Нас не раздавит

Перегрузки в экстремальных видах спорта.

Сначала — спуск по лестнице с 5 этажа, потом глубинное погружение в метро или несколько рывков со светофора, наконец, подъем на скоростном лифте. Вот так с утра на службу придешь и даже не заметишь, что испытал по пути кучу перегрузок.

Пока стоишь на нулевой отметке, то есть на поверхности Земли, ты не испытываешь дополнительных нагрузок. Но стоит подняться выше или опуститься ниже уровня моря, как тут же твой организм дает понять, что подобные эксперименты ему не по нутру. Тем более если начинаешь гонять на джипе по пересеченной местности, или летать на спортивном самолете, или решишь покататься в центрифуге. Так вот, чтобы ты знал, что тебя в этом случае ждет, внимательно изучи наши изыскания и рекомендации экспертов.

ТОЧКА G

Немного физики. Во всем виноваты законы гравитации. В обычных условиях на тебя действует нагрузка величиной 1G — благодаря ей ты твердо стоишь на ногах, а споткнувшись — падаешь на землю, а не улетаешь, как на Луне, в открытый космос. G — специальный космический термин, обозначает давление на человека с силой, равной его массе. Двукратное увеличение силы (2G) означает, что и вес тела увеличился вдвое. Летчики-испытатели или пилоты спортивных самолетов испытывают 10-кратные перегрузки. Только что, к примеру, ты весил дежурные 80, а через мгновение — уже 800!
Больше всего реагирует на нагрузки кровь. Фактически она ведет себя как столб жидкости в узком сосуде. Под влиянием резких ускорений, например в полете, происходит ее перераспределение — либо она оттекает от твоей головы и концентрируется ниже спины, понижая давление, либо, наоборот, приливает в мозг, создавая риск кровоизлияния. Перегрузки бывают нескольких видов. Вот что может ждать твой организм.
Продольные перегрузки — действуют в вертикальном направлении от головы к ногам и обратно. Внутренние органы: сердце, легкие, печень и почки резко смещаются вниз. В результате могут возникнуть временные нарушения их функций. Если перегрузки действуют от ног к голове, то внутренние органы прижимаются к диафрагме, что приводит к затруднению дыхания.
Поперечные перегрузки — направлены перпендикулярно к вертикальной оси тела от груди к спине, а также слева направо и наоборот. Приводят к затруднению дыхания. Их легче всего ощутить на активной фазе полета космического корабля или когда первым уходишь со светофора, вдавив газ в пол.
Красная пелена — при воздействии обратных продольных перегрузок кровь притекает к голове, давление в сосудах мозга повышается, появляется пульсирующая головная боль, сознание затуманивается. Все предметы в этот момент кажутся окрашенными в красный цвет. Пульс сокращается. Возможны кровоизлияния в сетчатку глаза.
Черная пелена — потемнение в глазах, связанное с падением внутричерепного давления и недостаточного кровоснабжения головного мозга.
Туннельное зрение — сплошной убегающий назад коридор, возникающий у пилотов при полетах на небольших высотах и скоростях около 400 км/ч. Из-за этого летчики не успевают выхватывать наземные ориентиры из сплошного летящего потока.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОМАНДЫ КУСТО

Фото 1 - Нас не раздавитПод водой от перегрузок тоже не спрячешься, правда, они несколько иные. С каждыми 10 м давление на тело постепенно возрастает на 1 атмосферу. На глубине 40 м на тебя давит 5 атмосфер. Двигаться дальше, если нет достаточного опыта, дайверы не советуют.

Владимир КузнецовAdvanced EANx инструктор №4852:
— В дайвинге все должно происходить медленно и по плану. Если погружение идет постепенно, то внутреннее давление компенсирует внешнюю нагрузку. Но могут возникнуть и неприятные ощущения уже на первых метрах — боль в ушах, пульсирование в голове. В этом случае надо зажать нос и сильно выдохнуть. Длительное пребывание под водой может вызвать азотный наркоз и потерю сознания, а слишком глубокие погружения привести к тяжелым баротравмам — подкожной эмфиземе, газовой эмболии или пневмоторексу. Все зависит от физиологических особенностей организма и тренированности.

МАССА В ПАДЕНИИ

Фото 2 - Нас не раздавитЕсли во избежание фатальных перегрузок ты сиганешь с парашютом за борт — не изображай из себя воздушного акробата. Только во время переворотов и пируэтов в падении перегрузки нарастают. В остальном же ты будешь чувствовать себя вполне комфортно.
А когда парашют раскроется, то и вовсе висишь под куполом и любуешься окрестностями — все довольно комфортно. Главное, чтобы встреча с землей не стала неожиданностью.

 Ирина Тивелькова, мастер спорта международного класса по парашютному спорту:
— В свободном падении парашютист ощущает почти невесомость. Давление воздуха уравновешивается его весом — он как бы парит, но со скоростью 180 км/ч. На этом этапе действуют небольшие значения G.

ПОТОМУ ЧТО МЫ ПИЛОТЫ

Фото 3 - Нас не раздавитЕсли ты им станешь или просто угонишь болид, то тебя ждут разнообразные страдания: в первую очередь вибрации, нагрузки на шейные позвонки и мышцы шеи. Многие талантливые молодые гонщики из-за недостаточной подготовки не выдерживают двухчасовой гонки.
Как подготовиться: в тренировках пилотов преобладают упражнения на выносливость. Помогают забеги на большие дистанции и нагрузки на мышцы шеи.

Александр Потехин Технический директор гоночной команды Ф-1600 «Артлайн-Инжиниринг»:
— Перегрузки на разгонных участках трассы — 1,5-2G, на поворотах — 3G, а при торможениях — 3,5-4G. В основном действуют поперечные силы. Они переносятся значительно легче, чем продольные, так как у человека нет значительных кровеносных сосудов, направленных в поперечной плоскости. Следовательно, кровь особо не перераспределяется.

КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИСТ

Фото 4 - Нас не раздавитУ космонавтов, которые проходят испытания на центрифуге, ощущение тяжести заметно усиливается после 3-4G. Подкатывает тошнота, голову вдавливает в плечи, кажется, что ступни и голени увеличиваются в объеме, возможны судороги икроножных мышц. Кровь отливает от головы, зрение резко ухудшается, дыхание становится беспорядочным.
Максимальные перегрузки на старте ракеты — 4,8-5G. Воздействие на космонавта нарастает по 0,1G в секунду, поэтому организм без проблем преодолевает земное притяжение. Зато на орбите космонавт отдыхает от всех сил, находясь в невесомости. Но это уже другая проблема, так как мышцы могут атрофироваться от длительного бездействия. При штатном спуске перегрузка также не выше 4G, однако в случае аварийного возвращения достигает 8-10.
Как готовиться: лучше всего в Центре подготовки космонавтов на центрифуге ЦФ-18. Капсулу с пилотом вращают по окружности против часовой стрелки, сама кабина также двигается еще в трех плоскостях, чтобы обеспечить испытуемому возможность ощутить влияние разнонаправленных сил. Максимальные перегрузки на этапе подготовки к полету 3-8G, во времена Гагарина давали 10G, но потом решили, что это излишне.
Если тебя все же пустят в космос, имей в виду, что полеты с длительными перегрузками могут привести к временной потере сознания. Отток крови вызывает кислородное голодание сердца, глаз и головного мозга. Это грозит также нарушениями Фото 5 - Нас не раздавитмускульной координации и потерей зрения.

ВОЗДУШНЫЕ ГОНКИ

Но это все у космонавтов при больших перегрузках. Если же они невелики, то ощущения бывают даже приятными: можно вспомнить детство и ощущения щекотки в животе.

У пилотов Red Bull Air Race нет какой-то секретной методики подготовки к перегрузкам. В стандартный набор входят тренажерный зал и здоровое питание, чтобы не набирать лишний вес.

Когда нет возможности летать — играют в онлайн-симулятор гонок в интернете. Но в основном тренируются прямо на гонках — гоняются как дети.

 Фото 6 - Нас не раздавит Фото 7 - Нас не раздавитФото 8 - Нас не раздавит 
Петер Бешеный (Венгрия), один из основателей Red Bull Air Race:
— Сидя в первый раз за пилотом спортивного самолета, неподготовленный человек получает ощущения, которых нет на Земле. Он попадает в трехмерный мир, как на американских горках, только в полете не трясет. Иногда с непривычки возникает сонливость. Но, как правило, новичков не подвергают тяжелым перегрузкам в сложных маневрах, так что после первого полета они обычно испытывают полный восторг.
Майк Мангольд (США), чемпион Red Bull Air Race 2005:
— Все зависит от сочетания силы и продолжительности воздействия перегрузок. Во-первых, можно потерять сознание. Во-вторых, мускулы способны сжаться настолько, что произойдет перелом позвоночника или шеи. Губительным для человека будет воздействие силой 15G в течение 1 секунды. Перегрузка в 2G, действующая на протяжении часа, даст тот же эффект.
Кирби Чамблис (США), лидер сезона-2006 Red Bull Air Race:
— Если говорить о перегрузках, то в целом эффект такой: мускулы сжимаются, кровь отливает от головы и приливает к ногам. Малоприятные ощущения. При высоких перегрузках можно потерять сознание. Потом, конечно, все приходит в норму. По определенным признакам я фиксирую моменты, когда это должно случиться: обзор как бы сужается, темнеет в глазах. Тогда я выхожу из поворота, чтобы этого не произошло.

Комментарии

9
02 октября 2015 14:18

Да, круто! Любителям экстрима самое оно! Я считаю что любой вид спорта экстремален по своему. Какой-то больше, какой-то меньше. Возможно самый экстремальный вид спорта сейчас: это те люди, на которых в Европе в закрытом помещении, испытывают все аварийные и аномальные ситуации которые могут возникнуть при полёте на Марс уже в ближайшие годы. Самый экстремальный вид спорта: это люди, которые за деньги официально соглашаются испытывать на себе совершенно новые и неизвестно что попутно несущие в себе: лекарства. Ну, и конечно каскадеры. Это очень опасно, но, люди живут этим и им это нравится. Есть очень известный каскадёр мирового уровня, не помню как его зовут, так у него уже официально было почти 600 переломов, он до сих пор работает. Экстрим это или глупость, даже не скажу. Каждый может выбрать для себя тот уровень опасности) Так что было бы желание. Спасибо за статью, мне очень понравилась.

Алексей
15 декабря 2014 16:10

Статья интересная - спасибо МН. Да, экстремальные перегрузки после повседневной жизни могут неправильно сказаться на здоровье любого, кто захотел экстрима.

Олег
10 ноября 2014 21:48

Да, очень интересная статья. Кому-то экстремальные нагрузки очень даже помогут как-то встряхнуться и помочь уставшему организму.

Добавить комментарий
Показать ещё