Водитель карьерного самосвала: осваиваем новую профессию

«Кризис, растут издержки... А что ты будешь делать, если мы тебя сократим?» — издевательским тоном спросило начальство у редактора MH Антона Зоркина. «На Урал уеду, самосвал водить», — буркнул Антон. И ведь уехал! Правда, потом вернулся и рассказал, как все было.
Водитель карьерного самосвала: осваиваем новую профессию

Кружит метель. Солнце выползает из-за горы. В боковое зеркало самосвала Scania G440 я слежу, как где-то сзади меня линию горизонта пересекает ковш экскаватора. 300 км от Челябинска, окрестности города Миньяр, девять часов утра, понедельник.

Бабах! Кузов вздрагивает так, будто я в малолитражке на Третьем транспортном и в меня въехал бензовоз. О металл с грохотом бьют осколки скальной породы. Экскаватор зами­рает на мгновение, а затем уводит свою длинную железную руку на второй заход.

Последние 10 лет я в это время только продирал глаза. Не торопясь ехал в душный офис, разгребал бумаги на столе и на целый день зарывался поглубже в почтовый ящик. Ну, выныривал, чтобы налить из кулера воды. Мои друзья, как и я, старались, конечно, иногда менять жизнь: делали ремонт, уходили от женщин, переезжали в Таиланд и обратно.

Но, и это уже ясно, всегда наступает момент, когда жизнь сама начинает менять тебя. Ты размышляешь над фильмом про хоббита, планируешь отказаться от жирной пищи... А тайфун, на который ты повлиять никак не можешь, уже начал свое движение где-нибудь у метро «Охотный ряд»: он сметает близких, сыр из магазинов, ну или вот — твою привычную работу редактора журнала. А что можешь сделать ты? Со своей ипотекой и ежемесячными выплатами? Есть вариант: не унывать и попробовать что-то еще. Скажем, сдать квартиру в Москве, все доходы от этого направить на погашение кредита, а самому годика на три укатить в провинцию.

«За месяц можешь заработать 50 000 руб. Но зарплата зависит от того, сколько перевезешь породы. Каждый раз, когда едешь с грузом, машину взвешивают, все фиксируется. Станешь плевать в потолок, в конце месяца выдадут копейки», — втолковывает мне Александр Веренцов, директор по производству ООО «Биянковский щебеночный завод».

Выхожу из теплого здания администрации прямо в морозную зиму: сегодня –32º, все вокруг накрыто снегом. По дороге ползут, дымя, самосвалы, вдалеке ворочаются экскаваторы, а еще дальше — рассыпались по белым склонам деревянные дома. Это Миньяр, один из многих уральских городов, что выросли в 1700-х годах вокруг горных заводов. 10 000 местных жителей обрабатывают металл, делают комплектующие для автомобилей и ракетных установок «Тополь». Ну и рубят (а теперь правильнее сказать — рубим) щебень.

Весь Биянковский карьер — пять уступов на склонах гигантской ямы, по кольцу спускающихся к центру Земли. Каждый — шириной 30 м (как раз хватает места, чтобы друг с другом разошлись два самосвала) и высотой 12. Нас — 50 водителей на 12 карьерных самосвалов. Мы работаем в две смены, два дня через два. Я сажусь за руль в девять утра, а в девять вечера меня сменяет водитель Егор.

День строится так: внизу, там, где уже поработали буровая машина и взрывники, экскаваторы загружают в самосвалы осколки доломитовой породы, ну а дальше — дорога километра три по уступам, с остановкой на весах, устроенных в сквозном ангаре. Конечная точка — дробильно-сортировочная фабрика, где камни превращают в щебень. Мы возим хорошую породу, максимальной категории морозоустойчивости — F300: такая способна выдержать бесчисленное количество циклов заморозка-разморозка, не разрушившись, это особенно важно в нашем климате. Наш щебень используют для строительства домов и дорог, по железной дороге и на грузовиках продукция разъезжается по всей стране. И вот, как знать, может, я однажды пройду по тротуару, под которым слоем будут лежать те самые мелкодробленые камни — которые я когда-то вез по заснеженному уральскому карьеру.

Как сесть за руль

Чтобы стать водителем карьерного самосвала, тебе нужно получить права категории C и (отдельно) окончить курсы водителей самосвала. Найти автошколы, которые предлагают эту услугу, не проблема. Но лучший выбор — пройти такое обучение на самосвале конкретной марки у официального представителя производителя карьерной техники.

Дальше нужно проситься на стажировку в ближайший карьер (например, в Подмосковье их десятки). Стать штатным сотрудником в окрестностях столицы не так уж просто, а вот найти работу, уехав куда-нибудь за тысячу километров от Москвы, вполне реально. Работники с головой и руками там очень нужны.

Комментарии

41
Владимир
13 августа 2016 11:33

Интересно сколько водителей белаза получают и вообще где учат водить белаз??)

GROG
23 февраля 2016 14:49

Не по наслышке,38 лет на севере в транспорте проработал.
Статья хорошая ,но какая-то слащавая.
Понятно,что повезло присесть на Скамейку свежую,а не 20 летний белаз....
Рассказать надо было,как мужики на морозе падают и радиаторы крутят и ступицы скидывают - тут сразу вся романтика пропадает....
Карьер - тема монотонная и не всё так просто,как в статейке,за топливо дрючат,надо гонять,ни кто не отслеживает режим труда и отдыха,зап частей нет,резина хлам,саляра -бодяга......
Работодатели в основном нанимают водителй из бедных регионов центра россии, чувашия,ульяновская,тверская область,это выгоднее,северных у них нет,и таким образом можно сэкономить на ФОТе.
Много "скачков" которые по приезду убивают машины и перескакивают на другие конторы,а вновь прибывшим приходится шаманить машины с колен...
Мало в такой работе романтики,много кидалова и отношения к людям - как к скоту.
Вот такая вот действительнось в этом бизнесе.

Совуня
02 января 2016 13:02

На севере не многие могут работать - климатические условия уж очень жесткие!

Добавить комментарий
Показать ещё