Люди ветра

Ради чего респектабельные мужчины уезжают на озера и добровольно ложатся там в деревянные ящики ногами вперед?

Правильный ответ — скорость. Без мотора разогнаться под 200 км/ч можно только на буере. Набор скорости управляется педалью газа. Тормозов нет — совсем. Так же как нет и подушки безопасности и сверхпрочного каркаса. Под тобой с сумасшедшей скоростью проносится лед. Ты, насколько это возможно, наслаждаешься процессом. Немного напрягает, что вокруг носятся еще три десятка таких же любителей скорости. Причем многие — встречным курсом…

Так развлекаются зимой яхтсмены, отрезанные льдами от большой воды. Чтобы чем-то занять тоскующие по штурвалу руки, они гоняют под парусами по льду рек и озер на трехметровых деревянных болидах, поставленных на длинные стальные коньки. Даже при ветре 3 м/с, который серферы с кайтерами и за ветер-то не считают, буер разгоняется до 60 км/ч. Запросы самые спартанские: не нужно ни специальных трасс, ни особенно выделенных участков акватории. Идеальные условия для проведения гонок — температура чуть выше нуля и скорость ветра около 5-8 м/с. Кураж и кайф от скорости — запредельные. Буер — не просто самое быстрое парусное судно. Ему принадлежит абсолютный рекорд в максимальной скорости среди всех безмоторных транспортных средств: на своих трех коньках он разгоняется до 170 км/ч. А рекорд, установленный в Америке на 8-метровом буере с жестким крылом, — 240 км/ч.

Буер (boeier) — слово голландского происхождения. Кабина или платформа на коньках или колесах; движется с помощью паруса силой ветра по льду или по суше с ровным рельефом.
Словарь иностранных слов

ДА, ДОРОГАЯ
Буерный спорт — занятие вполне экстремальное. Иногда случаются и столк­новения. На моих глазах во время соревнований на Сенеже были разбиты “под списание” два буера. В болид опытнейшего спортсмена Александра Копылова из Новосибирска врезался другой ветеран буерного спорта — Виктор Поленов. Матчасть — в щепки, пилоты, к счастью, отделались легкими царапинами. Копылов не столько жалел “разбитого корыта”, сколько горевал о том, что выбыл из гонки, и все вспоминал более удачный Кубок России, на котором он хоть и сломал ногу, но был допущен к соревнованиям и взял третье место.

Аварии с буерами случаются редко, но истории с переломами все же имеют место. Они передаются из уст в уста, обрастают подробностями и постепенно переходят в категорию буерного фольклора. Например, пару лет назад во время гонок на европейском чемпионате один буерный монстр сломал ногу. Отвезли его в клинику, все как положено: рентген — гипс. Вердикт врача: постельный режим, ногу держать горизонтально и в холоде. Жена пострадавшего страшно переживает, перезванивает каждые пять минут. “Как дела? Не болит? Как ты себя чувствуешь, дорогой? Доел ли манную кашу?” И так далее. Само собой, через три часа после клиники монстр уже в буере и носится со страшной скоростью, выставив ногу в гипсе на ветерок, так как в кокпит она не вмещается. Очередной звонок благоверной: “Выполняешь ли ты указания доктора, любимый?” Он отвечает: “В точности, дорогая: лежу, ногу держу горизонтально и в холоде”.

Александр Копылов
Командор российского флота DN, ветеран и легенда буера:

Мне 64 года. Парусным спортом я занимаюсь с 17, первый буер построил 36 лет назад. Сначала хороших результатов у меня не получалось. Но я покатался лет 10, втянулся. И дело пошло! Здесь ведь не столько физические данные важны, сколько техническое мастерство, понимание того, как что работает. А это приходит с годами. Сейчас я выступаю в дивизионе сеньоров — тех, кому за 60 лет. Трижды становился чемпионом Большого кубка Сибири. На протяжении последних 10 лет каждый год езжу на чемпионаты мира и Европы. Начальство всегда знало, что я занимаюсь парусным спортом. Я им говорил: чтобы чувствовать себя человеком, раз в три месяца я должен съездить на соревнования или зачахну. И отпускали. За все эти годы подо мной, на полном ходу, буер ломался раз пять — и от технических проблем, и от столкновений. Больше всего меня во всей этой истории удивляет одно обстоятельство: если мачта падает, то всегда попадает мне по голове. Спасает каска. Самое поразительное, что на других мачта никогда не падает. Только на меня”.

ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР

Всем, кто зимой страдает без свиста ветра в такелаже, в профилактических целях рекомендуют общеукрепляющие занятия буерным спортом. Люди увлеченные говорят, что лучше только океанская регата. Но если к трансатлантическим переходам надо полжизни готовиться морально и физически, то у буеристов дела обстоят гораздо проще. Это совершенно уникальный случай, когда энтузиасты целенаправленно не дают индустрии запустить свои грязные щупальца в любимый спорт и тем самым сохраняют его изначальную чистоту и доступность. Еще в прошлом тысячелетии международная ассоциация самого распространенного класса ледовых яхт DN волевым решением запретила применение дорогих технологий и материалов при постройке буеров, участвующих в соревнованиях. В результате этот вид спорта остался доступным, а не превратился в состязание кошельков.

Все буера либо изготавливаются любителями вручную, либо собираются в маленьких частных мастерских. Вся конструкция, начиная с корпуса (дерево или пластик), заканчивая мачтой (дерево, алюминий или углепластик) и коньками (сталь), чаще всего делается в единственном экземпляре. Новый буер DN в сборе может стоить около $2000, а обкатанный и доведенный до ума опытными гонщиками — до $10 000.

Так и получается, что, казалось бы, яхта, престиж и все такое, а сделать можно своими руками и помещается целиком на верхнем багажнике автомашины. Самый популярный класс парусных болидов на коньках DN — редкий пример того, как идеи журналистов послужили прогрессу человечества. DN появился после проведенного в 1937 году газетой Detroit News конкурса на создание лучшего спортивного буера. Основными его условиями были простота сборной конструкции и возможность перевозить изделие на верхнем багажнике автомобиля. Так родилась конструкция, сочетающая ходовые качества, удоб­ство эксплуатации и финансовую доступность. Аббревиатура названия газеты закрепилась в названии класса.

КАК ВЫГЛЯДИТ
Конструкция современного спортивного буера DN лаконична и проста. Выполненный из дерева и стеклопластика корпус, похожий на болид “Формулы-1”, поставлен на три металлических конька: передний прикреплен к подпружиненной стойке, два задних — к концам упругой поперечной перекладины, исполняющей роль рессоры. Перед кокпитом, в котором лежит гонщик, к корпусу крепится мачта с треугольным парусом площадью около 6 кв.м.

Вся система управления — это румпель, которым регулируют поворот переднего конька, и шкот (трос), соединенный с нижним краем паруса, который можно натягивать или ослаблять, тем самым настраивая его. Да еще при смене галса — направления движения, как на яхте, перекидывают с борта на борт гик — соединенную с нижним краем паруса трубку. Все просто, как 300 лет назад, когда голландцы изобрели буера.

Сначала паруса на коньках предназначались исключительно для развлечения, хотя, случалось, использовались для выполнения боевых задач. Например, в Финской войне советский буерный отряд занимался патрулированием, разведкой и выполнением диверсий. А во время блокады Ленинграда буеристы участвовали в эвакуации женщин и детей и транспортировке продовольствия на Дороге жизни.

СПОРТ НЕМОЛОДЫХ
Ограничений в буерном спорте нет, им могут заниматься вменяемые люди любого возраста и любых физических кондиций (в том числе и со сломанными ногами). Выиграть гонки можно только за счет мастерства и особого чувства ветра и паруса. И то и другое приобретается исключительно с годами. Поэтому в соревнованиях на DN участвуют как подростки лет 14, “делающие первые неуверенные шаги на льду”, так и спортсмены, находящиеся на пике своей формы, — бодрые старцы 60-70 лет.

Ареал обитания буеристов не ограничивается местами их постоянного проживания в Штатах, Европе, России и Канаде. Они, как и все люди ветра, постоянно кочуют в поисках хорошей погоды (если забыли — то это когда холодно, сыро и сильно дует). Кроме соревнований они организуют различные амбициозные проекты по пересечению знаменитых озер. Например, Байкала. Следы от их коньков можно найти на льду водоемов в монгольских степях и высокогорных районах Анд.

Буеристы всегда готовы принять в свои ряды новичков и обучить их своей ветреной премудрости. С легкостью отзываются на электронные письма и назначают встречи на льду. Гламурность, пафосность и метросексуальность не приветствуются.

Контакты
www.dnrus.com
http://webcenter.ru/~sails/vastdn.htm
www.iceboat.nsk.su


Комментарии

3
02 июня 2014 13:54

Люди с целью разнообразить свой серый мир, придумывают вот такие занятия, красавцы.

ИВАН
21 мая 2014 7:55

200 км/ч под парусом, зимой, по льду, вот это драйв!

123
05 марта 2014 19:08

классная информация)
thnx

Добавить комментарий
Показать ещё