Настоящее и будущее космического туризма

Когда в околоземное пространство впервые полетел человек, советская пропаганда уверяла, что уже скоро космос покорится коммунистическому человечеству и побывать в нем сможет каждый. Как ни странно, так и случилось.
Фото 1 - Настоящее и будущее космического туризма

Тогда, в апреле 1961 года, полет Юрия Гагарина (менее двух часов на высоте до 327 км) назвали подвигом. Впрочем, и сейчас за полугодовую вахту на МКС профессиональным космонавтам дают звание Героя России. Испытать себя в космосе в ближайшее десятилетие смогут не только герои, но и люди попроще. Конечно, с условием наличия весьма пухлых кошельков. Тем не менее, если еще недавно полет в космос стоил $40 млн, то теперь индустрия космического туризма выходит на массовый рынок. А значит, полеты в космос станут доступнее. Как океанские круизы — каждый год не поедешь, но один раз в жизни позволить себе можно.

Кто все начал

У передовых космических проектов, будь то первый полет в космос или высадка на Луну, всегда есть лицо и имя. Лицо массового космического туризма — американец Бёрт Рутан. Половину жизни он занимается разработками передовых летательных аппаратов на собственном экспериментальном заводе в Калифорнии. Шесть лет назад Рутан построил первый в мире частный космический корабль SpaceShipOne для суборбитальных полетов. В космонавтике суборбитальными называют полеты со скоростями и на орбитах ниже, чем необходимо для искусственных спутников Земли. В октябре 2004 года SpaceShipOne в течение двух недель дважды пробил планку в 100 км, во второй попытке достигнув высоты 114,6 км. За это достижение Рутан получил приз $10 млн от фонда X Prize, цель которого — поощрение нетрадиционных научных изысканий.

В дополнение к премии Рутану поступило деловое предложение от экстравагантного миллиардера Ричарда Брэнсона, основателя корпорации Virgin, — построить восьмиместный прогулочный корабль (два пилота и шесть туристов на борту). Рутан предложение принял. К моменту сдачи этого номера Men’s Health SpaceShipTwo уже четыре раза поднимался в воздух — правда, пока только в атмосфере и только с помощью самолета-носителя. Но созданная под этот проект компания Virgin Galactic обещает начать возить туристов в космос уже в 2013 году. Билет стоит $200 000, для резервации места нужно внести задаток в $20 000. Услуга пользуется популярностью — билеты заказали уже больше 400 человек.

План полета

SpaceShipTwo не будет летать вокруг Земли — лишь взлетать вверх и садиться. План полета таков. Сначала самолет-носитель WhiteKnightTwo поднимет космический корабль на высоту 15 км — на это уйдет около часа. Здесь SpaceShipTwo отделится от «платформы», включит твердотопливный двигатель и под углом 84° стартует в космос. Берт Рутан уверяет, что корабль сможет подняться до 150 км и даже выше. Достигнув верхней точки полета, он по параболической траектории пойдет вниз. В это время на борту образуется невесомость, которая при достижении 150-километровой высоты продлится 5 минут. Войдя в плотные слои атмосферы, корабль благодаря специальной конструкции крыльев начнет тормозить, не сильно при этом нагреваясь, и в конце концов сядет на космодроме как обычный самолет. Все удовольствие займет около трех часов. Приезжать на космодром, который Virgin Galactic строит в пустыне в американском штате Нью-Мексико, оператор просит за три дня до старта.

Берт Рутан говорит, что такие путешествия полностью безопасны. Даже если оба пилота потеряют сознание, машину посадят в автоматическом режиме. Единственное неудобство — перегрузки до 6g (то есть тело человека становится в шесть раз тяжелее своего обычного веса), длящиеся несколько минут при взлете. Первым безопасность путешествий обещает доказать сам Ричард Брэнсон, взяв в пробный полет всю семью.

Для просмотра ролика необходимо установить Flash player версии 9 или выше.

Цены вниз

Круглая сумма в 200 000 баксов за билет долго не продержится. Во-первых, сам Брэнсон мыслит масштабно. Для начала он заказал два космических корабля, но строительство полноценного космодрома со всей инфраструктурой показывает, что он явно рассчитывает на большее, чем обслуживание 12 туристов в день (по одному запуску в день двух кораблей). Услуга, став массовой, неизбежно подешевеет.

Во-вторых, Брэнсону недолго быть монополистом в сфере суборбитального туризма: на подходе ряд похожих проектов. В голландской колонии Кюрасао, что на Антильских островах, строят космопорт под еще один космический корабль — Lynx Mark II производства другой калифорнийской компании — XCOR Aerospace. Lynx Mark II тоже может летать выше 100 км, причем это двухместный корабль. Пассажир сидит рядом с пилотом на переднем сиденье. Билеты предлагают за $95 000, прокатить обещают уже в 2011 году. В дальнейшем космопорт Кюрасао планируют использовать еще и как фабрику частных космических аппаратов, изготавливаемых на заказ, — спутники для кино- и фотосъемок, научных исследований, телекоммуникаций.

Корабли в порт

В прошлом году были сообщения, что космический порт хотят построить в одном из эмиратов Дубая. Компания Space Adventures планирует возвести свой собственный космодром для суборбитальных аппаратов в Сингапуре. Именно эта компания, основанная американцем Эриком Андерсоном, организовала большинство уже свершившихся турпоездок полетов на МКС. У крупного игрока и планы масштабны.

Популяризация темы космического туризма неминуемо заставит людей мечтать о большем. О полете на орбитальную станцию, например. Но полеты туристов на МКС закончились. Последний визитер — основатель Сirque du Soleil Ги Лалиберте — летал в 2009 году за $40 млн. Причина в том, что программа регулярных «рейсов» американских шаттлов на станцию прекращена, а все полеты российского «Союза» зарезервированы под нужды МКС. В «Союзе» три места, производитель — РКК «Энергия» — делает по четыре корабля в год. Но Space Adventures обещает заказать российской корпорации «Энергия» лично для своих нужд «внеплановый» «Союз». Под этот проект компания резервирует места в тур на МКС на 2014 год. Цена поездки — от $50 млн за 8-9 дней на станции.

NASA сейчас платит Роскосмосу за доставку и возвращение с МКС своего космонавта $56 млн. Правда, на полугодовую вахту каждый американец летит с багажом до 50 кг. Туристам на неделю столько вещей не нужно.

Орбитальные отели

Туристическую привлекательность МКС можно будет полнее использовать, когда появятся более современные и вместительные космические корабли. Таких создается сейчас несколько: американские компании делают корабли Orion и Dragon (с орбитальным модулем DragonLab), в России проектируется корабль «Русь». По предварительным оценкам, уже в 2018 году эти аппараты повезут на МКС туристов. Под эту идею, возможно, на МКС построят отдельный туристический модуль — в сущности, первую гостиницу на орбите. Проекты таких отелей — то есть орбитальных станций, предназначенных специально для туристов, — все множатся. В частности, московская компания «Орбитальные технологии» подписала договор о строительстве отдельной станции-отеля с РКК «Энергия», но о каких-то финансовых вливаниях в этот проект речи нет, пока все только на бумаге. Приблизительный срок строительства гостевой орбитальной станции — 2020-2025 годы.

Дальше:
До Луны

Комментарии

29
Совуня
09 января 2016 17:55

Дороговатый билетик. За такие деньги можно и в пределах Земного шара великолепно отдохнуть.

сергей
18 октября 2015 21:43

Ну да. Осталось определиться - какой банк ограбить, чтоб слетать в космос

Елизавета
18 августа 2015 21:38

А мне как то не хочется в космос) здесь бы на Земле все успеть увидеть) да еще и когда в нашем журнале вечно читаешь о крутых экспедициях, фестивалях и тому подобное) куда еще космос) Звездами с любимым и в калейдоскопа можно посмотреть... А изведать свою родную планету - это намного занятнее, как по мне! Первыми кто отправился в космос были совсем не космонавты! Да, да! Первыми кто отправился в эту неизведанную местность были писатели-фантасты) А уже потом ученые начали эти свои расследования и программы) если кому интересно почитать о том как люди вскоре будут перемещаться (телепортироваться) на Марс, советую прочитать книгу Стивена Кинга "Джонт"! Вам понравится! Немного жутковато, но интересно)

Добавить комментарий
Показать ещё