Быстрая дорога в дюнах, или Как преодолеть Сахару на двух колесах

Читай отчет об экстремальной поездке на квадроцикле по Атласским горам и Сахаре.
Французский корреспондент МН Поль Мулга ушел в пустыню. Но не затем, чтобы медитировать, а чтобы укротить железного зверя и преодолеть на нем более 1000 км. 1194 км по пустынному Марокко!

Расклад
Перелет Москва–Марракеш–Москва (самый дешевый вариант с двумя пересадками) — от 33 000 руб.
  • что 1194 км по Атласским горам и Сахаре на квадроцикле.
  • где Из оживленного Марракеша до прекрасного курорта Агадир на атлантическом побережье Марокко.
  • зачем За дикой природой, высокой скоростью и берберскими угощениями.
  • когда Самое благоприятное время года — с сентября по ноябрь и с февраля по апрель.
  • Климат MH прошел дистанцию весной. Температура варьировалась от 7 до 27°С.
  • Безопасность Защитная экипировка необходима: это шлем, маска, очки, перчатки и куртка на случай холодного вечера.
  • Квадролихорадка Поль выжимает из квадроцикла все что можно, а это как-никак 90 км/ч.
  • Высота Огромные дюны постоянно смещаются под натиском ветра и порой достигают высоты 300 м.


От Тички до Варзазата — 321 км
От Варзазата до Загоры — 275 км
От Загоры до озера Ирики — 318 км
От озера Ирики до Агадира — 280 км

Очень похоже, что я на Марсе. Красные дюны, неземной закат… Но орда местных жителей, которые кричат что-то на туземном инглише, доказывает, что мы на Земле, в шести часах езды к юго-востоку от Марракеша.
И хотя очень тянет остаться и в полной мере насладиться гостеприимством жителей пустыни, наша цель лежит далеко впереди. До наступления ночи и прежде, чем черные барханы сольются с черным небом, нам нужно преодолеть приличное расстояние. Наша бравая команда, восемь парней на квадроциклах, осторожно трогается с места, чтобы никого не задеть, а затем набирает скорость, оставляя позади себя клубы пыли. Пот заливает глаза: уже ранний вечер, но в шлеме еще слишком жарко.
Вокруг география эпических масштабов. Атласские горы поистине необъятны — это самая большая и впечатляющая горная гряда Северной Африки, которая тянется наискось через все Марокко — от его северной границы с Алжиром вплоть до атлантического побережья. И вот я здесь, на первом отрезке пути общей длиной 1194 км, направляюсь к тому самому побережью Атлантики, к пляжам Агадира.

Фото 1 - Быстрая дорога в дюнах, или Как преодолеть Сахару на двух колесах

Мы начали свое пятидневное путешествие в Тичке, что в нескольких километрах к востоку от Марракеша. Само собой, этому предшествовал основательный инструктаж в исполнении организатора нашей поездки Филиппа и гида Али. Они рассказали, что мы пересечем несколько климатических зон, проедемся по долинам Атласских гор и спустимся к побережью Атлантики. На нашем пути будут высокие перевалы, открытые равнины, бесконечные дюны и зеленые оазисы. Спустя шесть часов после старта я начинаю понимать, что вся эта затея, изначально преподнесенная как “развлекуха на колесах в обрамлении удивительных ландшафтов Северной Африки”, потребует от меня гораздо большего, чем просто готовность покататься.
— Это чистой воды спорт, — уверял меня Филипп, выдавая снаряжение: перчатки, ботинки, теплую куртку, ветровку, шлем и защитную маску. — Отличное испытание для всего тела, тренировка рефлексов, концентрации.
И, надо сказать, теперь его слова наполняются все большим смыслом. “Отличное” испытание не в том смысле, что “увлекательное”, а в том, что “физически тяжелое”.
Квадроциклы вовсе не столь дружелюбны, как кажется со стороны. Это совсем не автомобиль, но и не совсем мотоцикл. Это странный и на удивление прыткий гибрид того и другого. А значит, учиться управлять им придется практически с нуля.
Али сказал мне, что “езда на квадроцикле по технике очень похожа на верховую езду”. Оказалось, когда-то он был жокеем:
— Представь, что руль — это поводья: управляй им аккуратно, и он поедет туда, куда тебе нужно. Крепко сжимай седло ногами — так ты сможешь передать задним колесам требуемое направление движения. И газуй, чтобы закончить поворот, — вот и весь трюк.
Я представил. Я очень хорошо себе все представил. Жаль только, что я ни разу в жизни не сидел верхом на лошади.

Фото 2 - Быстрая дорога в дюнах, или Как преодолеть Сахару на двух колесах

Караван идет
Мы едем на наших “железных верблюдах” по каньонам, каменистым равнинам, руинам старых городов — и никто, кроме нас, не нарушает тишины этой пустыни. Я совсем было потерялся в этой тишине, но мы достигли Телуэта — и снова окружены толпой любопытной молодежи.
Под конец первого дня я чувствую себя разбитым. Но воспоминания о 300 км пути по золотистым просторам завораживают. И хотя дюны под напором ветра Сахары еще миллиард раз изменят свои очертания, в моей памяти они останутся неизменными навсегда.
Я слезаю со своей машины и вот тут-то понимаю, как мог себя чувствовать греческий титан Атлант (другое его имя — как у здешних гор, Атлас): мои руки ноют так, будто весь день небосвод держался только на них.
Утром мы встаем сразу после восхода и направляемся к следующему пункту назначения — Варзазату. Филипп совсем не шутил насчет рефлексов и концентрации: местность постоянно радикально меняется — то это камни, то чуть ли не жидкие дюны, — и реагировать надо мгновенно. Для меня езда по песку сложнее всего, это как смесь катания на серфе на рваной волне и на сноуборде по глубокому снегу. Поверхность устойчивая и в то же время подвижная, и управлять квадроциклом нужно очень внимательно. Недостаточно газа — и ты начинаешь заваливаться назад. Но зато карабканье на очередную дюну и последующий спуск с нее по восторгу сравнимы разве что с американскими горками.
Дорога из Варзазата на юго-восток, через долину реки Дра (отрезок плодородной земли длиной 100 км вдоль пустыни), к городку-оазису Загора буквально вышибает из седла своей красотой. Колеса железных верблюдов вгрызаются в узкую колею дороги, что стелется вдоль долины, а я молча проклинаю себя за то, что не взял видеокамеру: здесь такие пейзажи, такие сады, что если рассказать, то ведь не поверят, пока сами не увидят.



Выше, быстрее
На третий день мы выезжаем из Загоры прямо на юг и постепенно отклоняемся на запад, по направлению к дюнам Чигага. Почти все мы чувствуем себя в седле гораздо увереннее и начинаем выполнять кое-какие трюки, а иногда даже перепрыгиваем небольшие препятствия. Управление машиной (которая, к слову, весит около трех центнеров) стало интуитивным, и мне больше не приходится задумываться о том, что в данный момент нужно делать с собственным телом.
Дюны, цвет которых меняется от оранжевого до мерцающе-красного и в итоге розового, огромны, что и делает езду по ним настоящим развлечением. Атакуя, я учусь набирать скорость, привстаю в седле и переношу свой вес вперед. И наоборот — отклоняюсь всей массой назад, когда спускаюсь с дюны вниз. Али говорит, чтобы я держал руки максимально расслабленными (как ноги в лыжных дисциплинах), это поможет быстро и чутко реагировать на любые перемены под колесами.
В предпоследний день мы пересекаем огромное высохшее озеро Ирики. Прямой участок длиной 50 км позволяет буквально отпустить поводья и дать нашим железным монстрам разогнаться до 90 км/ч. Как отряд механизированной кавалерии, мы несемся сквозь заросли кактусов, подскакивая на кочках.

Фото 3 - Быстрая дорога в дюнах, или Как преодолеть Сахару на двух колесах

Каждый раз, когда мы проезжаем мимо деревни, стайки местных детишек радостно кидаются в нашу сторону. Народ повзрослее с гордостью смотрит на нас — они думают, что стали свидетелями больших соревнований. Филипп, сам местный житель, поясняет:
— Эти люди почитают за честь тот факт, что мы проезжаем их землю.
Вечером, опять ужасно уставшие, но также ужасно довольные, мы вкушаем плоды берберской гостеприимности: пряное мясо, овощи и кускус, а потом долго спим и громко храпим.
Наше путешествие подходит к финишу. Атласские горы остались позади, и теперь над нами возвышается Антиатлас (или, как говорят местные, Джебель-Сагру) — вдоль этого хребта мы и спускаемся к старому аравийскому городку Тизнит. Уже в который раз я убеждаюсь, что за всю красоту этого приключения мне следует благодарить исключительно компактность и проворство наших квадроциклов, которые провели нас такими тропами, куда на большой машине не сунешься. А их полный привод доставил нас туда, где вряд ли окажешься на горном велосипеде или на более привычном мотоцикле.



И вот наконец виден океан — огромный залив Агадир, где идеальной формы волны рождаются и бьются о берег на протяжении многих километров. Самое время скинуть пропитанное потом снаряжение, надеть плавки и взять в руки доску. И тот факт, что мне почему-то крайне неохота делать это даже на солнцепеке у самой воды, скажет тебе все, что надо. Как только ты познакомишься с “железными верблюдами”, тебе их ничто не заменит.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Британский квадрочемпион Пол Уинроу согласился дать тебе первый урок езды на железном верблюде.

Фото 4 - Быстрая дорога в дюнах, или Как преодолеть Сахару на двух колесахНе отрывайся
Старайся всегда сохранять пять точек контакта с квадроциклом: обеими рукам, обеими ногами и, пардон, задницей (или коленями). Ты управляешь всем телом, а не только руками.

Успокойся
Спокойствие — ключ к укрощению дикого зверя. Держи колени и руки в локтях слегка согнутыми. Представь, что между перчатками и ручкой руля есть хрупкое печенье, которое нельзя ломать, — это спасет плечи и предплечья от травм.

Не высовывайся
Гонщики, занимающиеся мотокроссом, иногда выставляют ногу на поворотах, чтобы не упасть, но если ты сделаешь это на квадроцикле, то улетишь далеко-далеко. Многие новички пытаются удержать равновесие, отталкиваясь ногой от земли. Это очень плохая идея.

Держись пониже
Преврати широкую базу квадроцикла в преимущество. Не поднимай задницу. Чем ниже ты присядешь, тем ниже будет центр тяжести и тем лучше ты будешь контролировать повороты.

Следи за дорогой
Будь внимателен на трассе, так как любое изменение на ней может легко выбить тебя из седла. Езжай медленнее, поворачивай руль короткими движениями и смотри вперед.


МАРОККАНСКОЕ КИНО
Главная звезда Варзазата — песок.


1. “Лоуренс Аравийский”
Эффектное сражение в этом знаменитом английском фильме было отснято в окрестностях Варзазата. Турецкую армию изображали марокканские солдаты. И вот результат — семь “Оскаров”.

2. “Мумия”
Съемки первой “Мумии” длились 17 недель, и только по их окончании актеры узнали, что на них даже была оформлена страховка от киднеппинга. Однако это не помешало им через два года вернуться в город для съемок сиквела.

3. “Гладиатор”
Ридли Скотт снимал свой эпос про мечи и сандалии рядом с Варзазатом в течение трех недель. В какой-то момент буря унесла декорации, так что пришлось отстраивать все заново. Но Скотт не пожалел — картина получила пять “Оскаров”.

4. “Царство небесное”
Ридли Скотт вернулся в Варзазат в 2005-м для съемок фильма о крестоносцах. В пустыне прямо за городом была выстроена деревянная копия древнего Иерусалима, что немало взбудоражило местных мусульман.


ФОТО: PAUL MOLGA, PROFMEDIA INTERNATIONAL S.R.O., ИЛЛЮСТРАЦИИ: ROB MILTON

Комментарии

2
04 июня 2014 10:15

Катание на квадроциклах приносит непередоваемое удовольствие, конечно по пустыням я не катался, исключительно русская равнина.

123
07 марта 2014 21:15

отличная статья, спасибо!

Добавить комментарий
Показать ещё