Автопробег по ЮАР

Иван Глушков проехал 1000 км по ЮАР, вернулся целым и невредимым и рассказал о своем путешествии.

Фото 1 - Автопробег по ЮАР

что? Автопробег по южноафриканскому бездорожью.


где? Провинция Западный Кейп, горный массив Седерберг.


когда? Лучшее время — местная весна, с сентября по ноябрь.


как? Перелет Москва—Кейптаун — от 35 тыс. руб.(минимум одна пересадка). Арендовать внедорожник и получить консультацию по прокладке маршрута можно тут — driveafrica.co.za.

Фото 2 - Автопробег по ЮАРПеред моим отъездом в ЮАР все знакомые считали своим долгом как следует меня напугать: слали фото­графии тамошних трущоб, прославленных благодаря фильму «Район № 9», истории про местных жителей в разноцветных шапках, приставляющих нож к горлу белого туриста... Истории эти, впрочем, только раззадоривали. Пугала же перспектива 4 дня рулить автомобилем по неправильной стороне дороги (в ЮАР, как во всех бывших британских колониях, движение левостороннее). До сих пор мой опыт ограничивался отпускными прогулками на мопеде по тайскому острову от гостиницы до небольшой ромовой фабрики, где я всякий раз случайно попадал на дегустацию, а на обратном пути мучительно соображал: «Так, а какая сторона у них тут не такая, как надо?»

К счастью, если держать в голове простые правила (см. ниже), то к вождению по левой стороне довольно быстро привыкаешь. Если коротко, то мне и еще 10 журналистам предложили проверить на прочность внедорожник Volkswagen Touareg, совершив автопробег по проселочным дорогам южноафриканской провинции Западный Кейп. Люди на этих территориях — сначала кочевые племена бушменов, потом голландские фермеры, а следом и английские колонизаторы — всегда селились обособленно друг от друга, огромные пространства лишены железных дорог и автобусного сообщения, внедорожник тут — как раз подходящее средство транспорта. Ну и на этих пространствах — масса интересного.

ГРУППА, ДЮНЫ

Рано утром наш караван выезжает из Кейптауна. Шесть машин с журналистами и одна машина сопровождения, в которой следуют два инструктора: веселый краснолицый немец из Германии Матиас и молчаливый немец из Италии Роберт. Первая остановка — песчаные дюны в окрестностях города Атлантис, в 40 км от Кейптауна, белоснежный пляж шириной (не длиной!) в 5 км, поросший редкими соснами и кустами. Несмотря на раннее утро, здесь довольно шумно: люди катаются по песку на мопедах, квадроциклах, грязно-белых пикапах (самый распространенный в ЮАР цвет и тип машин) и вообще всем, у чего есть колеса. Или крылья — над нашими головами периодически пролетает планер. Чтобы автолюбители не засрали дюны окончательно, власти закрыли их для машин с января 2012 года. Но мы успели до закрытия.

Фото 3 - Автопробег по ЮАР Глушков брызжет песком из-под колес в дюнах Атлантиса

Снизили давление в шинах, чтобы не буксовать на песке, двинулись. Роберт в головной машине прокладывает по-немецки аккуратную трассу — никаких резких поворотов, крутых подъ­­е­м­ов­ и затяжных спусков. Все остальные модно разгоняются, тормозят с брызгами песка. Опытный автожурналист Сан Саныч решительно падает с отвесного склона бампером вниз — и пробивает радиатор. Молодец. Меня же манит самая высокая дюна, доминирующая над местностью, как курган какого-нибудь африканского царя. Давлю на газ, взлетаю на холм — и обнаруживаю, что такой аккуратный он только с моей стороны, обратный склон срезан как ножом. Вылетаю в воздух над этим отвесным склоном и начинаю валиться набок. В другом месте я бы точно «сделал уши», но тут машина грубо воткнулась боком в песок и застыла под углом в 60º. Наверху тут же собралась ликующая толпа, все фотографируют, делятся впечатлениями — и только хмурый (отчего бы это?) Роберт спускается ко мне, раскачивает машину, выравнивает колеса и спускает ее с холма. Туарег с пробитым радиатором отправляют в ремонт, а мы держим путь на север, в горы Седерберг.

ЗОЛОТЫЕ ЗУБЫ

Всего 50 км от моря, и природа стремительно меняется. Вместо средиземноморской идиллии — виноградники, оливковые рощи — вырастают довольно высокие скалистые горы, перемежающиеся широкими долинами. Из растительности — только буш, мелкий цепкий кустарник. Климат тоже меняется: после влажного и прохладного приморского — настоящий пустынный, днем +30, ночью +10. И никого. Едешь час, полтора — ни одной встречной машины, вообще никаких признаков жизни. Мобильные здесь не работают, даже спутниковый телефон Матиаса ведет себя неуверенно. Навигатор час за часом показывает унылый серый экран с точкой посередине — никаких намеков на дорогу, по которой мы едем. Да и сама дорога скорее намек — каменистая колея посреди бесконечного буша. Периодически дорога взбирается серпантином в гору, разумеется, без всяких ограждений. Иногда ни с того ни с сего участок дороги оказывается выложен бетонными плитами, а иногда и заасфальтирован. Но, едва успеваешь обрадоваться и нажать на газ, он незамедлительно заканчивается, и снова пыльный проселок.

Забегая вперед, скажу, что в этом и есть основная прелесть путешествий по провинциальной Южной Африке. Никаких толп туристов: ни японцев с фотокамерами, ни пьяненьких немцев, ни американских старушонок. Не то чтобы я не любил всех этих людей, но там, где они появляются в громадных количествах, исчезает всякий национальный колорит. Ну разве что «Кока-кола» на вкус немного другая, чем в твоем городе. А тут, впервые за много лет, я действительно почувствовал себя в Совсем другой стране.

Фото 4 - Автопробег по ЮАР Знака «Осторожно, носороги» на дорогах в Седерберге нет, но уступать дорогу приходится

О, на горизонте показался придорожный шалман. Предприятие широкого профиля, форпост цивилизации. Кафе, магазин (торгующий в основном продуктами с хозяйского огорода, на них смело можно писать модное «органическая еда»), мотель, заправка и автомастерская. Особенно мы радуемся мастерской. Ездить тут нужно строго по колее: обочины усыпаны острыми, как бритва, каменными осколками. Но ездить так не получается. Трудно привыкнуть, что слева у тебя не дверь, а пассажирское сидение, — коллеги, инстинктивно прижимаясь влево, один за другим колют шины об неудавшиеся наконечники бушменских копий.

Пока Матиас занимается колесами с местным мастером, в кафе нас обслуживает дородная рыжая бурская женщина. Магнитофон надрывается песнями на африкаанс — в конкурсе на занудство эта музыка победит с сокрушительным отрывом. Впоследствии нам не раз встречались такие кафе, и везде, где были буры, играла эта музыка. Есть и кафе с цветными хозяйками («цветные», coloured — вполне приличный местный термин), чуть менее дородными, вообще не включающими музыку, зато с родной цыганской душой — все без исключения с фигурными золотыми зубами, в которые вставлены камешки и прочая бижутерия.

Третий колоритный тип местного населения — похожие на киношных ковбоев фермеры. Собственно, слово «бур» на африкаанс значит «крестьянин». Максимально плотное знакомство с бурами случилось в последний день нашего заезда, на ферме «Кеникрааль». Порядка часа езды по очередному горному серпантину вбок от основной трассы, и мы оказываемся в долине горной реки, засаженной фруктовыми деревьями. Нас встречают два здоровяка в шляпах, шортах, сапогах и клетчатых рубашках, их могучие рыжеволосые жены и зашуганный чернокожий работник. (Когда здоровяки едут куда-то на своем грязно-белом пикапе, бедняга садится даже не в кузов, а прицепляется снаружи к заднему борту машины.) Пока жены кормят нас на убой бараниной, булками и абрикосовым вареньем (все сделано их крепкими задубевшими руками), ковбои развлекают крайне неполиткорректными рассказами, как подбивали советские танки во время гражданской войны в Анголе, перемежая истории пафосными речами вроде: «Мой отец, мой дед и 4 поколения их предков возделывали эту благословенную землю!»

Фото 5 - Автопробег по ЮАР Очковые пингвины — единственные купальщики на кейптаунских пляжах. Людям слишком холодно

РОЙБОС И БАНДИТЫ

Главная гастрономическая достопримечательность горного массива Седерберг — ройбос, африканский аналог чая. Вопреки легендам, никаких особых витаминов и минералов в ройбосе нет. Зато навалом антиоксидантов и вообще нет кофеина — при этом бод­рит он не хуже кофе и пить его можно даже маленьким детям. Чудо-кустарник пытались выращивать за пределами Седерберга, в Южной Америке и Австралии, но безуспешно, его устраивает только здешний микроклимат. Мне ройбос кажется жутко невкус­ным: кислая водичка и больше ничего, но попутчики пили и нахваливали. Не оценил я и сырую страусятину — мясо с соплями, брр. Зато спрингбок — местная антилопа — по вкусу напоминает нашу оленину. Рекомендую.

Кроме фермерской еды, Седерберг знаменит наскальной живописью, многим здешним рисункам около 8 тыс. лет. То есть, сами рисунки вполне стандартные: мужики с луками, бегущие за быками, слоны, идущие на водопой, и снова мужики с луками. Зато все это на широком каменном уступе, над водопадом, окруженным цветущим по случаю весны бушем, тянущимся вверх по склону огромной долины. Показывают рисунки на рассвете, что добавляет мероприятию романтики. Кстати, видов растений в Западном Кейпе больше, чем во всей Европе, и просто остановившись на обочине, можно часами разглядывать цветы всех размеров и мастей, покрывающие кусты.

Последний день мы проводим в Кейптауне, где, вопреки страшным рассказам, никто не приставляет мне нож к горлу. Все обошлось спекулирующими на криминальной романтике попрошайками, подбегавшими с фразами вроде: «Мистер, я не хочу насилия! Я не хочу преступлений! Я хочу есть! Не надо, не давайте мне денег! Пойдем в Макдоналдс, купи мне гамбургер!» После пустынной жары здешний влажно-прохладный от близости Индийского и Атлантического океанов климат приятно бодрит, как и бесконечное веселье в старом городе, даром что он выглядит как натуральный город из фильмов про Дикий Запад: деревянные дома с нависающим над улицей вторым этажом, точь-в-точь салуны из вестернов, вот только вместо «Wanted!» на стенах развешаны рекламы пива и стиральных машин. Площадь перед ратушей, продолжая ряд кинематографических ассоциаций, — тот самый «Район № 9»: вся завалена мусором и заставлена самодельными ларьками и палатками, торгующими шурупами, пакетами для мусора, туалетной бумагой, средствами от тараканов и прочей максимально неинтересной приезжему ерундой.

Фото 6 - Автопробег по ЮАР Вотерфронт — прибрежный район Кейптауна. На заднем плане — Столовая гора

Поднявшись под финал на Столовую гору, выслушав обязательные истории о том, что живущий здесь похожий на суслика капский даман — ближайший родственник слона (никаких научных подтверждений), а спускающиеся с горы на город облака — дым из трубок старого пирата Яна ван Хункса и Сатаны, курящих тут уже не одну сотню лет (никаких научных подтверждений), с чувством выполненного долга отправился домой. Хотя для полного удовлетворения не хватало, конечно, какой-нибудь автомобильной поломки — помимо пробитого радиатора, мои попутчики отметились оторванным крылом и четырьмя проколотыми шинами. А мне вот не повезло.

Фото 7 - Автопробег по ЮАР Зиплайн — спуск по натянутому над пропастью канату — главное после барбекю развлечение в Кеникраале


ЛЕВОСТОРОННЕЕ ДВИЖЕНИЕ

Собственно, главное и основное правило левостороннего движения — все зеркально. Обгонять едущую впереди машину нужно справа, уступать дорогу помехе слева. В Южной Африке довольно много специфических, отсутствующих у нас дорожных знаков, но запомнить нужно только два — «остановка запрещена» и «стоянка запрещена», они здесь выглядят совсем по-другому.

Чуть труднее приучить себя при выезде на перекресток смотреть вправо, а не влево и отговорить от подсознательного желания по окончании маневра выехать на правую сторону дороги. Но все не так страшно — уже под конец первого дня я делал все, как надо, на автомате.

Самое сложное — свыкнуться с габаритами машины. Подсознательно думаешь, что слева у тебя не пассажирское сиденье, а дверь, поэтому максимально прижимаешься к левому краю дороги. На узких проселках и при обгоне это может создать определенные проблемы.

АФРИКАНСКИЕ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

Фото 8 - Автопробег по ЮАР
Стоянка запрещена
Фото 9 - Автопробег по ЮАР
Остановка запрещена

Фото 10 - Автопробег по ЮАР
Осторожно, слоны
Фото 11 - Автопробег по ЮАР
Брод
Фото 12 - Автопробег по ЮАР
Конец асфальтовой дороги
Фото 13 - Автопробег по ЮАР
Впереди светофор (надпись на асфальте)

ЕЩЕ 5 ИНТЕРЕСНЫХ МАРШРУТОВ, РЕКОМЕНДУЕТ ЖУРНАЛ NATIONAL GEOGRAPHIC TRAVELER

1. Гастрономический

Россия. Черноморское побережье, Горячий Ключ — Красная Поляна

Город Горячий Ключ, как можно догадаться из названия, знаменит своими минеральными водами. По пути сможешь запастись сезонными овощами-фруктами и краснодарским чаем, который обрабатывают неподалеку, на Мацестинской фабрике. Дорога довольно сложная — полосы всего две, за поворотом ничего не видно, поэтому обгонять не рекомендуется. По пути можно останавливаться в дорожных карманах, переводить дух и любоваться морем. В конце путешествия тебя ждет Красная Поляна: тут прямо у заправки, в кафе «Вареничная хата» подают вкуснейшие вареники. Правда, есть у маршрута и минус — летом трасса сильно загружена.

2. Кинематографический

Россия. Алтай Чуйский тракт

Чуйский тракт — это дорога, которая тянется от Новосибирска до границы с Монголией (963 км). Здесь Василий Шукшин снимал фильм «Живет такой парень», тут же в августе 2005-го убился актер и губернатор Михаил Евдокимов (не следуй его примеру, не выезжай на встречку). Трасса идет по степи и по горам. По пути можно заехать к Телецкому озеру (одному из самых глубоких в России). Сложный участок маршрута — Семинский перевал на 583 км дороги. Тут тебе придется подняться на высоту 1717 м, путь наверх — около 9 км, вниз — 11. Забравшись на вершину, полюбуйся на заросшие кедром склоны. Особенно красивый участок дороги — между горами Сарлык и Тияхта.

3. Тропический

Панама, Колумбия Трасса ПанАмерикан

Панамериканское шоссе — самая длинная трасса в мире, за это ее даже внесли к Книгу рекордов Гиннесса. Начинается она в Северной Америке, а кончается в Южной. Все бы хорошо, но на границе Панамы и Колумбии есть 87-километровый участок — Дарьенский пробел — по которому дорогу проложить не могут по сей день. Зато сквозь густую болотистую сельву проходит популярный внедорожный маршрут, который мы и предлагаем тебе освоить. Маршрут довольно сложный — готовься.

4. ИСТОРИЧЕСКИЙ

Италия, Апуанские Альпы

Серьезных внедорожных навыков от тебя тут не потребуется. Дорога в горах приличная, хоть и постоянно петляет между склонов. Пока будешь крутить руль, не забывай смотреть по сторонам — на карьеры знаменитого каррарского мрамора. Его использовали при строительстве Мраморной арки в Лондоне, Пантеона и колонны Траяна в Риме, Сиенского собора (соответственно, в Сиене). Из каррарского мрамора Микеланджело сделал своего Давида. Машин на этих дорогах немного, поэтому ехать можно в свое удовольствие.

5. УЧЕБНЫЙ

Крым, Чатыр-Даг

В окрестностях горного массива Чатыр-Даг несколько внедорожных маршрутов, популярных среди любителей автоэкстрима. На дороге — большие камни, поваленные деревья, а после дож­дя много грязи. Тебе придется постараться, чтобы не увязнуть. Впрочем, здесь часто бывают туристы, поэтому, если что, они всегда помогут. Да и разные автоклубы регулярно организуют заезды по окрестностям, можешь присоединиться к команде и получить необходимые для поездки по бездорожью навыки. Забраться на вершину на автомобиле не удастся, но в какой-то момент можешь ее оставить и дойти пешком до горных пещер.

Автопробег по ЮАР
Автопробег по ЮАР
Автопробег по ЮАР
Автопробег по ЮАР
Автопробег по ЮАР
Автопробег по ЮАР
Автопробег по ЮАР

Комментарии

5
GROG
31 января 2016 11:18

Шикарный репортаж.
Прочитал,как будто сам принимал участие в пробеге,здорово написали,с чувством....
Эх прокатиться бы вот так в реалии......

Андрей
15 июля 2015 11:37

Опасно гулять в любом городе мира, кирпичи падают везде, да и хулиганы есть во всех странах. В меру острожным нужно быть всегда, и в Москве, и в Женеве, и в Париже. В Кейптауне очень много белых, там на цвет кожи вообще не смотрят. Можно пить воду из под кранов, в отличие от большинства европейских стран. Я гулял один рано утром и поздно вечером, проблем не было. В ЮАР, Кейптаун исключение из правил. В других городах (Йоханесб., Дурбан) гулять не в туристических местах нельзя совсем. В Крюгер парке, так же как и в Кейптауне спокойно.

ИВАН
21 мая 2014 11:24

Еще пару-тройку лет и ЮАР станет очень опасной страной. И вовсе не из-за диких животных...

Добавить комментарий
Показать ещё