Небо вокруг

Бертран Пиккар планирует совершить первую в мировой истории кругосветку на беcтопливном самолете SolarImpulse.

Алексей Цыганов планирует об этом написать. Посмотрим, у кого лучше получится.

Фото 1 - Небо вокруг

ДОСЬЕ МН

Бертран Пиккар, ученый-авантюрист
Родился 1 марта 1958 г. в Лозанне (Швейцария) в семье известных исследователей и ученых.
Дед Бертрана Огюст — друг Эйнштейна и Мари Кюри — прославился в свое время изобретением герметизированной кабины и стратосферического воздушного шара. Фактически в 1932-м он стал первым человеком, увидевшим, что Земля немного круглая. До него никто не поднимался в воздух выше 16 км.
Отец Бертрана Жак-Эрнест пошел другим путем. Покорение космоса он оставил Советскому Союзу, а сам устремился в океан. 23 января 1960 г. достиг самой глубокой его точки — 10 961 м на дне Марианской впадины.
Естественно, сам Бертран не мог не продолжить семейное приключение. С 1 по 21 марта 1999 г. он совместно с британским пилотом Брайаном Джонсом совершил кругосветный полет на воздушном шаре. Поступок для современного человека, бесспорно, экстремальный. Но даже тот факт, что в полете Пиккар едва не погиб от переохлаждения (по этому поводу он потом заметил: “Когда ты собираешься кататься на лыжах, +20С — это очень тепло, но когда при такой температуре ты несколько дней сидишь в корзине воздушного шара — это адский холод!”), не останавливает его перед новыми безумными подвигами.

Фото 2 - Небо вокруг

Фото 3 - Небо вокруг

ПОЛЕТ С РАЗМАХОМ
Первые упоминания о SolarImpulse — самолете, который вместо топлива будет потреблять солнечную энергию и летать таким образом беспосадочно и днем и ночью, — появились в интернете еще в 2004-м. С тех пор интерес к аппарату время от времени подогревался сообщениями новостных агентств, что, мол, вот уже почти закончили, скоро запустят. Верилось с трудом. И в то, что построят, и в то, что полетит. И я, признаться честно, был приятно удивлен, когда в конце прошлого года компания Omega, главный партнер проекта, пригласила российских журналистов в Швейцарию на мировую презентацию SolarImpulse. Конечно, весь самолет мне не показали. Только некоторые куски. Так что верить, что его наконец-то сделали целиком, мне довольно сложно. Зато от комментариев инженеров и технологов всех мастей я не знал, куда деваться.

Фото 4 - Небо вокруг

Крыло
Размах крыла SolarImpulse равен размаху крыла аэробуса
А-380 — 80 м. Такая длина необходима в первую очередь для того, чтобы обеспечить достаточную площадь покрытия фотогальваническими пластинами, поглощающими солнечный свет (чтобы поднять в воздух 10 кг веса, нужна батарея площадью 1 м2). Сами пластины сделаны из кремния, имеют толщину 130 микрон и достаточно гибки для того, чтобы противостоять нагрузкам и деформации.

Фото 5 - Небо вокруг
Фото 6 - Небо вокруг

Кабина
Почти на 100% сделана из слоеного карбона. Находиться тут может только один человек. И хотя на разрезе, представленном журналистам, видно этого не было, технологи заверили: в ней созданы все условия для комфортной работы на высоте до 12 000 м даже при неблагоприятных климатических условиях — кислород распределяется равномерно, а углекислый газ и влажность, выделяемые человеком, выводятся за борт.

Двигатели
Полученная от солнца в течение светового дня энергия расходуется не полностью. Часть ее аккумулируется в литиевых батареях, питающих четыре независимых двигателя ночью. Средняя мощность каждого — всего 12 л. с. Собственно, точно такая же была у двигателя самолета братьев Райт, совершивших в 1903 г. первый в истории моторизированный полет. Стоит ли говорить, что при такой мощности ни о каких перевесах речи быть не может?

Фото 7 - Небо вокруг

Фото 8 - Небо вокруг

Никаких  развлечений

Технологи технологами, но вопросов после их лекции стало даже больше. Отстояв в очереди целый час, я все-таки добрался до главных лиц: летчика-камикадзе Бертрана Пиккара и его главного спонсора — Стивена Уркхарта, президента компании Omega.

Фото 9 - Небо вокруг— Бертран, вот вы планируете совершить кругосветный полет: один, в кабине экспериментального самолета. Вы как-то специально тренируетесь?
Б.П.:
Моя фигура идеальна для пилота: небольшой рост и короткая шея. К тому же я не толстею. Так что никаких специальных упражнений делать не приходится. Основная задача — тренировать сон. Но я учился на психиатра, неплохо знаком с самогипнозом и умею высыпаться за 15-20 минут в сутки. Это — максимум для пилота SolarImpulse. Нужно постоянно контролировать ситуацию. Особенно ночью. Поэтому мы разработали уникальный шлем, который подключается к голове специальными электродами. В случае опасности ты получаешь небольшой электроудар, который разбудит тебя, если заснул.

— Довольно странно приглашать журналистов на презентацию самолета и показывать им не сам самолет, а его препарированные части. Не находите?
Б.П.:
Мы слишком долго молчали, нужно было напомнить о себе и сказать, что у нас все идет по плану. В 2008 г. пройдут испытательные полеты. В 2009-м — мы планируем совершить 36-часовой беспосадочный перелет, чтобы проверить, как SolarImpulse чувствует себя ночью. В 2010-м — пересечем США и Атлантику. И в 2011-м — жду с нетерпением — совершим долгожданный кругосветный перелет по тропику Рака. Поскольку скорость невелика, перелет будет с посадками. Каждые 4-5 суток мы должны будем менять пилота, так как находиться в воздухе без сна дольше очень сложно.

— Вы не ответили на мой вопрос по поводу самолета, ну да ладно. Я охотно верю, что при должной тренировке можно в течение пяти дней спать по 20 минут в сутки. Но как быть с едой и, простите, испражнениями?
Б.П.:
Ничего такого уж страшного тут нет. Для питания разработаны специальные витаминизированные составы, а кабина оборудуется биотуалетом. Это, конечно, не пятизвездочный отель, но и сам SolarImpulse создавался не для развлечений.
С.У.: Главная задача, которую мы ставим перед собой, — доказать эффективность возобновляемой энергии. Человечество не способно выжить, продолжая потреблять миллион тонн нефти каждый час и загрязнять окружающую среду.
Б.П.: По мне, так жить в городе, где невозможно вздохнуть от выхлопных газов, гораздо более экстремально, чем провести пять дней в самолете в условиях ограниченного комфорта.

— Стивен, а чем заинтересовал этот проект компанию Omega?

С.У.: Нам интересно наблюдать за тем, на что способен человек ради достижения своей цели. Мы рады поддержать экстремальный проект, за которым стоит прогресс. Отказ от топлива — очень сильный шаг, нам интересно, сможет ли человек пройти через это испытание. И если да, то мы будем рядом в этот исторический момент.

Кругосветчики-экстремалы

Любая кругосветка — серьезное испытание. Предугадать, чем захочет удивить тебя мир, невозможно. Вот несколько примеров из новейшей истории.

Стив Фоссетт
Сделал состояние как финансист, прославился как путешественник. В 2002-м совершил первый кругосветный одиночный беспосадочный полет на воздушном шаре. Тогда ему было 62 года. В воздухе Фоссетт находился ровно две недели, позволяя себе спать не более 4 часов в сутки небольшими порциями по 45 минут. При этом он должен был постоянно носить на лице кислородную маску.

Фото 10 - Небо вокруг

Валерий Шанин
Президент Московской школы автостопа. 19 декабря 1999 г., прихватив с собой в спутники 7 путешественников-любителей, он отправился в кругосветное путешествие автостопом. Цель была простой: доказать миру, что перемещаться по планете можно совершенно бесплатно. Оказалось, действительно можно — за 1100 дней. Из-за визовых проблем путешественники задержались на 4 месяца в Таиланде, на 13 — в Австралии и на год в Новой Зеландии.

Фото 11 - Небо вокруг

Виктор Языков
Российский яхтсмен. В 1998-99 гг. принимал участие в кругосветной гонке для яхт-одиночек Around Alone. В самом начале пути травмировал правый локоть, а через два месяца, когда на месте ссадины возникла огромная желто-фиолетовая опухоль, хирург гонки Дэниел Карлин, с которым Виктору удалось связаться по электронной почте, диагностировал абсцесс, способный в ближайшие часы разорваться и убить яхтсмена. Языкову пришлось самостоятельно, поставив яхту на автопилот, провести себе опасную операцию, во время которой он чуть не умер от потери крови.

Фото 12 - Небо вокруг

Джейсон Льюис
Британский искатель приключений. 12 июля 1994 г. отправился в кругосветное путешествие с целью обойти вокруг Земли, используя только силу мускулов. 6 октября 2007 г. вернулся домой, исполнив задуманное. Из транспортных средств он использовал в пути каноэ, катамараны, ролики и велосипеды, преодолев таким образом 74 842 км. По дороге мужчину неоднократно грабили и били. Он несколько раз болел малярией и страдал от морской болезни.

Фото 13 - Небо вокруг



Комментарии

4
03 июня 2014 9:45

Бесшабашные люди, за адриналином бегают.

ИВАН
10 мая 2014 19:43

Такие люди толкают науку и технику вперед! Ограничения в этом проекте - летчики спать хотят, а самолеты экспериментальные пока летают медленно...

Андрей
09 марта 2014 10:52

Все эти люди великие путешественники достойны уважения.

Добавить комментарий
Показать ещё