Настоящее и будущее космического туризма

Когда в околоземное пространство впервые полетел человек, советская пропаганда уверяла, что уже скоро космос покорится коммунистическому человечеству и побывать в нем сможет каждый. Как ни странно, так и случилось.
Фото 1 - Настоящее и будущее космического туризма

Тогда, в апреле 1961 года, полет Юрия Гагарина (менее двух часов на высоте до 327 км) назвали подвигом. Впрочем, и сейчас за полугодовую вахту на МКС профессиональным космонавтам дают звание Героя России. Испытать себя в космосе в ближайшее десятилетие смогут не только герои, но и люди попроще. Конечно, с условием наличия весьма пухлых кошельков. Тем не менее, если еще недавно полет в космос стоил $40 млн, то теперь индустрия космического туризма выходит на массовый рынок. А значит, полеты в космос станут доступнее. Как океанские круизы — каждый год не поедешь, но один раз в жизни позволить себе можно.

Кто все начал

У передовых космических проектов, будь то первый полет в космос или высадка на Луну, всегда есть лицо и имя. Лицо массового космического туризма — американец Бёрт Рутан. Половину жизни он занимается разработками передовых летательных аппаратов на собственном экспериментальном заводе в Калифорнии. Шесть лет назад Рутан построил первый в мире частный космический корабль SpaceShipOne для суборбитальных полетов. В космонавтике суборбитальными называют полеты со скоростями и на орбитах ниже, чем необходимо для искусственных спутников Земли. В октябре 2004 года SpaceShipOne в течение двух недель дважды пробил планку в 100 км, во второй попытке достигнув высоты 114,6 км. За это достижение Рутан получил приз $10 млн от фонда X Prize, цель которого — поощрение нетрадиционных научных изысканий.

В дополнение к премии Рутану поступило деловое предложение от экстравагантного миллиардера Ричарда Брэнсона, основателя корпорации Virgin, — построить восьмиместный прогулочный корабль (два пилота и шесть туристов на борту). Рутан предложение принял. К моменту сдачи этого номера Men’s Health SpaceShipTwo уже четыре раза поднимался в воздух — правда, пока только в атмосфере и только с помощью самолета-носителя. Но созданная под этот проект компания Virgin Galactic обещает начать возить туристов в космос уже в 2013 году. Билет стоит $200 000, для резервации места нужно внести задаток в $20 000. Услуга пользуется популярностью — билеты заказали уже больше 400 человек.

План полета

SpaceShipTwo не будет летать вокруг Земли — лишь взлетать вверх и садиться. План полета таков. Сначала самолет-носитель WhiteKnightTwo поднимет космический корабль на высоту 15 км — на это уйдет около часа. Здесь SpaceShipTwo отделится от «платформы», включит твердотопливный двигатель и под углом 84° стартует в космос. Берт Рутан уверяет, что корабль сможет подняться до 150 км и даже выше. Достигнув верхней точки полета, он по параболической траектории пойдет вниз. В это время на борту образуется невесомость, которая при достижении 150-километровой высоты продлится 5 минут. Войдя в плотные слои атмосферы, корабль благодаря специальной конструкции крыльев начнет тормозить, не сильно при этом нагреваясь, и в конце концов сядет на космодроме как обычный самолет. Все удовольствие займет около трех часов. Приезжать на космодром, который Virgin Galactic строит в пустыне в американском штате Нью-Мексико, оператор просит за три дня до старта.

Берт Рутан говорит, что такие путешествия полностью безопасны. Даже если оба пилота потеряют сознание, машину посадят в автоматическом режиме. Единственное неудобство — перегрузки до 6g (то есть тело человека становится в шесть раз тяжелее своего обычного веса), длящиеся несколько минут при взлете. Первым безопасность путешествий обещает доказать сам Ричард Брэнсон, взяв в пробный полет всю семью.

Для просмотра ролика необходимо установить Flash player версии 9 или выше.

Цены вниз

Круглая сумма в 200 000 баксов за билет долго не продержится. Во-первых, сам Брэнсон мыслит масштабно. Для начала он заказал два космических корабля, но строительство полноценного космодрома со всей инфраструктурой показывает, что он явно рассчитывает на большее, чем обслуживание 12 туристов в день (по одному запуску в день двух кораблей). Услуга, став массовой, неизбежно подешевеет.

Во-вторых, Брэнсону недолго быть монополистом в сфере суборбитального туризма: на подходе ряд похожих проектов. В голландской колонии Кюрасао, что на Антильских островах, строят космопорт под еще один космический корабль — Lynx Mark II производства другой калифорнийской компании — XCOR Aerospace. Lynx Mark II тоже может летать выше 100 км, причем это двухместный корабль. Пассажир сидит рядом с пилотом на переднем сиденье. Билеты предлагают за $95 000, прокатить обещают уже в 2011 году. В дальнейшем космопорт Кюрасао планируют использовать еще и как фабрику частных космических аппаратов, изготавливаемых на заказ, — спутники для кино- и фотосъемок, научных исследований, телекоммуникаций.

Корабли в порт

В прошлом году были сообщения, что космический порт хотят построить в одном из эмиратов Дубая. Компания Space Adventures планирует возвести свой собственный космодром для суборбитальных аппаратов в Сингапуре. Именно эта компания, основанная американцем Эриком Андерсоном, организовала большинство уже свершившихся турпоездок полетов на МКС. У крупного игрока и планы масштабны.

Популяризация темы космического туризма неминуемо заставит людей мечтать о большем. О полете на орбитальную станцию, например. Но полеты туристов на МКС закончились. Последний визитер — основатель Сirque du Soleil Ги Лалиберте — летал в 2009 году за $40 млн. Причина в том, что программа регулярных «рейсов» американских шаттлов на станцию прекращена, а все полеты российского «Союза» зарезервированы под нужды МКС. В «Союзе» три места, производитель — РКК «Энергия» — делает по четыре корабля в год. Но Space Adventures обещает заказать российской корпорации «Энергия» лично для своих нужд «внеплановый» «Союз». Под этот проект компания резервирует места в тур на МКС на 2014 год. Цена поездки — от $50 млн за 8-9 дней на станции.

NASA сейчас платит Роскосмосу за доставку и возвращение с МКС своего космонавта $56 млн. Правда, на полугодовую вахту каждый американец летит с багажом до 50 кг. Туристам на неделю столько вещей не нужно.

Орбитальные отели

Туристическую привлекательность МКС можно будет полнее использовать, когда появятся более современные и вместительные космические корабли. Таких создается сейчас несколько: американские компании делают корабли Orion и Dragon (с орбитальным модулем DragonLab), в России проектируется корабль «Русь». По предварительным оценкам, уже в 2018 году эти аппараты повезут на МКС туристов. Под эту идею, возможно, на МКС построят отдельный туристический модуль — в сущности, первую гостиницу на орбите. Проекты таких отелей — то есть орбитальных станций, предназначенных специально для туристов, — все множатся. В частности, московская компания «Орбитальные технологии» подписала договор о строительстве отдельной станции-отеля с РКК «Энергия», но о каких-то финансовых вливаниях в этот проект речи нет, пока все только на бумаге. Приблизительный срок строительства гостевой орбитальной станции — 2020-2025 годы.

Дальше:
До Луны

Комментарии

29
Совуня
09 января 2016 17:55

Дороговатый билетик. За такие деньги можно и в пределах Земного шара великолепно отдохнуть.

сергей
18 октября 2015 21:43

Ну да. Осталось определиться - какой банк ограбить, чтоб слетать в космос

Елизавета
18 августа 2015 21:38

А мне как то не хочется в космос) здесь бы на Земле все успеть увидеть) да еще и когда в нашем журнале вечно читаешь о крутых экспедициях, фестивалях и тому подобное) куда еще космос) Звездами с любимым и в калейдоскопа можно посмотреть... А изведать свою родную планету - это намного занятнее, как по мне! Первыми кто отправился в космос были совсем не космонавты! Да, да! Первыми кто отправился в эту неизведанную местность были писатели-фантасты) А уже потом ученые начали эти свои расследования и программы) если кому интересно почитать о том как люди вскоре будут перемещаться (телепортироваться) на Марс, советую прочитать книгу Стивена Кинга "Джонт"! Вам понравится! Немного жутковато, но интересно)

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.