Сплав по реке Чусовой: как редактор MH чуть не пропал без вести

Антон Зоркин прошел на катамаране 150 километров по легендарной реке Чусовой, а также (внепланово) провел одинокую ночь на уступе стометровой скалы Великан. Почитай, как он ругает жизнь после великого похода.
Фото 1 - Сплав по реке Чусовой: как редактор MH чуть не пропал без вести
Фото 2 - Сплав по реке Чусовой: как редактор MH чуть не пропал без вестиСтас колдует над супом. Рецепт депутата таков: морковь, картошка, вода
2-й день пути

Боец Желтый

Наутро вылезаем из палаток абсолютно мокрые. Из темных туч льет по-прежнему. Разница между водой и сушей размылась. Когда нужно оттолкнуть катамаран с берега, мы просто заходим по колено в реку и толкаем, не заботясь о сухости ног.

– Эй, здесь можно набрать воды! — радостно кричит Стас. Мы проплываем мимо родника, кото­рый бьет из скалы в реку, пока с неба падает дождь.

– Эээ. Может, нам уже хватит жидкости? — вежливо интересуется Иван.

– Ты чего? Она здесь особенная, сладкая, пальчики оближешь, — возмущается наш депутат. И заполняет из родника десятилитровую канистру.

Через десять минут мы уже пьем эту воду (она действительно сладкая) и едим печенье (главное, запихнуть лакомство в рот до того, как его намочит дождь). Весла убраны, течение плавно несет вперед.

Чусовая

Река на Среднем Урале, левый приток Камы. Название происходит от коми-пермяцких слов «чус» (быстрый, проворный) и «ва» (вода). Общая длина — 592 км, в том числе по Свердловской области Чусовая тянется 377 км, по Пермскому краю — 195 км, по Челябинской области — 20 км. Первые русские поселения на реке появились в 1568 году повелением купцов Строгановых, которым весь бассейн реки Чусовой был отдан во владение.

Большую часть года Чусовая — спокойная и неглубокая река. Скорость течения — до 5 км/час, чего нам вполне хватает. За весла приходится браться, только если дует встречный ветер, а это 1-2 часа за переход. В день мы преодолеваем около 30 километров: спускаем судно на воду около 11 утра, а часам к 6 вечера снова ищем место для ночевки. В общем, это скорее расслаб­ленный отдых (особенно если не идет дождь), чем испытание.

Перерыв на обед, мы ведем исторические разговоры. «Вдоль реки раньше стояло больше заводов, всем им нужно было как-то вывозить свою продукцию. А как? Внятных дорог и сейчас нет», — рассказывает Дима, отрезая себе кусок колбасы. Лет двести подряд, пока здесь не проложили железную дорогу, Чусовая была одной из главных транспортных магистралей Урала. В теплое время года по ней двигались на судах, зимой усаживались на сани...

А на мелких речках, впадающих в Чусовую, местные заводы строил­и каскады плотин и прудов: падающая вода двигала огромные водяные колеса, которые, в свою очередь, заставляли работать заводские дробильные машины, пильные мельницы, молоты и воздуходувные мехи у печей. Ну а каждый апрель на Чусовой случается весеннее половодье, в этот момент заводы еще и спускали воду из каскадов прудов: уровень реки поднималс­я, скорость течения росла, а с пристаней стартовали сотни груженых барок (по 160 тонн в каждой) — те самые железные караваны.

Фото 3 - Сплав по реке Чусовой: как редактор MH чуть не пропал без вестиРедактор МН ловит хариуса. Не клюет

За неделю нужно было переправить всю продукцию заводов, накопленную за год. Барки (до 2000 штук за эти семь дней) неслись по Чусовой со скоростью до 30 км/час, и это было опасно. «Те скалы на извилистой Чусовой, к которым течение само упрямо тащило барки, зовут «бойцами» — потому что о них «бились», разбивались. Гибли сплавщики, шел ко дну груз, — поясняет Стас. — У каждого бойца свое имя. Вон, гляди, боец Желтый — его назвали так, потому что здесь растет желтый лишайник. В конце XIX века самые опасные бойцы взрывали. Например, Разбойника, которого мы встретим к концу, удалось обезвредить только с третьего раза».

Я тактично умалчиваю о другой версии: лингвисты утверждают, что местные «бойцы» — от тюркского «байса»/«байца», что и переводится как «скала». Не стоит разрушать легенду.


Тоже были тут

Фото 4 - Сплав по реке Чусовой: как редактор MH чуть не пропал без вести

1581

По другим данным — в 1582. Казачий атаман Ермак Тимофеевич с отрядом около тысячи человек проплыл по Чусовой на стругах (парусно-гребное судно), свернул на реку Серебрянку и отправился дальше — покорять Сибирь.

Фото 5 - Сплав по реке Чусовой: как редактор MH чуть не пропал без вести

1881

Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк весной прошел по Чусовой на барке сплавщика Севостьяна Кожина. Позже, по мотивам поездки, Дмитрий написал рассказ «Бойцы (очерки весеннего сплава)».

Фото 6 - Сплав по реке Чусовой: как редактор MH чуть не пропал без вести

1912

Сергей Прокудин-Горский шел по Чусовой на моторной лодке. Фотограф сделал тогда первые цветные снимки окрестностей и самой реки.

Комментарии

15
Совуня
09 октября 2015 14:55

Роскошное приключения поучилось!
Зачитала статью до дыр!
Тоже хочу в такое путешествие!
Это же супер себя так испытать!

Дмитрий
10 сентября 2015 8:54

О да, когда по Белой сплавлялись, слышал эту птичку - весьма впечатляющие звуки издаёт, запоминается :)

ИВАН
04 сентября 2015 10:34

Чусовая - река легендарная, прямо всплывает в голове поход Ермака, пугачевский бунт.
Герой (Антон Зоркин) принял весьма взвешенное решение, когда не стал лазить по обрыву в темноте, горы глупость категорически не приветствуют! ))

Добавить комментарий
Показать ещё