Гонка за минтаем в Японском море: репортаж Men's Health

Наш редактор Антон Зоркин долго занудствовал и мучил всех вопросом, куда отправиться в отпуск. В итоге все же покинул редакцию, но фото стал присылать не с пляжа, а с палубы рыболовного сейнера «Ураганный», бороздящего просторы Японского моря. Если у тебя сегодня на обед был минтай, возможно, его поймал сам Зоркин.
Фото 1 - Гонка за минтаем в Японском море: репортаж Men's Health
День 3

Преследуем добычу

Восемь утра, мы стоим на причале Южно-Морского, а перед нами — малый рыболовный сейнер «Ураганный». Наш гордый челн — синий (и местами рыже-ржавый), 24 метра длиной и шириной около семи. Матрос Сергей как радушный хозяин проводит нас по помещениям:

– Вход с палубы ведет наверх, на капитанский мостик, и вниз. Здесь у нас три каюты с двухэтажными кроватями, туалет, умывальная, камбуз (комната два на два метра с плитой и раковиной — MH), каюта для отдыха и приема пищи...

– Сам я из города Большой Камень, это неподалеку от Владивостока, — продолжает Сергей. Десять лет назад работал на местном судостроительном заводе, называется «Звезда». Там на стапелях как раз стоял «Ураганный». Кто бы мог подумать, что когда-нибудь я на нем и окажусь?

Фото 2 - Гонка за минтаем в Японском море: репортаж Men's Health

Сергей сегодня склонен пофилософствовать.

– Сезон по минтаю — с конца апреля по июнь. Сейчас середина июня, конечно, улова уже меньше, — к нам подходит боцман Гена.

Всего в экипаже «Ураганного» десять человек, не считая нас.

А вот и кок Валентин появился на палубе, машет нам рукой.

– Завтракать захотите — приходите вниз!

Он стоит в шлепанцах и жмурится на солнце, которое светит на нас с голубого неба. Судно удаляется от причала. Часа четыре «Ураганный» идет от берега к месту лова, и тут у погоды резко портится характер — беззаботная и солнечная превращается в мерзкую и капризную. Небо затягивает грязно-серыми тучами, накрапывает дождь, поднимается ветер.

С палубы видно, что происходит на мостике: капитан Юрий Ташпулатович Лан, плотный мужчина лет 50, всматривается в экран эхолокатора и басом кричит в рацию:

– Вот тебе, твою мать, и лето! Волны, ветер, дождь, волны! Мои все побежали одеваться!

Боцман Гена действительно бежит в сушилку (маленькую будку на палубе, куда поступает горячий воздух из машинного отделения). Он выносит оттуда непромокаемые штаны, куртки, выдает всем, мы спешно одеваемся. А потом начинается работа.

Фото 3 - Гонка за минтаем в Японском море: репортаж Men's Health

Под нами — около 100 метров, и только что «Ураганный» настиг косяк минтая. Механик Антон давит рычаги, запускает лебедку; раскручиваются две вьюшки (барабаны), в воду опускаются канаты длиной почти в километр. На конце конструкции снюрревод — невод, который должен опуститься на дно.

Минут 30 сеть опускается вниз, потом примерно столько же «Ураганный» идет кругом, стараясь захватить в плен как можно больше минтая. Дальше все в обратном порядке: груженый снюрревод тащится из пучины наверх. Нас с Ваней качает, волны с легкостью перелетают через борта, от вьюшек пахнет солидолом.

Вся команда стоит на палубе и глядит на воду — туда, откуда должна появиться сеть. Сейчас самый захватывающий момент: будет ясно, сколько рыбы вытащим на палубу. Вопрос непраздный: оклад обычного матроса на «Ураганном» — 25 000 рублей в месяц, но за добытый объем полагается доплата (получается от 5000 до 10 000 рублей, как повезет).

А вот и кульминация: чайки слетелись и кричат над снюрреводом, который ползет, поднимается из воды, вот уже сквозь сеть виднеются подрагивающие серо-белые рыбьи тела.

Экипаж приходит в движение: из капитанского мостика высунулся Юрий Ташпулатович, напряженно наблюдает; механик Антон двигает рычагами, сеть парит над палубой, крутятся вьюшки, закрепленные на грузовых стрелах, тянут невод наверх и вперед, к большому ящику, куда нужно сгрузить улов. Отсюда рыбу потом можно будет сбросить в охлаждаемый трюм (если улова много или если рейс длинный).

– Давай же! — кричит Гена, снюрревод раскрывается, минтай сыпется вниз.

– Нда. Тонна максимум! А бывало, за один раз и по три вытаскивали. Сезон уходит! — качает головой матрос Дима.

В этот момент мы с Иваном выполняем самую простую работу — набрасываем на сеть хомуты из канатов, фиксируем ее, чтобы не спуталась до следующей заброски. В этот день снюрревод уходит на дно еще четыре раза, общий итог — около 3,5 тонн минтая.

Фото 4 - Гонка за минтаем в Японском море: репортаж Men's Health
День 4

Заслуженный отдых

9 вечера, мы где-то в море, судно окружает ночь. «Ураганный» зажигает прожектора, и они немного раздвигают черноту впереди. Ветер стих, волны шумят, как два неспешно разговаривающих приятеля. Мы с Ваней уходим с палубы вниз, нас ждет ужин.

– Твою мать, ну так не бывает! Их бы всех смыло и вертолет тоже! — гремит капитан Юрий Ташпулатович, комментируя фильм «Супермен: Возвращение». Корабль на экране телевизора скачет по волнам в океане как сумасшедший, но вертолет на его палубе стоит как приклеенный.

Дверь в камбуз открыта — там кок Валентин жарит свежую треску, попавшую в сети вместе с минтаем. Лучеперый хищник длиной около метра превратился в аккуратно нарезанные кусочки — хватит на весь экипаж.

– Мы не имеем права привезти ее на берег, нет лицензии на отлов. То же самое и с крабами и другой живностью — все, кроме минтая, нужно выкидывать обратно за борт! Ну или сьесть! — поясняет Валентин. Кок у нас разговорчивый: рассказывает, как работал на плавучей базе «Владимир Сибирцев», огромном судне длиной под 200 метров.

– Из Владивостока «Сибирцев» уходит в плавание на весь год, без захода на берег. На борту есть все: прачечная, стоматологический кабинет — ты там всем обеспечен. Для многих людей из бедных деревень это прекрасный шанс комфортно пожить: тебя кормят, одевают, да еще и деньги капают...

Но по-моему, чтобы уходить на год в море, нужно специфический характер иметь, не каждый вытерпит. Другое дело «Ураганный» — мы максимум две ночи проводим без выхода на берег и дальше чем на 15 миль от суши не удаляемся.

Пора спать, мы с Ваней устраиваемся в одной из кают. Напротив еще одна двухэтажная кровать, там в одеяла заворачиваются матросы Дима и Сергей. Судно чуть качает на волнах, можно подумать, что ты не в море, а в поезде Москва – Питер. Вот только, закрыв глаза, я вижу не Исаакиевский собор, а сетку с минтаем.

У матросов есть вопросы

Чтобы тоже выйти в море на судне, тебе нужно пройти курс обучения по профессии «Вахтенный матрос» (учебные центры расположены в приморских городах России). Теоретические занятия длятся три месяца, плюс тебя ждут еще три месяца практики. Ты получишь право работать на судах в режиме «принеси-подай» без допуска к работе на судовых механизмах.

Дальше:
Дни 5–7

Комментарии

15
Лаванда
11 декабря 2016 22:39

Люблю такие статьи с юмором и приключениями. Очень хорошо они удаются авторам именно здесь. Вот и очередной рассказ не подвел, вообще моряк это конечно очень тяжелая мужская профессия, но интересная. А прожить несколько дней чужой жизнью, почувствовать что испытывают эти суровые мужчины каждый свои обычный день это хороший жизненный опыт и прекрасная возможность отвлечься от своих дел и насладиться чем то не изведанным новым и интересным.
Интересно бы было посмотреть на китов в открытом море, я так поняла что автор их не увидел, думаю ему тоже было жать...

Kasyan
05 ноября 2016 16:53

Да! конечно хорошо сидя в удобном кресле и в тепле читать такие статейки ))

Иван
02 октября 2016 8:28

Интересно почитать о том, чего никогда не видел. Я про морскую рыбалку. Вот, если бы статья была про то, как в сибирских деревнях, люди ловят рыбу для того, чтобы семью прокормить, мог бы оставить комментарий наподобие Сергея. А так, действительно, романтика да и только!

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.