Полный П

Полный привод друг человека.

Он вытащит машину из грязи, удержит на траектории в повороте и позволит быстрее разогнаться и затормозить. Более того — в списке его подвигов есть даже попытка убийства Гитлера.

Фото 1 - Полный П

Miller FWD — машина-антифашист

Наличие у машины четырех колес ничуть не смущало производителей на заре автомобилестроения. Абсолютно беззастенчиво они занимались только двумя из них. Задний мост не просто приводил автомобиль в движение, но и нес весь груз ответ­ственности за торможение. А передним колесам оставалось лишь слепо направлять эту груду железа в одному водителю известном направлении.
Впрочем, нельзя сказать, что полный привод был выдуман вчера. Его история насчитывает более ста лет. Но долгие годы машинам для простых смертных он даже и не снился. Всеми четырьмя колесами крутили только техника для бездорожья и гоночные болиды. А в сторону тех, кто пытался привить полноприводные повадки обычным авто, крутили только пальцем у виска — слишком дорого и сложно.
В 1935 году одна из неудач конструкторов едва не изменила ход мировой истории — во время гонки на берлинском треке Avus американский полноприводной болид Miller FWD буквально лопнул от натуги. Его мотор разорвало, и осколки полетели в сторону трибуны, где сидел фюрер. Но, к сожалению, не долетели, и “Гитлер капут” отложился на 10 лет.
По идее, у нашей страны, где до сих пор, по официальным данным, 15 млн человек живут в условиях бездорожья, было больше всего поводов развивать полный привод. Но главный вклад в это дело внесли не мы, а британцы.
В 1966 году разработки Тони Ролта и Фреда Диксона нашли себе место в суперкаре Jensen Interceptor JFF — 325-сильном монстре, который считается первым серийным полноприводным автомобилем с самоблокирующимся межосевым дифференциалом. А за год до снятия Jensen с конвейера — в 1970-м — появился и первый Range Rover, машина, превратившая аскетичные вездеходы в комфортные авто. Но до массовых серийных легковушек полный привод дошел лишь через 10 лет.
Пока Советский Союз сходил с ума по пяти олимпийским кольцам, мир автомобильный потрясли четыре совсем других кольца. В 1980 году публике представили Audi Quattro. У нее были ручная блокировка межосевого дифференциала, 160-сильный мотор объемом 2,1 л и куча недоброжелателей, посчитавших машину слишком сложной и тяжелой. Правда, последних стало гораздо меньше, после того как Quattro выиграла первое же ралли, в котором приняла участие. Так началась мода на полноприводные авто, и сегодня именно машины с такой колесной формулой — самый быстроразвивающийся сегмент рынка.



Land Rover ­— королевский проходимец

Учиться и еще раз учиться

Собираешься купить современный полноприводной автомобиль? Подумай о том, чтобы пройти дополнительный курс обучения вождению. Иначе однажды он может увезти тебя туда, куда ты вовсе и не собирался.
В 1982 году на ралли Париж–Дакар Марк Тэтчер, сын железной леди, пропал без вести на шесть дней вместе со своими штурманом и механиком. В ходе масштабной поисковой операции их автомобиль был замечен с алжирского военного самолета в 50 км в стороне от маршрута.
Отчасти поэтому компания Land Rover рекомендует каждому, купившему их автомобиль, пройти курс обучения. Профессиональные инструкторы научат принимать правильные решения на спусках и подъемах, точно выбирать угол наклона и удерживать авто в равновесии на бревенчатом мосту.
Предварительного обучения требуют не только внедорожники. Курс подготовки будет полезен, если ты собрался покупать такой полно­приводной автомобиль, как Lancer Evolution. Научить справляться с машиной, которая разгоняется до 100 км/ч за 4-6 сек., и при этом успевать следить за дорожной обстановкой могут только профессионалы.

Внедорожная анатомия

Выбор полноприводной машины — сплошная путаница с разными системами и терминами. Но, как говорится, лучше день потерять, потом за пять минут долететь.





Блокировка межколесного дифференциала (1, 3)
Не дает колесам одной оси вращаться с разной скоростью. С заблокированными меж­осевым и задним межколесным дифференциалами машина будет ехать, пока не потеряют сцепление одно переднее и два задних колеса.

Межосевой дифференциал (2) Позволяет колесам передней и задней оси вращаться с разными скоростями. Без него машины с полным приводом не смогли бы ездить по твердому покрытию. Но на бездорожье свободный межосевой дифференциал мешает: достаточно одному колесу потерять сцепление с дорогой — поездка окончена.

Блокировка межосевого дифференциала (2) Во включенном состоянии делает автомобиль жестко полноприводным. Незаменима на бездорожье — машина будет ехать, пока не начнут буксовать одно переднее и одно заднее колеса.

Вискомуфта Первый шаг к автоматической блокировке дифференциалов. Муфта, заполненная вязкой жидкостью, позволяет шестеренкам вращаться с небольшой разницей скоростей. Но если эта разница возрастает, жидкость густеет и блокирует дифференциал. Вискомуфта может работать вместе с дифференциалом или вместо него. В первом случае привод полный всегда, во втором — вторая ось подключается лишь при проскальзывании основной ведущей.

Муфта Haldex Муфта, которой управляет электроника. Блок управления обрабатывает информацию о скорости движения машины, положении ее колес, режиме работы мотора, сигналы с датчиков АБС и так далее. Кроме того, Haldex может справиться с крутящим моментом, в 3,5 раза превышающим максимально допустимый для вискомуфты, и срабатывает быстрее нее.

Дифференциал Torsen Если одно из колес буксует, Torsen передаст больше момента на то, у которого сцепление лучше. То, что его название расшифровывается как TORque SENsing (чувствительный к моменту), объясняет принцип его работы — в отличие от вискомуфты, Torsen блокируется, только когда есть тяга мотора. А значит, не вмешивается в управление во время торможения.

Системный подход

Самая большая тайна полноприводных машин — то, что далеко не все из них по-настоящему полноприводны. Этот секрет пытаются утаить от покупателей с помощью красивых, но непонятных названий. Объяснить, что есть что, мы попросили инструкторов школы водительского мастерства Driving art.

Part-time 4WD
Подключаемый полный привод. Никакого отношения к party time не имеет, как и к постоянному полному приводу. На таких машинах не рекомендуется ездить по асфальту в режиме 4х4, так как у них нет межосевого дифференциала. В поворотах это приведет к сносу, износу и поломке. Проскальзывание шин кончится тем, что машина потеряет управление. К тому же резина сотрется быстрее, а нагрузка на трансмиссию прикончит и ее.
Примеры: УАЗ, Suzuki Jimny, Jeep Wrangler, Mitsubishi Pajero Sport.
Плюсы: самый дешевый полный привод, хорошая проходимость на бездорожье.
Минусы: на асфальте это просто тяжелый и прожорливый заднеприводной универсал, который постоянно возит с собой кучу ненужного железа, вроде раздаточной коробки и еще одного карданного вала.



On demand
В мирное время машина передне- или заднеприводная, но, если ведущие колеса проскальзывают, часть момента перекидывается на вторую ось. Некоторые производители считают, что это дает им право называть привод таких машин постоянным полным (full-time).
Примеры: Chevrolet Captiva, Honda HR-V.
Плюс: в обычном режиме расход топлива меньше.
Минус: подключение второго моста происходит с опозданием.



Full-time
Самый честный полный привод со всеми блокировками и возможностью в любом режиме штурмовать как серьезную грязь, так и ездить в режиме 4х4 по асфальту.
Примеры: Land Rover Discovery, Toyota Land Cruiser.
Плюс: электроника делает всю работу за тебя.
Минусы: больший расход топлива, самый дорогой вариант.



Полный привод легковых автомобилей
Как правило, это постоянный полный привод. Но, в отличие от внедорожников, без раздаточной коробки передач. Подвиги — не для этих авто. Максимум, на что может рассчитывать владелец полноприводного седана, — хороший шанс выбраться из заснеженного двора утром или спокойно доехать до дачного участка по осенне-весенней грунтовой распутице.
Пример: Subaru Impreza.
Плюсы: хорошее сцепление с дорогой, спортивный характер поведения, оптимальное соответствие дорожным условиям.
Минус: относительно большой расход топлива.

Комментарии

10
Совуня
15 мая 2016 17:56

Полный привод к сожалению невозможно подключить на всех авто когда едешь по трассе. Полный привод прекрасное подспорье тем кто живет в сельской местности или любителям выезжать на природу

алексей
08 декабря 2014 23:10

импреза это да !зимой многих удивляю!

Георгий
31 июля 2014 8:51

танки и грязь - близнецы-братья...

Добавить комментарий
Показать ещё