Как научиться управлять самолетом: редактор МН за штурвалом Extra 330 LX

Мое лицо стекает с черепа, как часы на картине Дали. Но я продолжаю тянуть ручку управления на себя, завершая первую в своей жизни мертвую петлю, выполненную самостоятельно.
Фото 1 - Как научиться управлять самолетом: редактор МН за штурвалом Extra 330 LX
Франсуа Ралле

Капитан французских ВВС в отставке, после ухода из армии занимается аэроакробатикой. В прошлом году выиграл чемпионат мира.

Визитная карточка Франсуа в небе — фигура, имитирующая то, как военные отдают честь: пролетая перед публикой, самолет поворачивается к ней «лицом», продолжая лететь в том же направлении, что и прежде, только теперь боком, и как бы кивает, после чего снова поворачивается по направлению движения и гордо удаляется.

Машина мечты

Возьми свои самые яркие ощущения от управления автомобилем, умножь их на десять — и ты все равно не получишь то, что чувствует пилот спортивного самолета. Extra 330LX удивительно послушен. Благодаря этому стал одним из главных самолетов для аэробатики. Он немедленно следует за ручкой управления, а если та останавливает свое движение — замирает в том положении, в каком его оставили. Самолет не начинает снижаться или сваливаться с траектории, а так и летит вперед — хоть под углом в 45 градусов, хоть в 90, хоть просто пузом кверху.

Такая четкость в реакциях очень важна: на соревнованиях по аэробатике пилоты должны фиксировать машину под заданными углами. На краях крыльев Extra — специальные металлические конструкции, по которым из самолета легче оценивать его положение относительно горизонта. Франсуа поставил самолет вертикально и хочет, чтобы я убедился в точности этой фигуры. Убеждаюсь, и мы снова делаем несколько бочек, включая такие быстрые, что моя голова бьется о плечи, как язык в колоколе. Такое ощущение, что законы физики сегодня не для нас. У меня это просто не укладывается в голове, как, впрочем, и то, что я — 32-летний журналист из Москвы, еще вчера долбивший по клавишам в районе Марьиной Рощи, управляю самолетом в небе Лазурного побережья Франции. Сказать, что это странно, — ничего не сказать.

Фото 2 - Как научиться управлять самолетом: редактор МН за штурвалом Extra 330 LX

Да, мне и до этого доводилось летать на необычных самолетах — взять хотя бы космическую лабораторию ИЛ-76МДК или реактивный L39 Albatros, на котором обучают пилотов истребителей. Но Extra 330LX просто потряс меня.

Казалось бы, тут нет реактивного двигателя и скорости «Альбатроса»; этот самолет не способен подняться на 6000 метров, как ИЛ-76МДК, чтобы камнем падать к земле, отчего в салоне на 20 секунд воцаряется невесомость. Но зато в этой крошке нет и ничего лишнего — только то, что нужно для любых фигур высшего пилотажа. Extra 330LX готов безропотно сносить перегрузки +/-10G, а на каждые 2 с небольшим килограмма веса тут приходится 1 лошадиная сила. Об удивительной управляемости таких самолетов говорит, например, видео в интернете: ты наверняка видел, как пилот умудрился вывести машину из штопора и мягко посадить ее, несмотря на то, что у самолета отвалилось одно крыло.

Пока именно послушность этой машины, а вовсе не красота Земли или страх за собственную жизнь, — мое самое яркое впечатление от полета. Впрочем, конечно, я не могу судить обо всех повадках Extra. Ведь все же моя роль в управлении самолетом не больше, чем у ребенка, сидящего на коленях отца за рулем машины. Даже когда Франсуа не держится за ручку управления, тяга и все остальные параметры полета остаются под его постоянным контролем, а наша высота и маневренность позволяют легко исправить любую мою ошибку.

Фото 3 - Как научиться управлять самолетом: редактор МН за штурвалом Extra 330 LX
Авиашоу Free Flight World Masters

В октябре 2014 года авиашоу во французском Сен-Максиме прошло в 4-й раз. Зрители (всего около 100 000 человек), расположившиеся прямо на пляже, наблюдали полеты акробатических самолетов, известных на весь мир пилотажных групп Patrouille de France и Cartouche Doré, истребителей Mirage 2000N и Rafale, боевых вертолетов Tigre.

Перегрузки

Отрицательная и положительная перегрузки отличаются своим направлением. При положительной перегрузке (когда ты летишь вверх) кровь отливает в ноги, что можно компенсировать, надев противоперегрузочный костюм: он будет надуваться, сдавливая конечности и препятствуя перетоку крови. С отрицательной перегрузкой (она образуется, когда ты летишь с ускорением вниз) все сложнее: при ней кровь приливает к голове, которую сдавливать бесполезно.

  • Взлет на пассажирском самолете: 1,5 G
  • Поездка на американских горках: 4-6 G
  • Фигуры высшего пилотажа на спортивном самолете: -7/+12 G

Смотри, какая фигура

Убедившись, что я не блюю от каждого переворота, Ралле решил устроить мне настоящую проверку: «Теперь мы сделаем вертикаль с винтом. Жесткую. Готов?» Я киваю, и мы на полном дросселе под прямым углом уходим в небо.

200, 300, 500, 1000 метров. На американских горках перегрузки длятся пару секунд, а тут стрелка прибора передо мной застыла на отметке 6G и, кажется, не собирается с нее слезать. Но Франсуа этого мало — самолет начинает с неистовой силой проворачиваться вокруг своей оси. Это уже серьезно!

Так мы и летим вверх, пока откуда-то не появляется дым, а пропеллер как-то пугающе не замедляется. Extra клюет носом и в непривычной тишине, пришедшей на смену урчанию двигателя, начинает падать. «У нас что, заглох мотор?» — мелькает у меня в голове, но пилот тут же «ловит» машину, урчание возобновляется, мы снова летим как надо. Оказалось, Франсуа в верхней точке фигуры «колокол» просто сбросил газ, а я уж было подумал, что колокол звонит по мне. В следующую секунду у меня снова перехватывает дыхание: Ралле решает полетать вниз головой, и я тут же повисаю на ремнях. Сквозь стекло я вижу под собой облака, море и землю, которая кажется красивой, но слишком твердой на вид.

«В небе всегда хорошая погода, — будто прочел мои мысли Ралле. — Я раньше служил в ВВС, летал на истребителе Mirage 2000. Бывало, внизу все серое и идет дождь, но ты садишься в самолет, поднимаешься повыше, а там голубое небо. В такие дни я шел после работы с улыбкой до ушей и думал — чего все такие хмурые? Небо-то высоко над тучами все равно светлое».

Под это романтическое отступление мы и совершаем посадку. «А ты крепкий парень!» — хлопает меня по плечу Франсуа. «Да, я такой!» — пытаюсь улыбнуться я и на нетвердых ногах направляюсь к выходу с аэродрома. «Эй! Выход с другой стороны», — смеется Франсуа. Похоже, виражи все же вскружили мне голову сильнее, чем я думал.

Фото 4 - Как научиться управлять самолетом: редактор МН за штурвалом Extra 330 LX
Hamilton

Часы этой марки существуют с 1892 года и по праву считаются самыми «голливудскими» — Hamilton успел покрасоваться на запястьях героев более чем трех сотен фильмов. Так как у марки есть историческая связь и с авиацией (в 1930-х Hamilton получили статус официальных часов крупнейших американских коммерческих авиалиний), особое место в фильмографии занимают фильмы о пилотах и космонавтах: «Авиатор», «Перл-Харбор», «Космическая одиссея 2001 года».

Комментарии

69
Совуня
02 января 2016 13:05

Срочно, срочно учиться управлять самолетом. Всегда мечтала стать пилотом, но не такого самолетика, а истребителя!

Марина
30 ноября 2015 0:31

Отпад! думаю что научится управлять самолетом легче чем машиной. Машина это у меня пока проблемная тема поэтому я так думаю. что самолет имеет менее условий и еще один огромадный плюс это тот что в небе меньше транспорта, можно сказать что ты там будешь практически один. Это круто. Даже по видео можно понять что это незабываемые чувства. Я помню с мамой в детстве. мне было лет семь, мы ездили на аэродром и там была выставка разных планеров и так далее и мы даже катались(летали) на кукурузнику. Это было нечто! И вот спустя столько лет я помню до сих пор это. Не представляю какие это эмоции будут вообще меганеописуемыми!)

Максим
19 марта 2015 17:53

Как говорится первым делом самолеты, ну а "Сними брюки" — говорит чемпион мира по аэробатике Франсуа Ралле...

Добавить комментарий
Показать ещё