Водитель карьерного самосвала: осваиваем новую профессию

«Кризис, растут издержки... А что ты будешь делать, если мы тебя сократим?» — издевательским тоном спросило начальство у редактора MH Антона Зоркина. «На Урал уеду, самосвал водить», — буркнул Антон. И ведь уехал! Правда, потом вернулся и рассказал, как все было.

Из печных труб на морозе поднимается густой дым, словно кто-то запускает в воздух ватные ленты. Примерно в 1500 км отсюда стоит мой прежний офис: четырехэтажное здание в центре города, заполненного людьми и машинами. «Елки, усыпанные снегом, лес и горы — не такая уж плохая замена виду из окна на парковку», — думаю я и залезаю в кузов.

Кабина моей «Скании» чуть просторнее, чем у какого-нибудь городского кроссовера. Устраиваешься на сиденье, регулируешь под себя рулевую колонку, и можно ехать. Первое, что отмечаешь, — отличный обзор: ты сидишь высоко, а все заднее пространство просматривается в четыре здоровенных боковых зеркала (по два с каждой стороны). Вот правда, в городе только так бы и ездил. Но, когда жмешь на газ, понимаешь, что это, конечно, не городской автомобиль.

Груженый самосвал стартует медленно, нехотя. Автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля — благодаря этому управлять самосвалом не труднее, чем обычным автомобилем. Даже к габаритам постепенно привыкаешь и не страшишься, что окажешься в кювете, на каждом повороте. Вес — совсем другое дело; на скорости 10 км/ч с 30 т щебня в кузове ощущаешь себя, словно в первый раз сел за руль и сразу разогнался под триста. Не понимаешь, что происходит и как себя вести. Самое нервное — тормозить, спускаясь по дороге. Спрогнозировать, как отзовется на твои действия огромная машина, поначалу кажется совершенно невозможным: чуть пережал педаль тормоза — и чувствуешь, как зад тяжелой машины сносит куда-то вправо. Средняя скорость в карьере — 13 км/ч. А больше и не хочется.

Вдоль обочины, оставляя в сугробе следы, спешит куда-то механик Дамир. Пропустить пешехода, остановиться — эти городские правила не действуют на карьерах: это пешеход должен уступить тебе дорогу. А не то нажмешь на тормоз — и снова же придется разгоняться, тратить топливо. Scania G440 и без того сжи­рает 100 л солярки на 100 км, а тот же БелАЗ (которых на карьере большинство) — вообще все 300.

В полдень ставлю машину на стоянку и иду обедать. Столовая — небольшая комната размером с мою редакцию в Москве. На стене висит портрет местного депутата. Суп (с картошкой и крошечной тефтелиной), макароны с котлетой и компот, за все — 82 руб. По соседству водители озабоченно обсуждают рабочие моменты: «Что-то с КамАЗом, раньше на четвертой шел, что пустой, что груженый, а теперь чахнет. Мише звонил, говорит, подмерзло». За мой стол подсаживается Константин. Ему 52, последние лет 10 он работает водителем на карьере. «У меня здесь еще два сына трудятся, один на экскаваторе, другой на самосвале. Хорошая работа, это не в городе по кабакам шляться», — восклицает Костя и ложкой, словно ковшом экскаватора, погружает в рот порцию макарон.

Фото 1 - Водитель карьерного самосвала: осваиваем новую профессию
Самосвал Scania G440

Двигатель — 440 л. с, объем кузова — 23 м³, собственный вес — 14 т, грузоподъемность — 30 т, топливный бак на 500 л, колесная формула 8х4 (четыре оси и восемь колес).

Максимальная скорость — до 89 км/ч (мог бы и больше, но стоит ограничитель).

Удобства водителя: сиденье на пневмоподвеске с подогревом, зеркала с электрорегулировкой и обогревом, климат-контроль, CD-плеер с управлением на руле, люк в крыше.

Комментарии

41
Владимир
13 августа 2016 11:33

Интересно сколько водителей белаза получают и вообще где учат водить белаз??)

GROG
23 февраля 2016 14:49

Не по наслышке,38 лет на севере в транспорте проработал.
Статья хорошая ,но какая-то слащавая.
Понятно,что повезло присесть на Скамейку свежую,а не 20 летний белаз....
Рассказать надо было,как мужики на морозе падают и радиаторы крутят и ступицы скидывают - тут сразу вся романтика пропадает....
Карьер - тема монотонная и не всё так просто,как в статейке,за топливо дрючат,надо гонять,ни кто не отслеживает режим труда и отдыха,зап частей нет,резина хлам,саляра -бодяга......
Работодатели в основном нанимают водителй из бедных регионов центра россии, чувашия,ульяновская,тверская область,это выгоднее,северных у них нет,и таким образом можно сэкономить на ФОТе.
Много "скачков" которые по приезду убивают машины и перескакивают на другие конторы,а вновь прибывшим приходится шаманить машины с колен...
Мало в такой работе романтики,много кидалова и отношения к людям - как к скоту.
Вот такая вот действительнось в этом бизнесе.

Совуня
02 января 2016 13:02

На севере не многие могут работать - климатические условия уж очень жесткие!

Добавить комментарий
Показать ещё