Ладьей ходи: на древнерусском судне вдоль побережья Австралии

Автор этой статьи — Константин Самчук — сменил работу директора на труд средневекового матроса: прошел шестьсот километров вдоль побережья Австралии на копии древнерусской ладьи «Русич».

Ладья
Ладья (от слова «ладить» — строить) — парусно-весельное судно, которое использовали славяне в VI–XIII веках. Ладьи были как грузовые и торговые, так и военные (на них устанавливали таран, сажали лучников). Изначально такие суда делали из дуба или липы, размеры ладьи — от 8 до 25 метров, скорость — до 15 км/ч. На ладьях славяне плавали, в том числе, в Англию и Скандинавию.

Офис, документы, звонки — как все это далеко. Мой день теперь строится так: я завтракаю около девяти утра и до двух часов занимаюсь разными мелкими работами, например, помогаю коку на кухне, мою посуду, убираюсь вместе с другими матросами в каютах. Если нет других занятий, делаю записи в дневнике или наблюдаю за берегами. В два часа дня обед, и сразу после — вахта, вдвоем с капитаном Сергеем. Я за штурвалом, управляю ладьей, идущей под парусами (рулить ладьей совсем несложно — водишь штурвалом влево или вправо, корректируя направление). В шесть вечера — отдых, а в десять — сон до двух ночи, а потом снова время моей вахты до шести утра.

Проплываем городок Меримбула, седьмой день пути. Я теперь четко чувствую, каково приходилось нашим далеким предками во время заплывов. Например, никуда не деться от постоянной качки. Ладья наша маленькая, у нее нет киля, и поэтому судно жутко мотает на волнах. Даже в тихую погоду, если идешь куда-то по палубе, чувствуешь себя так, словно пытаешься ходить в маршрутке, которая быстро едет по дурной дороге: подскакиваешь и, кажется, сейчас потеряешь равновесие.

А еще теперь я знаю (этого не вычитаешь в учебниках истории), что древние славяне-моряки всегда были мокрые и соленые — ну прямо с ног до головы. Дело в том, что во время плавания ты почти все время находишься на палубе, сюда постоянно залетают брызги, дует влажный ветер. В итоге все вещи вечно пропитаны солью и никогда не высыхают. Настоящим моряком из прошлого я чувствовал себя и во время обеда — ели мы тоже на палубе (древние моряки делали точно так — крошечные внутренние помещения были заполнены грузом). Каждый прием пищи — борьба со стихией, нужно следить чтобы жареную картошку ветер не унес за борт, а в борщ не налилось морской воды.

Фото 1 - Ладьей ходи: на древнерусском судне вдоль побережья Австралии

Но все эти невзгоды ничуть не гасят восторг, который возникает, когда думаешь, что точно так, как и ты сейчас, пересекали водные просторы наши далекие предки: только шум моря, ветер, похлопывание паруса, скрип оснастки и чувство безграничной свободы. И еще — постоянно меняющиеся пейзажи, горы, леса, крошечные австралийские городки, снова леса. Когда плывем близко от берега, видно, как из-за деревьев выходят кенгуру, и можно разглядеть прячущихся между ветвями птиц самых чудных расцветок.

Ночью заступаю на свою вахту вдвоем с капитаном Сергеем. Как же трудно не заснуть, веки тяжелеют и склеиваются. Стараюсь взбодриться, отжимаюсь от пола, ем фрукты. Капитан за штурвалом — держит курс. Вокруг непроглядная темень, словно кто-то накрыл все вокруг черным покрывалом. «Очень важно следить за прогнозом погоды и вовремя уводить ладью от штормов в бухту — судно у нас хрупкое, маленькое. В древности моряки были специалистами по погоде без всяких компьютеров: по ветру и облакам могли узнать о приближающемся за многие километры шторме», — откуда-то из черноты ночи рассказывает мне Сергей.

Утром швартуемся в городке Батеманс-Бей, ждем, пока подует попутный ветер (древним славянам точно так же приходилось ждать ветра). Через несколько дней, наконец, отчаливаем, и тут нас накрывает шторм. Ладью кидает на волнах, похоже на американские горки. «Кстати, «Русич» даже не застрахована — очень дорого. Так что случись что, никто ничего не возместит», — слышу спокойный голос Синельника. Судно кренится на бок, скрипит, кряхтит. По палубе передвигаюсь на четвереньках, хватаясь за всё подряд. Бедные древние славяне, думаю я! Сейчас, вот сейчас перевернемся, вертятся в голове мысли. «Нужно просто привыкнуть — это далеко не самый страшный шторм, поверь! Древним славянам приходилось еще хуже», — кричит мне Сергей. Вскоре я действительно привыкаю и с гордостью понимаю, что на четвереньках двигаюсь уже вполне спокойно.

Спустя 600 километров и две недели пути, наше путешествие подходит к концу. Приближается Новый год, и команда спешит разъехаться по домам, чтобы отметить праздник с семьей. Швартуемся в Ньюкасле, где поблизости живет старый друг капитана Сергея. Он обещает присматривать за лодкой до весны. Когда номер готовился к печати, стало известно, что Синельники доставили ладью в Европу. Там они планируют отправиться из порта Амстердама в Черногорию, повторяя старинные торговые маршруты XV века. Сейчас, когда ты читаешь эти строки, ладья, вероятно, уже в пути — скрипит и прыгает в волнах, а в камбузе варит ужин кок.

Исторические заплывы

Тихий океан, 1947 год

Норвежец Тур Хейердал построил плот из бальсового дерева и попытался проверить свою догадку о том, что инки на подобных плотах плавали из Южной Америки в Полинезию. Стартовал в Перу, за 101 день прошел 8000 километров, оказался у полинезийских островов Туамоту.

Средиземное море, 1959 год

Француз Жак Петит построил копию парусного судна неф, ходившего по морям в X–XVI веках. Прообразом средневекового нефа были древнеримские корабли. Петит прошел 4000 километров от Гибралтара (Великобритания) до Никосии (Кипр), повторив старинный торговый маршрут.

Северный Ледовитый и Тихий океаны, 2012 год

Участники экспедиции «Арктика – территория открытий» на поморских кочах «Святитель Николай» и «Апостол Андрей» повторили маршрут Семена Дежнева, который в 1648 году открыл пролив между Азией и Америкой (позднее его назвали Беринговым). Путешественники начали путь в Якутске, прошли четыре тысячи километров, пересекли четыре моря, Берингов пролив и финишировали у мыса Семена Дежнева.

Комментарии

44
Совуня
02 января 2016 13:43

Многие в наше время кардинально меняют свою жизнь - уезжают жить в леса, и другие отдаленные места, чтоб остаться одним и жить с природой в гармонии.

Ирина
19 июня 2015 19:16

я бы наверное не задумываясь согласилась на такое путешествие, ведь тут главное для девушки сказочная романтика и приятное время препровождение. а если еще в компании приятного мужчины, то крышу сносит просит и хочется идти только по волнам любви)

Дмитрий
04 марта 2015 13:19

Читал, когда печатали в журнале, перечитал с удовольствием!
Интересное приключение, классные фото! Я бы тоже с удовольствием немного побыл матросом на таком судне, но, думаю 200-300 км с непривычки хватит, 600 многовато будет :)...
Братья Синельники молодцы- столько путешествий, есть о чём рассказать!

Добавить комментарий
Показать ещё