МН-Экстрим: уходим на дно Балтийского моря к затонувшему фрегату

Корреспондент MH Богдан Ващенко отправился на мутное дно Балтийского моря, чтобы вместе с археологами изучить фрегат «Олег», затонувший еще в 1869 году.
Фото 1 - МН-Экстрим: уходим на дно Балтийского моря к затонувшему фрегату

Балтика «консервирует» не только сами погибшие суда, но и все, что было на их борту. Как тут не вспомнить историю двух шведов, озолотившихся на продаже найденного на дне моря столетнего шампанского (см. в конце статьи). Но мне в этот раз миллионы не светили. Это я сам должен был светить — таскать за фото­графом вспышку в ходе научного исследования парусно-винтового фрегата «Олег», погибшего по глупости полтора века назад.

Погожим августовским деньком от Санкт-Петербурга отошел экспедиционный катер РК-311. На борту судна мерзли восемь человек: капитан, матрос, три подводных археолога, сухопутный ученый (его задача — работать с находками и данными наверху), подводный фотограф и я, его ассистент. Дул промозглый ветер, я плотнее натягивал капюшон куртки. Даже летом на Балтике, мягко скажем, не жарко.

Едва мы прошли положенные 180 км к западу от Питера до острова Гогланд, как разразился шторм. РК-311 был вынужден трое суток скрываться в маленькой бухте. Я смотрел с борта на узкую полоску земли, покрытую лесом, на то, как ветер гонит по воде барашки, и пытался думать, как мне повезло. «Олег» — самое большое деревянное судно из сохранившихся на дне Балтики (длина 90 м, ширина 16,5 м). Причем лежит он на глубине в 56 метров, что идеально для местных условий: если глубже — тяжело добраться, а если ближе к поверхности — велика вероятность, что корпус судна раскидают по дну осенние шторма.

Говорят, «Олег» даже почти не оброс водорослями — сказывается специфический состав воды Балтийского моря. Я предвкушал приключение, но все равно нервничал. Я много занимался дайвингом на теплом Красном море, но Балтийское — совсем другое, оно считается одним из самых суровых для погружений: температура воды на глубине круглый год не поднимается выше 3 градусов, а видимость здесь от одного метра до десяти (максимум).

Наконец на четвертый день погода наладилась. Витя вручил мне вспышку, и мы отправились собираться. Снаряжение нешуточное — два баллона за спиной, еще один на боку, все-таки нас ждет трехчасовое погружение на глубину почти в шесть десятков мет­ров. Прыгаю за борт, придерживая рукой маску и регулятор, чтобы не потерять их от удара об воду. Несколько гребков, и вот я у каната, ведущего на дно. На пяти метрах еще раз проверяю снаряжение. Подошедший Витя чертит круг фонарем: «Порядок?» «Порядок», — отзываюсь я таким же кругом, хотя какой уж тут порядок — в первые же минуты мое тело сковал холод, несмотря на сухой костюм и надетый под него утеплитель. «Пошли вниз», — показывает Витя, и мы падаем вдоль каната в темноту.

Где еще залечь на дно


Погружение к фрегату «Олег» — дорогое и сложное технически мероприятие. Но на Балтике есть и более доступные объекты, куда регулярно водят дайверов. Например:

Ледокол «Поллукс»

Корабль Третьего Рейха (длина 78 м, ширина 19 м), затонул 8 февраля 1945 года, подорвавшись на мине. Лежит на глубине 17 метров неподалеку от города Балтийска (Калининградская область). Здесь можно забраться во многие внутренние помещения (разглядеть, например, старые механизмы в машинном отделении).

Броненосец «Гангут»

Боевое российское судно затонуло 12 июня 1897 года, налетев на скалу. Лежит на глубине 30 метров в Выборгском заливе (недалеко от Выборга). Ты увидишь деревянный герб на носу судна, иллюминаторы из красного дерева (за одним из них, ведущим в кают-компанию, можно увидеть дубовый стол и останки мебели). Впрочем, внутрь «Гангута» забраться не удастся — входы заблокированы.

Грузовое судно «Йерсбек»

Немецкий транспорт ты найдешь, опустившись под воду на 13 метров, — это одна из самых доступных подводных целей около Балтийска (Калининградская область). Судно длиной около 70 метров затонуло во время Второй мировой, точная дата неизвестна. Рэк не очень хорошо сохранился (корпус разломан пополам), зато видимость в этом районе хорошая.

Комментарии

94
Совуня
02 января 2016 13:25

Дайвинг это всегда интересно, завораживающе! Полет в водной среде!

Дмитрий
26 февраля 2015 9:12

Должно быть очень круто поплавать возле затонувших кораблей, несмотря на ограниченную видимость. Огромное поле деятельности для исследований! Если столько ценностей на дне, удивительно, что неорганизованные ныряльщики это всё не разграбили

Андрей
02 декабря 2014 9:56

круто бы там поплавать

Добавить комментарий
Показать ещё