Морская Формула на Black Sea Cup

Интервью с председателем Российской Ассоциации класса "Формула Виндсерфинг" Александром Дружининым.
Во время Black Sea Cup by Men’s Health пройдут соревнования в классе «Формула». Председатель Российской Ассоциации класса «Формула Виндсерфинг» Александр Дружинин ответил на несколько вопросов журнала Men’s Health.

Фото 1 - Морская Формула на Black Sea Cup

Men’s Health: Александр, добрый день! Расскажите, пожалуйста, что представляет собой класс «Формула»?
Александр Дружинин: «Формула Виндсерфинг» - это класс парусных досок. Это как в автомобилях. Есть шоссейные гонки (дисциплина) и в них есть «Формула 1600» а есть «Формула 1». Есть ралли и в них есть машины, подготовленные по классу «Т» или «N». Никто не поедет на машине Формулы 1 в ралли. Так же и в виндсерфинге.

Гонки бывают разные - можно соревноваться в езде на скорость, когда ветер дует в доску сбоку. А можно соревноваться в езде против ветра и по ветру. Если ветер всегда сбоку - это слалом, чистая скорость, минимум тактики, никаких учетов заходов ветра, течений и прочих яхтенных сложностей. В слаломе свои сложности. Если мы говорим не о слаломе, а о гонках против ветра (курс-рейсе), то проходить дистанцию в гонках курс-рейс можно в принципе на любой парусной доске. На какой-то быстрее, на какой-то медленнее, на какой-то вообще никуда не приплывешь.

Доски класса Формула - это один из многих классов, придуманных для гонок против ветра, гонок типа "курс-рейс".  Есть классы, ориентированные в первую очередь на слабый ветер, это ближе к яхтам. Формула Виндсерфинг - это класс глиссирующий, а значит требовательный к ветру. Гонки в классе Формула возможно, когда скорость ветра хотя бы 4 м/с. Меньше Формула уже не глиссирует и соответственно превращается в медленную неповоротливую дверь от сарая. Но если ветер достигает хотя бы 3.8-4.0 м/с, дверь от сарая превращается в один из самых быстро лавирующихся (движущихся против ветра) парусных аппаратов.  

Доска класса Формула - это самая широкая из существующих досок (1 м в ширину) и достаточно короткая (230 см). Самый длинный плавник - 70 см и  самые большие паруса - до 12.5 кв.м. Кстати - плавник ограничен искусственно. Доска спокойно несет и большие плавники.

Фото 2 - Морская Формула на Black Sea Cup

Men’s Health: Какие сейчас проводятся соревнования в этом классе и где?
Александр Дружинин: В Формуле проводится масса соревнований в Европе, Америке и Австралии. В Америке меньше, потому что там, как не странно звучит, виндсерфинг менее популярен. В Европе проходит множество как региональных, так и международных стартов. Например, Чемпионат Финляндии собирает в общей сложности примерно 40 человек в общей таблице результатов и состоит из 4ех этапов. Каждый этап - такие же гонки выходного дня. В каждом этапе участвует примерно 30 человек.

Сам класс испытывал сложности пару-тройку лет назад в связи с бурным техническим прогрессом. Тогда популярность класса была под угрозой, так  как не каждый может покупать каждый год недешевое оборудование, а гоняться на заведомо неконкурентном оборудовании не каждый готов. Сейчас революции поутихли, плюс вступило в силу правило об обновлении корпусов у фирм производителей один раз в два года, а не каждый сезон. И народ  потянулся. Ведь если вы хотите кататься на виндсерфинге и глиссировать при 4 м/с - то другой альтернативы просто нет. А как показала статистика в нашей стране - каждый второй из купивших Формулу рано или поздно оказывается на старте.

Фото 3 - Морская Формула на Black Sea Cup

Men’s Health: Есть ли какие-то международные соревнования, участвуют ли в них российские спортсмены?
Александр Дружинин: Конечно, международных соревнований не счесть. Наши спортсмены участвуют, но редко. Раньше ездили калининградцы по серьезным Европейским мероприятиям. Сейчас участие эпизодическое. В прошлом году питерцы проехали по нескольким этапам Neil Pryde Baltic Cup. Представители Дальнего Востока ездили на гонки в Корею. В российской Формуле был серьезный спад и нужно, чтобы прошло какое-то время, прежде чем сформируется масса участников, которым нужно и интересно участие в международных соревнованиях в Европе или Азии.

Men’s Health: Какая основная особенность этого класса?
Александр Дружинин: Формула сочетает в себе особенности и виндсерфинга и парусного спорта в целом. Вы можете иметь отличную скорость, но если вы не понимаете и игнорируете изменения ветра, не учитываете особенностей акватории, не умеете хорошо брать старты, то ваши шансы на победу стремительно уменьшаются. Необходимо работать с оборудованием, записывать удачные настройки, пробовать разные паруса, плавники и разбираться в них. С другой стороны это атлетичный вид спорта. Здесь не получится взять маршрутный компьютер, открыть приливно-отливные таблицы и надрать всем задницу при помощи нового метеорологического модуля к программе расчета оптимального курса. Здесь нужно ходить зимой в зал, а летом чаще бывать на воде, чтобы хотя бы держать себя в хорошей физической форме. Ведь парус 12.5 кв.м. нужно держать руками без помощи шкотов и лебедок.

Men’s Health: Как давно Вы катаетесь? Развито ли вообще это направление виндсерфинга?
Александр Дружинин: Я начал заниматься именно виндсерфингом 1986 году. Как у многих у меня был перерыв где-то между 1996 и 2002 годами. Потом начал гоняться в Национальном классе, а когда почувствовал уверенность - перешел на класс выше.
В России гоночные направления вообще развиты не сильно, но надо сказать что ситуация меняется. Например, среди купивших слаломное оборудование наверно всего процентов 20 никогда не выходят на старт. Остальным интересно проехать по дистанции. В Формуле и Национальном классе немного иначе, но это связано со сложностью самой дистанции и необходимостью ходить против ветра. Для многих это камень преткновения.
Но Формула потихоньку развивается. Год от года, мало помалу все больше людей понимает, что их жизнь проходит в ожидании ветра на берегу. Они  либо начинают чаще летать в теплые страны, либо покупают Формульное оборудование, начинают кататься при ветре 4-5 м/с и рано или поздно, кто-то просто из любопытства, кто-то из желания испытать себя - попадают на старт.


Для справки:
Александр Дружинин начал заниматься парусным спортом в 1981 году в 55 яхт-клубе ВМФ, г. Ленинград, как многие - начинал с "Оптимиста", потом - "Кадет", в 1986 перешел на парусную доску. Гонялся на Виндгляйдере, потом Лехнере, потом был перерыв с 1997 по 2003, когда не участвовал в соревнованиях и почти не катался. Потом в 2004 начал активно гоняться в Национальном классе и в 2006 и 2007 выигрывал Чемпионат РФ в Национальном классе. С 2008 года перешел в класс "Формула Виндсерфинг". Призер Чемпионатов РФ в классе "Формула Виндсерфинг" в 2008 и 2009 году. Мастер Спорта РФ.

Фото: Black Sea Cup

Комментарии

4
Совуня
14 января 2016 22:41

Видела на море соревнования местных профи, огромные скорости на воде - дух захватывает

123
07 марта 2014 22:26

классно, сэнкс)

Сергей
04 марта 2014 21:39

Очень хорошая статья, восторг

Добавить комментарий
Показать ещё