Сплавься отечество

Чтобы ходить в море, бить тюленя и нерпу, эскимосы придумали маленькую закрытую лодку каяк.

Белый человек надругался над великим эскимосским изобретением. Вместо того чтобы охотиться, он устраивает родео на бурной воде.

Константин Васин
Мастер спорта по гребному слалому, чемпион России по фристайлу (2002 — каяк, 2006 — каноэ), руководитель отделения школы каякинга “Академия белой воды”.

Лодочники бывают трех видов. Есть суровые рыбаки на деревянных просмоленных баркасах, есть походники-песенники на брезентовых разборных байдарках, и есть еще экстремалы-каякеры на трехметровых полиэтиленовых лодочках. О первых все уже рассказано в “Старике и море”, о вторых — в газете “Вольный ветер”, нам же симпатичнее всего третьи. Именно они ведут себя самым безумным образом: сплавляются по бурным рекам с порогами, прыгают с 30-метровых водопадов и на вылете с огромных волн крутят в воздухе боковые и прямые сальто.
Разумеется, вытворять такое в среднем течении Москвы-реки или Невы не получится, для хорошего сплава и фристайла нужна правильная вода. Но если серферы вынуждены, охотясь за гигантской волной, неделями ездить вдоль побережья Австралии, то каякерам повезло намного больше. Их самые великие и ужасные пороги, водопады и бочки десятилетиями остаются на одних и тех же местах. Поэтому каждый уважающий себя каякер, сколько бы он ни ездил на Алтай, Кавказ и в Карелию, все равно продолжает мечтать сплавиться и покрутить фристайл в местах легендарных, которые можно пересчитать по пальцам. Это Замбези, реки в калифорнийских Кордильерах, Непале и в окрестностях Оттавы и Монреаля. А первые строчки во всемирном рейтинге белой воды занимают верховья Нила в Уганде и реки Норвегии.
О том, как, когда и зачем ехать на лучшую в мире белую воду, мы расспросили практически не вылезающего из нее чемпиона России по фри­стайлу 2002 и 2006 года Константина Васина.

Уганда
Светлая мечта любого каякера. Кемпинги Nile River Explorers и Hairy Lemon, разбитые на берегу Нила в 30 и 60 км от того места, где он вытекает из озера Виктория, — места для каякеров такие же легендарные, как Гавайи для серферов. Здесь река шириной 400 м представляет собой лабиринт из протоков с сильным течением, множеством порогов и бочек — обратных противотоков воды. Поэтому можно целыми днями кататься на одном и том же участке, отыскивая новые маршруты для сплава, или, прикатавшись к какому-нибудь валу, отрабатывать воздушные фигуры, выкручивая со своим каяком в воздухе всевозможные сальто и вращения. Но главное, ради чего люди едут на Нил, это по-настоящему “огромная белая вода”. Тут уж если стоит волна, то метра три-четыре, а не 50 см, как на российских реках. Если у нас на Кавказе бочка — это обычно небольшая шапка белой пены, крутящаяся за камнями, то в Уганде бочка может быть и пятиметровой.
Специфика происходящего на воде в том, что здесь, если видишь, что препятствие тебе не по силам, нельзя, как в горах, развернуться и пойти обратно. Тут уже одно из двух: или все будет хорошо, или все будет плохо. Многие, приехав на Нил с четким намерением пройти widowmaker (один из сложнейших порогов), посмотрев на него с берега и поговорив с инструкторами из кемпингов, понимают, что пока не готовы, и ограничиваются сплавами меньшей степени безумия.

Норвегия
Приезжая первый раз в Норвегию, рядовой каякер негодует: “Это же та же Карелия! Че я сюда приперся?” Потом, на второй день, он думает: “Ну ладно, не Карелия — Кавказ. Но все равно, чего приперлись-то? Ну, грибов тут много, это хорошо, море черники — прекрасно, комаров вообще нет — просто замечательно. Но реки-то те же самые, наши”. И только день на третий он понимает, что попал в совершенно нереальный мир: такой природы, такого количества рек, таких фантастических пейзажей просто не бывает. Одна горная долина идет за другой, в каждой — свой уникальный ландшафт, и перемещаешься ты между ними буквально за считанные минуты — через тоннели. Только что был среди карельских березок и болот, и вдруг уже Саяны — плоские валуны, ледник и речки. А еще через 15 минут перед тобой 150-метровая стена фьорда, а внизу — ультрамариновое море. В Норвегии повсюду очень много воды, проехать 20 минут по дороге и не увидеть речку — нонсенс. Категории сложности любые: от первой, самой легкой, до шестой, запредельной. Причем сама природа живописная невероятно: среди рек стоят, как слоны, огромные белые, совершенно гладкие глыбы, и между ними теряются пороги и водопады. Вода повсюду разноцветная: от изумрудной и бирюзовой до белой, серой и бурой. Среди такой красоты сплавляться и крутить фристайл — одно удовольствие.
Едут туда обычно на своем микроавтобусе из Питера: через Финляндию, на пароме в Швецию и транзитом — в Норвегию. На месте оседают в кемпинге, по окрестностям потом и путешествуют. Нашел интересную реку — можно провести на ней дней пять: откатал одну секцию, например, четвертой категории, едешь несколько километров вниз по течению до следующей интересной секции, а там уже совсем другой рельеф, какой-нибудь очень быстрый прорыв в скалах, шестерка. Потом перебираешься на соседнюю реку или в соседнюю долину, а там уж все совсем другое. В результате получаешь самое разнообразное катание всего лишь в часе езды от лагеря.

Советы каякера Васина

В первый год новичков учат делать эскимосский переворот (перевернувшись вместе с лодкой, самостоятельно возвращаться в положение “головой вверх”), а также “выходить на струю” и “чалиться” на реках третьей категории сложности (они содержат одиночные препят­ствия, которые можно объехать стороной). Занятия обычно проходят 1-2 раза в неделю. 2-3 раза за год новичков вывозят на реки типа Белой и Зеленчук на Кавказе или на Шую в Карелию. Полученного в ходе такой подготовки минимума навыков уже достаточно для того, чтобы ехать в Уганду или Норвегию.
Ну а дальше, чем лучше ты будешь кататься, тем больше кайфа сможешь получить, оказавшись на “белой воде”. Во второй год обучения каякер становится “продвинутым” и может уже с инструктором сплавляться по “четверкам” — рекам со множест­венными препят­ствиями. После второго года обучения люди смело прыгают в каяках с водопадов и начинают потихоньку учиться крутиться в бочках. А после третьего года и “дембеля” человек становится полностью самостоятельным, может реально оценивать свои силы, понимает, как и где ставить страховку, и в состоянии ездить по рекам любой категории сложности.

Ссылки
www.abvclub.ru
www.whitewater.ru
www.playak.com
www.boatertalk.com


Гидрокостюм
$160-200 Куртка должна быть из мембранного материала, а вот по поводу штанов ведутся споры. Кто-то любит неопреновый низ, кто-то катается в “сухих”, мембранных штанах.

Каска
$30-200 Дорогие и качественные каски делают из композитных материалов — обладая необходимой жест­костью, они передают нагрузку на всю поверхность головы, спасая от точечного удара, способного проломить череп.

Юбка

$60-180 Юбка каякера требуется неопреновая, а резинка, крепящая ее к лодке, — очень жесткая.

Спасательный жилет
$100-200 Главное, чтобы крой не сковывал движений, а наполнитель был мягким и не впитывал воду.

Лодка
$700-1500 (б. у. от $300)
В отличие от байдарки не разбирается.

Весло
$30-600 Самые надежные весла — композитные. На всякий случай на сплав берут с собой складное весло-запаску ($30-100).


Комментарии

3
Георгий
25 августа 2014 9:36

супер класс, было однажды - помню до сих пор!!!

ИВАН
21 мая 2014 8:21

Слава, Богу, что в России много горных рек!

123
05 марта 2014 19:27

сплавлялся на каяке, веселуха :D

Добавить комментарий
Показать ещё