится еще и удерживать летящую машину — все-таки не горнолыжный спорт. Только спустились — хлынул ливень. Зато удалось прокатиться по бродам. Оказывается, наши автомобили умеют плавать.
Но одному из экипажей этого показалось мало. Решили проверить — вдруг УАЗы еще и летать могут? Выяснилось, вполне себе могут, если разогнаться, влететь в брод и забыть о педали тормоза, как это сделал Данил из компании-производителя наших авто. Цена эффектности — взорвавшаяся упаковка пива и раздолбанный ноутбук Димы, по наивности оставленный в багажнике. Весь обратный путь мы коллективно вздыхали: Дима — о ноутбуке, остальные — о пиве. Можно сказать, сплотились.

1. Кан — колбаса из овечьей или конской крови с добавлением лука и чеснока. Национальное блюдо телеутов — малочисленной народности, проживающей в некоторых регионах Сибири, в том числе и в Республике Алтай. Бараньи кишки тоже, кстати, их блюдо — тьергом называется.
2. Топшур — алтайский щипковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами. Играют на нем способом “бряцанье”.
3. Комуз, или варган, — само­звучащий щипковый музыкальный инструмент в виде подковки с прикрепленным к ней металлическим язычком. При игре его прижимают к зубам. Звук, который он издает, мягко говоря, на любителя.
4. Аил — национальное жилище алтайцев, похожее на юрту или шалаш, в центре которого располагается очаг.
5. Отец Варлаам (Якунин) — настоятель полкового храма в Акташе, окормляющий сельских жителей и военнослужащих Алтайского пограничного управления. Офицер запаса, в прошлом военный врач.

Комментарии

8
Совуня
17 мая 2016 15:12

Патриот машина конечно не плохая, однако многие жалуются на недоработки в плане эргономики кузова, гниющую нишу заднего колеса, слабое ЛКП и электрику.

алексей
09 декабря 2014 0:28

уаз патриот как лотерея -может повезет ,а может и не...

Линар
10 июня 2014 15:44

Машина конечно угловатая и не доработанная, но для наших дорого, как говорится сойдет) Тем более сейчас ее вроде модифицируют, будем ждать)

Добавить комментарий
Показать ещё