Газы и Вазы

Сейчас в области автопрома мы проигрываем и Германии, и Америке, и даже Корее. Но так было не всегда. Спецкор МН Антон Иванов вспоминает семь автомобилей, которыми мы можем гордиться.

Газ 13

Самая сексуальная машина с клеймом “Сделано в СССР”. В 1957 году, когда с конвейера сошли первые “Волги”, конструкторы ГАЗа переключились на новый проект — машину-преемника знаменитого ЗИЛа. Так началась жизнь красивейшего серийного советского автомобиля “чайки”.

Если бы Элвис Пресли жил в Стране Советов, он бы непременно мечтал о “чайке”. Не о розовой, конечно, — в такие цвета машины еще не красили, — а о темно-вишневой или светло-бежевой. Смотрелись они по-настоящему шикарно. Да и летали, несмотря на свои 2,1 т веса, довольно неплохо. Имея под капотом V8 объемом 5,5 л и мощностью 195 л.с., даже максимально загруженная “чайка” (7 чел.) разгонялась до 160 км/ч.

Кроме запаса мощности “чайка” могла прихвастнуть автоматической коробкой передач, гидроусилителем руля, вакуумным усилителем тормозов, электростеклоподъемниками и электроприводом антенны радиоприемника. А ведь был еще ГАЗ-13Б с открытым кузовом, мягкий верх которого поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с водительского места! Получить эту машину в личное пользование было все равно, что пройтись по улице имени себя. Такие “чайки” были у Михаила Шолохова, Юрия Гагарина и Фиделя Кастро.

Газ 21

21-я “Волга” — машина-актриса. Была бы в СССР Аллея славы, на ней непременно установили бы звезду с отпечатком ее протектора. Почти в каждом фильме тех лет фигурирует знакомый силуэт с оленем на капоте. Хотя, если разобраться, начиная именно с ГАЗ-21, мы стали отставать от Запада. “Волга” появилась в 1957 г., спроектированная на основе американской машины Ford Mainline и укомплектованная двигателем и трансмиссией от “победы”.

Для резкого торможения в ней приходилось привставать и всем весом налегать на педаль, а регулярные манипуляции с рулем вполне заменяли посещение спортзала. Но благодаря своей надежности и вполне современному дизайну “Волга” и за рубежом продавалась на ура. Особенно после того, как в 1958 году получила четырехступенчатую коробку и форсированный до 80 лошадей двигатель. Кстати, “Волга” ГАЗ-21 до сих пор остается единственной отечественной машиной, удостоенной Гран-при на Международной автомобильной выставке. Дело было в Бельгии. Там же “Волга” подтвердила, что ее не зря зовут танком, и на испытаниях перевернула небольшой трамвай.

Фото 1 - Газы и ВазыГаз М20

“Победа”… Сегодня так в России автомобили уже не называют — совестно. Сплошь абстрактные “калины” да “приоры”. Правда, сейчас и контроль над именами машин не такой серьезный. Легенда гласит, что изначально ГАЗ М-20 планировали назвать “Родина”, но, услышав об этом, Сталин удивленно спросил: “Сколько стоит “Родина”? — и название это больше не упоминалось. Да и имя “Победа” подходило автомобилю гораздо больше, ведь работа над проектом началась на следующий день после Сталинградской битвы, а первый показ на высшем уровне состоялся за пять дней до парада Победы.

Первые М-20 сошли с конвейера Горьковского автозавода летом 1946 года. Это было событие. Впервые советскую машину делали с нуля, а не на основе иностранного аналога. Впервые она имела несущий кузов. Впервые у нее вместо номера или индекса появилось полноценное имя. Нельзя сказать, что “победа” была быстрой. Ради экономии топлива ее наградили

4-цилиндровым мотором, мощностью 50 лошадей. С ним разгон до 100 км/ч занимал 46 сек., а максимальная скорость не превышала 105 км/ч. Весила машина около 1,5 т, но из-за того, что швы и неровности на кузове маскировали свинцово-оловянистым припоем, вес мог отличаться от заявленного на 200 кг. На деле это выглядело так: машину сначала сваривали, а потом, с помощью напильников и припоя, делали ровной, гладкой и красивой. Настоящих ГАЗ М-20 с 1946-го по 1957-й было выпущено 241 497 штук. Стоил автомобиль 16 000 руб., а кабриолет — на 500 руб. дешевле.

Фото 2 - Газы и ВазыГаз 66

Добрые 36 лет он провел на воинской службе и с 1963-го по 1999 год успел объехать весь мир. Причем почти всюду добирался своим ходом. Одинаковая колея передних и зад­них колес, дорожный просвет 315 мм, система подкачки колес на ходу, самоблокирующиеся дифференциалы, лебедка и восьмиступенчатая трансмиссия превратили “шишигу” даже не в короля, а в бога бездорожья.

Туда, куда ГАЗ-66 проехать не мог, его высаживали с самолета: для воздушно-десантных войск была подготовлена специальная версия с брезентовым верхом кабины и откидывающимся в горизонтальное положение ветровым стеклом.

Мотором для 66-го служил 8-цилиндровый двигатель мощностью 115 л.с. (после модернизации — 120 л.с.). С ним автомобиль легко набирал на трассе 90 км/ч, а там, где дороги нет, штурмовал подъемы крутизной до 30° и броды глубиной до метра.

Фото 3 - Газы и ВазыЗил 41052

Большой секрет великой страны. Журнал Forbes включил наш ЗИЛ в десятку наименее известных машин мира, но это не делает главный советский членовоз менее легендарным. Каждая модель ЗИЛ уникальна и заслуживает отдельного рассказа. Но чтобы проникнуться уважением к нашему автопрому на всю жизнь, достаточно остановиться только на одном — ЗИЛ-41052. Машина для главы государства должна быть готова ко всему. Поэтому во всех странах лимузины бронируют. Но наши пошли другим путем — они не стали усиливать броней готовую машину, а просто построили ее вокруг бронированной капсулы. В итоге получился один из самых защищенных автомобилей в мире.

Толщина брони ЗИЛ-41052 как у БТР — 9 мм. Машина способна выдержать взрыв гранаты под днищем, а стекла не разбиваются даже после прямого попадания из снайперской винтовки. ЗИЛ невозможно перевернуть, а его крыша и капот покрыты специальным составом, защищающим от радиации. Естественно, весит монстр 5,5 т (одна только дверь — 200 кг). Но, несмотря на это, разгон до 100 км/ч занимает вполне приемлемые 13 сек., а максимальная скорость составляет 190 км/ч. Американцы так и не смогли разгадать систему защиты ЗИЛа и после распада СССР первым делом купили и разобрали одну из наших бронекапсул.

Фото 4 - Газы и ВазыВаз 2101

Знаменитая “копейка”. С одной стороны, сложно назвать клон Fiat 124 гордостью советского автопрома, но с другой — не сделать этого просто нельзя. Когда провели опрос на тему, какой автомобиль можно назвать лучшей русской машиной столетия, “копейка” оставила всех конкурентов далеко позади — за нее проголосовал каждый четвертый из 80 000 опрошенных.

Все просто — это машина, о которой можно было не только мечтать, но и купить. Так что с тех пор, как в 7 утра 19 апреля 1970 года с конвейера новенького завода ВАЗ сошли первые шесть авто 01-й модели, началась новая жизнь людей в СССР. Название для машины тоже выбирали всей страной — на конкурс, устроенный журналом “За рулем”, пришло почти 55 000 вариантов, среди которых были такие звучные имена, как “Мемориал”, “Директивец”, “Перворожец” и “Новорожец”. Доработка машины для наших условий включала более 800 изменений, так что “копейка” и Fiat 124 по большому счету не одно и то же. Авто приподняли со 164 до 175 мм, научили заводиться в 40-градусный мороз, переделали подвеску и тормоза и только после этого отпустили на российские просторы.

Фото 5 - Газы и ВазыГаз 69

Джип в чистом виде. Наследник американского военного “виллиса”, который и создал новый класс машин — GP (General Purpose), или джип.

69-й появился в 1947 году и прожил на конвейере до 1972-го. За это время неприхотливую и простую в ремонте машину, готовую вылезти из любого бездорожья, так полюбили, что сегодня клубы поклонников ГАЗ-69 есть даже за границей. Он по сей день считается самым проходимым из отечественных внедорожников. Есть у 69-го и пижонские возможности — если снять тент и двери, машина превращается в кабриолет. Прибавь к этому устрашающий вид бывалого вояки, непопулярность у угонщиков и гаишников и шарм ретроавто — и получишь почти идеальный образ мужской машины. Правда, двигатели мощностью от 55 до 65 л.с. не позволят особенно разгуляться на трассе — максимальная скорость 95 км/ч, зато в салон помещаются восемь человек.

РУССКИЙ ПАКЕТ
Н. Качурин, главный редактор журнала Top Gear

Я часто бываю на презентациях. Там узнаешь массу интересных вещей, до которых не додумаешься сам. Например, сейчас, оказывается, можно говорить о том, что наш рынок — приоритетный для большинства производителей. А если не приоритетный, то самый динамично развивающийся. И если не мы, то автомобильное производство захиреет и “Северсталь” купит у “мерседесов” Chrysler, а ездить все будем на TVR…
Но это все потом. Пока у нас есть все, и практически все производители заявляют о “русском пакете” или специальной адаптации машин к непростым российским условиям. Причем чем престижнее марка — тем меньше подобных разговоров. И что странно, какие-то странные эти представления об этих российских условиях. Я сужу по тому, что навалено в пакет…
Чаще всего разговор идет об усиленной подвеске. Интересно, чем ее усиливают в условиях конвейерного производ­ства? Другие резинки ставят — которые не разъедает зимний “коктейль Лужкова”? Рулевые тяги специально для нас делают? Или рычаги? Не похоже… Усиленные пружины — да, ставят. Но я не уверен, что это хорошо. Потому что остальные элементы подвески рассчитаны на нормальные пружины.
Всякие там подогревы сидений, лобовых стекол и форсунок омывателя можно встретить и в европейских прайсах — ничего специального в стиле “а-ля рюс”. А вот реальный “русский пакет” мог бы выглядеть так…
Вопрос алкотестера уже перешел из области фантастики в плоскость практического применения. Поэтому он вполне может входить в список стандартных опций. Сел, вставил ключ, дыхнул… и никуда не поехал!
Иконка на торпедо… Вопрос скользкий, но надо что-то решать! Давно пора встраивать ее прямо в переднюю панель с учетом эргономики автомобиля и внутренней отделки. Одна иконка — стандартная комплектация. Складень — это уже дополнительная опция. Будут, конечно, проблемы с освящением — но православного священника можно и в Германии найти. Рынок-то приоритетный.
Еще один прибамбас — из серии Russia Special. Если не пристегнут ремень, вся приборная панель должна мигать, жужжать, пищать. Хорошо бы и подогрев сидений бил током. А захотят отключить — задействовать систему аварийного стравливания воздуха из шин.
Да, коммерческий транспорт забыл. Ведь приходит уже железный Ford Transit на смену картонной “газели”! Так почему бы не поставить сразу на заводе световое табло “Пустой” над лобовым стеклом? И сакраментальное “Ludi” на заднем борту импортных грузовиков? Чтобы не подумали, что там дрова…

Комментарии

12
Совуня
15 мая 2016 16:38

Раньше наш автопром был на высоте по качетсву комплектующих и надежности узлов авто

GROG
25 апреля 2015 16:05

хорошие машины,но ведь все имеют прозападные корни.............
акромя зила............
зил - это детище наших учёных - машина!!!!!!!!!!

алексей
24 октября 2014 21:05

да достойные машины делали )))
не то что сейчас
кстати если газ-двадцать первый до сих пор можно встретить
на дорогах страны
то куда делись ,,победы,,?
ведь ещё десяток лет назад они родненькие бегали я
помню зеленные и серые)

Добавить комментарий
Показать ещё