Ладьей ходи: на древнерусском судне вдоль побережья Австралии

Автор этой статьи — Константин Самчук — сменил работу директора на труд средневекового матроса: прошел шестьсот километров вдоль побережья Австралии на копии древнерусской ладьи «Русич».

Что Путешествие на древнерусской ладье — копии судна XII века

Когда За передвижениями яхты можно следить на сайте ее владельцев — братьев Александра и Сергея Синельников, sinelniki.ru. Черкни им письмо на fond-krugosvet@mail.ru, и, может, скор­о ты тоже окажешься на борту. В июне судно плывет маршрутом из Нидерландов в Черногорию

Зачем Почувствовать себя мореплавателем из прошлого

«Когда хочется сблевнуть, ложись на палубе и смотри на горизонт», — приветствует меня Слава, матрос и по совместительству кок. В обычной жизни — байкер, владелец московского бара «Русская верста», где собираются мотоциклисты. Слава стоит босыми ногами на палубе, а я разглядываю его плотно татуированное тело: стрелы, грозное мужское лицо, крылья какой-то птицы. Бухта Туфолда, Австралия, первые дни моего путешествия. Если верить Google — я в 14 943 километрах от своего дома в Киеве. На ближайшие две недели я больше не 36-летний директор электротехнической компании. Теперь я матрос на маленьком судне — пятнадцатиметровой ладье «Русич», копии ладьи XII века.

Ладья — так называли славянские суда, на которых с VI–XIII веков люди передвигались по рекам и морям. Это было универсальное транспортное средство, на них воевали и перевозили грузы.

В 2005 году братья-путешественники Александр и Сергей Синельники собрали деньги и в Петрозаводске заказали себе ладью. Местная верфь «Варяг» специализируется на создании деревянных судов — часто их услугами пользуются, например, кинорежиссеры. Для Синельников сделали ладью XII века, по старым чертежам и рисункам. На ней братья сначала проплыли от Петрозаводска до Тольятти, а в августе 2010 года отправились через Волгу, Дону, Черное, Мраморное, Средиземное и Красное моря в Индийский океан. Ну а потом — к берегам Австралии, чтобы проплыть вокруг материка (я присоединился к заплыву уже на самом последнем этапе).

Вместе со мной на судне шесть человек, включая капитана Сергея Синельника. Здоровенный боцман Илья, замкнутая австралийка Сейра и бородач Энди, тоже из Австралии (за время пути он выучил несколько русских слов — «да», «нет», «пожалуйста», «кабак» и «баба»). Объявление о том, что на ладью, которая прибыла в Австралию из Тольяти, требуются матросы, я нашел в интернете. Написал по адресу. И вот передо мной в скайпе борода Сергея Синельника — капитана судна. «Уверен, что ты из руководителя компании в матросы нормально переквалифицируешься? Надо же будет палубу мыть…» — прищурившись спрашивает меня Сергей. «Ну а в дальние походы ты вообще ходил?» — продолжал допрашивать он. Мы созванивались еще несколько раз, а потом Сергей дал добро. Позже он рассказывал мне, почему старается тщательно опрашивать будущих членов команды: пока они огибали Австралию, уже бывали случаи, когда матросы вдруг начинали бунтовать — отказывались мыть палубу и ссорились с экипажем.

Поскольку содержать постоянную команду дорого, братья стали собирать матросов-туристов — любого пола, физически здоровых и психически устойчивых. Матросы не только помогают во время заплывов, но и делают денежные взносы — на питание экипажа, содержание яхты и весьма недешевые стоянки в портах. Сумма с каждым обговаривается индивидуально — я, например, помимо перелета до Австралии, заплатил за две недели около 60 тысяч рублей.

Когда я первый раз увидел ладью на пристани, то не поверил своим глазам — выглядела она действительно как гостья из прошлого. В первый день облазил все закоулки. В 15-метровой ладье (в древности размеры ладей были от 8 до 25 метров) нашлось мес­то для хозблока и двух кубриков — до потолка 1,3 метра. В одном из кубриков разместился камбуз с газовой плитой, а в другом — место для капитан­а (здесь стоит ноутбук, по которому он прокладывает маршрут и следит за прогнозом погоды). Кроме того, в обоих кубриках спят члены команды — на деревянных лежаках. На корме судна руль, компас, глубиномер и спутниковая связь GPS. Есть у ладьи и небольшой мотор (под парусом судно идет со скоростью не больше 10 км/ч), но его используют лишь для захода в порты — чтобы не врезаться в какие-нибудь дорогостоящие яхты.

Братья Синельники

Братья Синельники

Путешественники Сергей и Александр Синельники родились в Казахстане. Они устраивали заплыв на весельной лодке через Индийский океан (вернулись с середины пути из-за поломки опреснителя воды), прошли тысячу километров по Западной Сахаре и совершили кругосветное путешествие на мотоциклах (с 2002 по 2004 год, проехали 75 000 километров).

Комментарии

44
Совуня
02 января 2016 13:43

Многие в наше время кардинально меняют свою жизнь - уезжают жить в леса, и другие отдаленные места, чтоб остаться одним и жить с природой в гармонии.

Ирина
19 июня 2015 19:16

я бы наверное не задумываясь согласилась на такое путешествие, ведь тут главное для девушки сказочная романтика и приятное время препровождение. а если еще в компании приятного мужчины, то крышу сносит просит и хочется идти только по волнам любви)

Дмитрий
04 марта 2015 13:19

Читал, когда печатали в журнале, перечитал с удовольствием!
Интересное приключение, классные фото! Я бы тоже с удовольствием немного побыл матросом на таком судне, но, думаю 200-300 км с непривычки хватит, 600 многовато будет :)...
Братья Синельники молодцы- столько путешествий, есть о чём рассказать!

Добавить комментарий
Показать ещё