МН-Экстрим: уходим на дно Балтийского моря к затонувшему фрегату

Корреспондент MH Богдан Ващенко отправился на мутное дно Балтийского моря, чтобы вместе с археологами изучить фрегат «Олег», затонувший еще в 1869 году.
Фото 1 - МН-Экстрим: уходим на дно Балтийского моря к затонувшему фрегату

Что Wreck diving (погружение к затонувшим объектам) на Балтике

Когда С апреля по октябрь

Зачем Посетить самое большое на планете — 415 000 кв. км — кладбище затонувших кораблей

Как Воспользоваться услугами одного из дайв-клубов (к примеру, opensea.ru, divesport.lv, spb.dive.ru, demersus.ru и др.). День погружений — от 5000 рублей с человека плюс аренда катера — 15 000 рублей с группы

Я огляделся, но ничего не увидел. Понял, что совершенно не ориентируюсь в этой ледяной и мутной воде. Плавать тут — все равно что передвигаться по темной незнакомой комнате, заваленной вещами, а из света у тебя только лазерная указка. «Туда», — указал рукой фотограф Витя, он появился словно ниоткуда. Я рванул за ним, отчаянно боясь упустить из виду...

Эта история началась пару месяцев назад. Витя позвонил мне домой: «Не хочешь в августе поработать со мной ассистентом? Будем снимать затонувший корабль на Балтике». И я немедленно согласился. Да и как отказаться? В современной, уже вдоль и поперек исследованной Европе, сложно сделать серьезное историческое открытие. Есть только одно исключение, зато какое — Балтийское море, крупнейшая в мире археологическая площадка, гигантское кладбище старинных кораблей.

Фото 2 - МН-Экстрим: уходим на дно Балтийского моря к затонувшему фрегатуКоробки из-под пушечных
запалов, поднятые с «Олега»

История судоходства здесь длится почти две тысячи лет. Здесь проходили важнейшие торговые пути, разворачивались смертельные сражения. Морские суда бились о скалы, погибали под огнем неприятеля, да просто попадали в неистовые шторма — и, разумеется, опускались на дно. Здесь, к примеру, лежит вся история российского судостроения: скампавеи, прамы, струги, шнявы... Одно только Выборгское сражение 23-24 июня 1790 года оставило на дне Балтики семь линейных кораблей, три фрегата и более 90 галер и гребно-парусных судов.

Наследие Второй мировой — еще примерно тысяча зато­нувших артефактов. А всего под водами Балтики, по оценкам археологов, скрывается примерно 200 000 (!) объектов, причем многие из них пребывают в необыкновенно сохранном состоянии. Например, в местной не очень соленой воде не водятся морские древоточцы. В Средиземном море они съедают любую деревянную конструкцию буквально за десятилетие, а на Балтике недалеко от острова Готланд не так давно нашли обломки драккара викингов — предположительно, затонувшего на рубеже X–XI веков.

Порвали парус


Фото 3 - МН-Экстрим: уходим на дно Балтийского моря к затонувшему фрегату

Парусно-винтовой фрегат «Олег», спущенный на воду 4 июля 1860 года на Кронштадтской верфи, входил в состав Балтийского флота. Один из последних в мире деревянных парусно-паровых боевых кораблей. Корпус судна был сделан из лиственницы, дуба и сосны, на борту размещалось 56 пушек. Команда — 545 человек.

Двигатель работал на 6 паровых котлах с угольным отоплением. При движении под парусами винт, отсоединенный от гребного вала, втягивался в колодец, устроенный в кормовом подзоре. «Олег» хорошо сохранился. Корпус стоит на ровном киле с небольшим креном на правый борт на глубине 56 метров. Способен выдержать подъем для последующей реставрации. Разрушения на корабле минимальны — упали все три мачты, разрушены некоторые перегородки между помещениями на жилой палубе.

Комментарии

94
Совуня
02 января 2016 13:25

Дайвинг это всегда интересно, завораживающе! Полет в водной среде!

Дмитрий
26 февраля 2015 9:12

Должно быть очень круто поплавать возле затонувших кораблей, несмотря на ограниченную видимость. Огромное поле деятельности для исследований! Если столько ценностей на дне, удивительно, что неорганизованные ныряльщики это всё не разграбили

Андрей
02 декабря 2014 9:56

круто бы там поплавать

Добавить комментарий
Показать ещё