МН-эксперимент: полет на реактивном штурмовике L-39 Albatros

Однажды главный редактор Men's Health Кирилл Вишнепольский вызвал своего заместителя Антона Иванова в кабинет, чтобы предложить на выбор два задания: сделать статью о борьбе с аэрофобией или репортаж с борта штурмовика в пилотажной группе. Антон подумал и выбрал второе.
Фото 1 - МН-эксперимент: полет на реактивном штурмовике L-39 Albatros

Чешские птицы

Ночь накануне 29 августа 2013 года спал я плохо. Снились бафтинг, помпаж, капотирование (за каждым из этих слов скрывается та или иная проблема в воздухе). Дополнительно бодрило встреченное в сети объявление одной из контор, продающих развлекательные полеты на реактивных самолетах: «Рекомендуем каждому туристу брать с собой на аэродром запасное нижнее белье». Что станет с первым нижним бельем, мне не хотелось даже думать.

«Хотя это еще никому из наших гостей не пригодилось, — начал предполетный инструктаж один из пилотов, — но я должен рассказать вам, как катапультироваться. Если летчик говорит «Eject, Eject, Eject!», надо немедленно нажать на ручки и вытянуть их на себя, после чего фонарь кабины откроется, а кресло с ускорением 20 G будет отстрелено».

Я такое видел в фильме «Завтра не умрет никогда»: Джеймс Бонд, управляя реактивным L-39 Albatros, катапультировал злодея, оказавшегося на месте второго пилота, причем так, что тот головой пробил другой «Альбатрос».

Вообще, мне стоило научиться отличать этот самолет от других — именно на нем мы и должны были взлететь с подмосковного аэродрома «Жуковский». Этот чешский учебно-­боевой легкий штурмовик — примечательная машина. По числу выпущенных экземпляров L-39 — на 4-м месте среди реактивных машин своего класса в истории (с 1970-го по 1999 год изготовлено 2950 единиц, из них 2080 закуп­лены ВВС СССР). Именно на них обучались советско-российские пилоты, включая участников групп «Стрижи» и «Русские витязи». Даже здесь, на парковке пилотажных групп в Жуковском, Breitling Jet Team — не единственная команда, выступающая на «элках»: вот такие же «Балтийские пчелы», а в отдалении — группа «Русь». «Это очень удобный и надежный самолет, а его характеристики оптимальны для пилотажа. Хотя в принципе я до сих пор влюб­лен во все 145 машин, на которых летал, — от скромного Piper J3 до Mirage», — говорит Жак, пока мы идем по летному полю.

Посадка перед взлетом

Фото 2 - МН-эксперимент: полет на реактивном штурмовике L-39 Albatros

Я только что подписал какую-то бумажку из серии «в случае чего прошу считать меня колумнистом, а бренный прах развеять над редакцией Men's Health». Сдал мобильник (чтобы не вывалился во время полета на голову), натянул на себя комбинезон и сунул в карман шапочку для душа, которую дали вместо подшлемника. Хотя эта шапочка немного сбивала градус пафоса, я все равно чувствовал себя героем фильма: иду по взлетной полосе в компании других пилотов, в лицо дует ветер, в руках ощущается приятная тяжесть шлема, а впереди блестят наши «Альбатросы».

Попытка сесть в самолет расставила все по местам — я не то что управлять им, я даже залезть в него не могу. Карабкаться в кабину нужно, попадая ногами в ступени, скрытые в обшивке штурмовика (ты продавливаешь крышку каждой носком ботинка, и выемка для ноги открывается). Но ведь в эти выемки еще нужно попасть! На помощь пришел техник, который буквально за ноги втащил меня в кабину.

Итак, я внутри. Главный совет, который мне дали перед полетом: ничего самому не делать. Что ж, я сижу как манекен, пока техник пристегивает меня ремнем и подключают к самолету: втыкает в разъем на шлеме толстый провод вроде того, через который Нео входил в Матрицу. Если оставить в стороне тревогу, то устроился я неплохо — кресло удобное, кондиционер дует прохладой. Правда, судя по тому, что стенки находятся всего в паре сантиметров от моих плеч, нашему мощному фитнес-редактору путь в L-39 вообще заказан (на борт берут только тех, чей вес — 80–120 кг, а рост — не более двух метров).

Техник «удалил чеку» из моего кресла — проще говоря, вынул предохранитель, приведя систему катапультирования в состояние готовности. В этот момент я понял, как себя чувствует тренер сборной по футболу: вроде бы ты в полном шоколаде, но одно неловкое движение, и вылетаешь со своего кресла в неизвестном направлении. Я как заряженный в пушку снаряд, а вот и взведенный «курок» — две красных ручки у меня между ног. Чтобы я их случайно не задел, мне велели взяться руками за лямки ремня безо­пасности и так и сидеть. Ноги, которые я поначалу вытянул, попросили втянуть — буду мешать педалям, которые в полете будут двигаться синхронно с педалями пилота. Синхронно будут работать и все приборы. Не знаю, как это действует на француза, но в меня все эти надписи «Сделано в СССР» на приборной доске вселяют уверенность: техника не подведет.

Впрочем, мне не советовали во время полета смотреть внутрь кабины — укачает (как напоминание об этом прямо к приборам зажимом для бумаги прикрепили бумажный пакетик). Жак справляется по радиосвязи о моем самочувствии («Лучше не бывает!» — вру я), и мы выруливаем на полосу. По дороге нам машут и показывают большие пальцы летчики других пилотажных групп.

Фото 3 - МН-эксперимент: полет на реактивном штурмовике L-39 Albatros

Пилотажники-высотники

Мы выбрали десятку пилотажных групп, выступления которых пропускать нельзя.

1. «Стрижи» Группа ВВС России, 6 МиГ-29. Редкий пример группы, использующей военные истребители без дополнительной доработки. Особенно впечатляют их совместные выступления с «Русскими витязями».

2. «Русские витязи» Группа ВВС России, 6 истребителей Су-27. Единственная в мире группа, выполняющая групповой пилотаж на самолетах класса «тяжелый истребитель».

3. Frecce Ticolori Группа ВВС Италии, 10 штурмовиков Aermacchi MB-339. Самая многочисленная группа, а значит, и одна из самых впечатляющих.

4. Red Arrows Группа Королевских ВВС Великобритании, 9 штурмовиков Hawk Т1. Большое число самолетов в группе позволяет делать уникальные фигуры, включая фирменное построение «Бриллиант».

5. Black Eagles Группа ВВС Южной Кореи, 8 учебных реактивных T-50 Golden Eagle. Одна из всего 2 групп в мире, летающая сразу на 8 сверх­звуковых самолетах.

6. La patrouille de France Группа ВВС Франции, 9 штурмовиков Dassault-Breguet/Dornier Alpha Jet. История «патруля» началась в 1931 году, что делает его старейшей группой в мире.

7. Blue Angels Группа ВМС США, 6 палубных F/A-18 Hornet. Уникальный пример использования палубной авиации в пилотаже.

8. Patrouille Suisse Группа ВВС Швейцарии, 6 легких истребителей F-5E Tiger II. Сейчас будущее знаменитой команды под вопросом, так что спеши увидеть «патруль» в классическом виде.

9. Thunderbirds Группа ВВС США, 8 истребителей F-16. Возможность увидеть пилотаж на американских истребителях 4-го поколения.

10. «1 августа» Группа ВВС КНР, 6 истребителей Chengdu J-10. Китайские самолеты сделаны при участии наших специалистов и оборудованы российскими двигателями. Смотрим и гордимся.

Комментарии

50
Prototype
24 августа 2016 17:03

многое хочется попробовать и полет на штурмовике тоже )
однако не представляю реакцию своего организма в ходе полёта, а вернее , прекрасно представляю , что произойдёт )

Prototype
24 августа 2016 17:00

Почему же К.А. Вишнепольский направил своего заместителя на такое задание, а не полетал сам ? )

Андрей
24 августа 2016 14:03

хотя человек и создан был чтобы ходить по земле, но кто хоть раз полетал, тот навсегда заболевает этой неизлечимой болезнью и раз за разом ты идешь и садишься в самолет опять и опять.....

Добавить комментарий
Показать ещё