В голубом вертолёте

У горнолыжников и сноубордистов хелиски и хелибординг считаются самыми элитными видами катания.

Фото 1 - В голубом вертолётеНи очередей на подъемники, ни толчеи на склоне. В твоем распоряжении  вертолет, доставивший тебя на вершину, инструктор и склон целинного, пухлого снега.

Чтобы узнать из первых рук, как и ради чего люди летают на вертолетах в горы, мы допросили единственного в нашей стране хели-инструктора международного класса Максима Балаховского (Балу), по совместительству неоднократного чемпиона России по фрирайду.

— Объясни, пожалуйста, чем хелибординг лучше катания на обыкновенном склоне с подъемниками?

— Что значит «лучше»? Вот что лучше — футбол или баскетбол? Одним нравится играть в мяч ногами, другим — руками. Хелибординг и катание на курорте — это две принципиально разные вещи. На трассах с подъемниками все время думаешь, как бы кто в тебя не влетел. Склоны жесткие, ограждения везде. Только разогнался — бац, в сетку влетел. Толчея. Не катание, а борьба за выживание. Все это результат развития индустрии и очень далеко от изначального духа сноубординга. Доска ведь создавалась для свободного, фрирайдового катания по склонам, когда есть только ты, гора и снег. Хелибординг дает именно эти ощущения: вертолет улетел вниз, где будет ждать тебя после спуска, и вы — четверо-пятеро человек с инструктором — стоите на вершине, а под вами огромный, нетронутый склон. Полная свобода. Ограничения только по технике безопасности: не спускаться ниже инструктора, не останавливаться над группой и в узких, лавиноопасных кулуарах. Снег — полтора, два метра пухляка. Когда по нему летишь, ощущение — как будто скользишь по волне на серфе. Словно плывешь по этому снегу.

— Кто может ехать на хелибординг? Предположим, человек стоит на доске или на горных лыжах, но катался только в подмосковных парках, в горах ни разу не бывал. Он может заплатить деньги и поехать, например, на Камчатку?

— Да, такое бывает. Тогда к новичку приставляется отдельный инструктор и они целыми днями мучаются вдвоем. Вся группа успевает сделать по пять-семь спусков, а они — от силы два. Так что ехать лучше подготовленным. Для этого хорошо отправиться в горы, например, в Приэльбрусье, на Чегет, Красная Поляна идеально подходит. Найти там инструктора, который научит тебя ездить по пухляку, покататься по целине вне трасс. Это все легко находится и стоит $50 в день. Если поймешь, что на пухлом снеге чувствуешь себя комфортно, я бы советовал купить день хелибординга. На Кавказе это стоит до $400, пять-семь подъемов. Если понравится, стоит ехать уже на недельку. Туда, где подешевле.

— Почему?

— Ну, это все-таки специфическая вещь: нагрузки, не всегда самые комфортные условия. Не всем подходит. Первый раз нужен, чтобы просто прислушаться к своим ощущениям. Поймешь, что это не твое, — будет жалко, если вбухал в поездку серьезные деньги. А если ты в хелибординг влюбился, стоит найти компанию и гида, с которым будешь ездить постоянно. Ведь попадаются иногда какие-нибудь бывшие чемпионы, которые на клиентов смотрят, как на оленей. С таким отношением: «Я тут царь горы, а вы лохи». И это сразу убивает все удовольствие. Я не раз такое видел. А ведь правильный гид, как я это понимаю, он не только отвечает за безопасность катания: копает шурфы и выбирает маршрут спуска. Он твой сэнсэй в горах:  учит готовить к катанию доску и лыжи, рассказывает про места, в которых вы катаетесь, обучает тебя новым трюкам, объясняет, как определять лавиноопасную ситуацию. Поэтому гида надо выбирать особенно придирчиво.

— Допустим, человек впервые собрался поехать на хелибординг. Как понять, что связался с профессионалами, а не попал на любителей, которые запросто могут тебя угробить?

— Первое: организаторы не должны требовать, чтобы у тебя были свои бипер, лавинный щуп и лопата — их должна предоставлять компания. Если этого не выдают, я бы не рекомендовал с такими людьми связываться. Затем надо посмотреть их программу. Они ее сами составили или просто чужую передрали? Изучить отзывы на сайте, попросить дать координаты пары клиентов, которые уже откатались, позвонить, поговорить. И потом, достаточно поинтересоваться на форуме любого серьезного сноубордического сайта, что это за компания. Тебе все объяснят.

— Ты катался практически везде, где только существует хелибординг. Где лучше всего?

— Везде хорошо по-своему. Вообще места для хелибординга делятся на три категории. Есть точки на карте, куда едут, чтобы сказать: «Мы это сделали там-то». Например, мы так ездили в Антарктиду. Есть районы, предназначенные специально для экстремального катания, — это Аляска, Кавказ, Узбекистан. А есть места, где не только катание хорошее, но еще и виды фантастические. Это уже не чистое хелиски, а целое приключение с незабываемыми впечатлениями. Чили, Камчатка, Гималаи или Новая Зеландия — вообще одна из красивейших в мире стран. Я помню, нас высадили на леднике Кука, и мы на досках катались в расщелинах, как в лабиринте из голубого льда… Нереальные впечатления. Но если брать вообще весь комплекс ощущений — катание, пейзажи, само место и как там люди живут, то сильнее всего меня, конечно, поразила Гренландия. Туда прилетаешь как на другую планету. Там такие есть места: к примеру, стоит во льдах брошенная в 1946 году американская военная база, со всей техникой. И никого. Потом мы летали в отдаленные поселки, насмотрелись медвежьих углов... Официально это Европа, территория Дании, все цены в евро. Но реально люди живут только тем, что ловят рыбу и убивают тюленей. Еще к ним иногда приходят белые медведи, и их тоже валят. Основное население — инуиты, ближайшие братья эскимосов. Приходишь в бар — как будто проваливаешься лет на 200 назад. Вестерн, Клондайк: стоят пара пропитых-пропитых белых старичков, и эти инуиты вместо индейцев. В пятницу все набираются и идут на дискотеку. В полночь ее запирают и открывают только через два часа. Войти или выйти в это время невозможно. Накурено, перегар, смог стоит — ничего не видно, и такие там танцы… Это надо видеть. Мы еле пробились на балкон подышать свежим воздухом, выходим, а над нами во все небо — зеленое северное сияние. Нереально красиво. Дискотека кончилась, все разбрелись, я иду в гостиницу, смотрю — на асфальте, в сугробах лежат люди. В джинсах и майках, девушки — в платьях. Вся улица ими усеяна. Температура –5° примерно. Ну не всем хватает сил до дому дойти. Для них это в порядке вещей, они так живут.

— Да, в симпатичные места ты ездишь. Даже завидно. Вообще, для многих твоя работа —  предел мечтаний. Ездишь по всему свету, катаешься и еще деньги за это получаешь. Тебе такая жизнь в радость или ты как эти старые рокеры, которые ноют: «Я бы сменил работу, но я же больше ничего не умею»?

— Я-то как раз еще много чего умею: профессиональный фотограф, дизайнер, делаю фильмы, выставки, сейчас создаю фотобанк. Просто хели-гид — интересная работа, чего тут скрывать. Не то что на завод ходить. Есть, конечно, много моментов, которые выжимают все соки. Ведь человек, который плотно увлекается хелибордингом, за год выезжает два раза в Европу — раскатываться и на Новый год, с семьей. Потом в большую буржуйскую поездку — в Непал или Аляску. В четвертый раз он едет в наш регион — это Камчатка, Узбекистан, Киргизия или Кавказ. И летом — в Новую Зеландию или Чили. То есть пять поездок в сезон. У меня этот сезон не заканчивается никогда. Бывают и тяжелые моменты: вот мы в Гренландии в последний раз за неделю сделали 100 спусков. Я уже не хотел смотреть на сноуборд. Но прошел месяц — и уже все, не могу — хочу кататься. Потом хелибординг — это всегда новые склоны, новые горы. И самая важная часть для меня — общение с клиентами. Мне достаются самые густые сливки. Суперинтересные люди.

— А расскажи, как становятся хелиски-инструкторами мирового уровня. Вот ты лично как им стал?

— Я родился и вырос на Камчатке, так что с горами и снегом проблем никогда не было. Катался на горных лыжах, мастер спорта, был в молодежной сборной СССР. В 1991 году перешел на сноуборд, у меня была вторая доска на Камчатке. Ни инструкторов не было, ни фильмов, я сам научился кататься, делать трюки. Друзья заразились, тоже стали переходить на доски, как-то их доставали. Сделали команду, нашлись спонсоры, стали ездить на соревнования. В 1993-м наш друг и учитель, легенда советского альпинизма Владимир Шевцов взял нас в первый раз на вертолете на вулкан Вилючинский. Одного раза оказалось достаточно, чтобы понять, что это такое. Головы снесло, конечно, всем. Нереальные совершенно впечатления. За тобой кратер, перед тобой — черный снег. Проехал — остается белая лыжня. Вообще другой мир, красоты и ощущения настолько необычные, что даже сравнить не с чем. В 97-м мы с друзьями создали Камчатскую ассоциацию сноуборда и начали активно возить группы в горы. Cтали арендовать вертолеты, делать серьезные экспедиции. Потом один из клиентов, с которым сложились дружеские отношения, предложил совместно с ним создать Русский хелибординг-клуб. Он вложил в это деньги, мы поездили по свету, изучили места для катания, наладили контакты с партнерами и начали возить группы на Аляску, в Новую Зеландию, Чили. Потом этот человек прекратил финансирование проекта. В 2004 году мы с друзьями организовали новую компанию — Русский хели-проект и стали делать все самостоятельно. У нас работают 15 гидов, возим клиентов по всему миру. 

— Есть у тебя профессиональная мечта?

— Новые склоны. А о чем еще мечтать? За последний год больше половины всех спусков мы делали в местах, где до этого буквально не ступала нога человека. Мы там были первыми людьми вообще за всю историю планеты. И существует еще определенный список таких мест. Хотелось бы до них добраться и сделать там хелиски.

Фото 2 - В голубом вертолётеКОГДА ЕХАТЬ?
Хелибордингом можно заниматься в любое время года. Главное — решить, какому региону отдать предпочтение. В России кататься можно с декабря по май на Северном Кавказе и Камчатке. В Средней Азии сезон короче: в Узбекистан и Киргизию лучше ехать с января по март. В этот же период можно кататься в Канаде. Кроме того, март — лучший месяц для поездки на Аляску. Летом можно отправиться в Южное полушарие — в Новую Зеландию и Чили. С недавнего времени для туристического катания открылся Непал. Экспедиционные поездки можно совершить в Антарктиду и Гренландию.

КУДА ЕХАТЬ? 

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
Сезон:
июль-сентябрь
Регион: Южные Альпы, район Маунт-Кук, г. Метвен, горы Ароусмит
Особенности: после выхода «Властелина колец» никто уже не сомневается, что природа здесь фантастически красива. Новая Зеландия наравне с Чили — идеальное место для летнего катания. Кроме этого, можно прокатиться по Тасманскому леднику, попрыгать с мостов с резинками-банджи и покататься по узким ущельям на скоростных катерах.
Стоимость: от $3000*
* Cреднемировые цены на недельный тур (проживание, хелиски, питание), без стоимости авиабилета.

ЧИЛИ

Сезон:
июль-сентябрь
Регион: Анды
Особенности: в горных долинах в глубине Анд — идеальные условия для катания: ровная температура, глубокий паудер и нелавиноопасная обстановка. От красот дикой природы дух захватывает: сюда едут не только покататься, но и увидеть собственными глазами Патагонию, пустыню Атакама, ледники и высокогорные озера.
Стоимость: от $4000

КАНАДА
Сезон:
декабрь-апрель
Регион: Британская Колумбия
Особенности: больше половины всех ведущих мировых хелиски-компаний находятся именно здесь. Основные базы располагаются в континентальной части, что гарантирует стабильную погоду, а значит, максимальное количество дней, пригодных для катания. Несомненные плюсы — очень много снега и отлично отлажена инфраструктура для хелиски в самых диких регионах.
Стоимость: от $5000

США
Сезон:
март-апрель
Регион: Аляска
Особенности: Аляску называют Меккой хелибординга. 17 из 20 самых высоких гор США расположены именно здесь, а особенный климат позволяет снегу держаться на 50- и даже 60-градусных склонах. Опасность схождения лавин — минимальная, удовольствия от катания — максимальные.
Стоимость: от $5000

ЕВРОПА
Сезон:
январь-апрель
Регион: Альпы, шведский курорт Оре, именуемый Шведскими Альпами
Особенности: хелибординг в Европе разрешен только в Италии, Швейцарии и Швеции. Да и там серьезно ограничен законодательством. Например, в Швейцарии вертолеты могут садиться только в специально предназначенных для этого местах в горах. Райдерам часто приходится пробиваться через двухметровые сугробы к месту начала спуска, а после — к стоянке вертолета.
Стоимость: от 6000 Евро 

ИНДИЯ, НЕПАЛ
Сезон:
февраль-март
Регион: Гималаи
Особенности: уникальное катание в самых высоких горах нашей планеты. Районы Эвереста и Аннапурны в Непале, а также район Химачал в Индии были освоены для хелиски совсем недавно. В комбинации с местным колоритом создают незабываемые ощущения.
Стоимость: от $6000

ГРЕНЛАНДИЯ
Сезон:
апрель-май
Регион: восточное побережье, район Аммассалик
Особенности: дикое, оторванное от цивилизации место со всеми прелестями полярной жизни: белыми медведями, айсбергами и сотнями прекрасных склонов, где еще не ступала нога человека. Большинство спусков ведут к заливам во фьордах. Самое дорогое место для хели-катания после Антарктиды.
Стоимость: от 10 000 Евро

КАВКАЗ
Сезон:
январь-апрель
Регион: Приэльбрусье, Домбай, Красная Поляна
Особенности: Кавказ и особенно Красная Поляна — самые доступные места для хелибординга в европейской части России. Час лета из Москвы — и ты уже там, где отличного качества снег, какой есть еще только на Аляске и в Узбекистане. Единственная проблема — очень много народу, вертолеты работают как автобусы и даже дикие, внетрассовые склоны забиты людьми.
Стоимость: от $2500

КАМЧАТКА
Сезон:
декабрь-май
Регион: район Ключевской группы вулканов, район Петропавловска-Камчатского, южный район
Особенности: катание с вулканов и сопок, прекрасный глубокий снег, поездки в долину гейзеров. После катания — расслабляющие ванны в теплых источниках. Экстремально настроенным предлагают спуски в действующий вулкан Мутновский и купание в океане.
Стоимость: от $2500

УЗБЕКИСТАН
Сезон:
февраль-март
Регион: Чаткальский и Пскемский хребты
Особенности: горы Тянь-Шаня славятся своим необыкновенным снегом, любители хелиски называют его самым быстрым. В непригодные для катания дни можно съездить полюбоваться на Бухару, Хиву и Самарканд.
Стоимость: от $2500

КИРГИЗИЯ

Сезон: февраль-март
Регион: Ала-Арча, Каракол
Особенности: в Киргизии существует множество уже освоенных районов, среди которых особенно славится Каракол на берегу горного озера Иссык-Куль. Потрясающее катание среди пятитысячников Тянь-Шаня. Огромное разнообразие спусков. Среднее количество солнечных дней в году: 250, так что с погодой для катания проблем обычно не бывает.
Стоимость: от $2500

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Забираться на недоступные вершины на вертолете, чтобы затем спускаться оттуда на горных лыжах, придумал австриец Ганс Гмозер. Свою идею он впервые воплотил в жизнь в 1965 году в Канаде. Новый вид экстремального спорта получил название хелиски (от helicopter — вертолет и ski — лыжи). В 1980-х, после появления сноуборда, это развлечение освоили и досочники, назвав его хелибордингом.

Фото 3 - В голубом вертолётеРЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНАРЯЖЕНИЮ ОТ МАКСИМА БАЛАХОВСКОГО
*Ботинки — Salomon F22, F24, Burton Ion или SL9.
*Крепления — только мягкие: Salomon SPX pro, Burton P1 или Mission.
*Рюкзак — Dakine Helipro.
*Очки — две пары под разную погоду, например, Electric.
*Защита (шорты, шлем) — Red.
*Одежда с мембраной waterproofing не менее 15 000 мм. Под нее обязательно термобелье (отводит влагу от тела) и флис (греет).
*Сноуборды: для пухляка и суперпухляка — Burton Fish и Swallow Panic, Winterstick — с ласточкиным хвостом. Универсальная доска (для пухляка, жесткого снега, льда) — Salomon Burner.
*Лыжи — модели Fat Ski и Powder Ski, лучшие — Salomon AK Rocket
*Биперы, щупы и лопаты — Orthovox, Barryvox.
*Часы — Suunto S6, в них — компас, показывают высоту, температуру воздуха, наклон склона. Потом к ноутбуку подключаешь и смотришь весь график своего катания.
*Рации одноваттные — Motorolla.
*Нож со всеми отвертками — Leatherman.
*Каска — $100. Греет, защищает голову в случае падения и позволяет размещать наклейки из предыдущих хелиски-экспедиций.
*Рюкзак — $80. Служит для перевозки необходимого снаряжения и, кроме того, защищает спину при возможном падении.
*Перчатки, рукавицы — $70. Защищают руки от холода и влаги.
*Куртка — от $200
*Штаны — от $100. Одежда из мембранных тканей. Специальная конструкция материала, в состав которого входит мембрана с микроскопическими отверстиями размером во много раз больше молекулы пара и меньше размера молекулы воды, что позволяет оставаться сухим при внешних воздействиях снега, дождя и эффективно отводить влагу от тела при физических нагрузках. Правильный подбор всех слоев одежды обеспечивает комфорт и удобство даже в зимних горах.
*Ботинки — $300. Модель для фрирайда (свободного катания), характеризуется жесткостью, оптимальной  для  катания по разнообразному рельефу в разных снежных условиях.
*Маска — $80. Защищает глаза от вредного воздействия УФ-излучения, очень сильного в горах, а также от ветра и снега. Благодаря специальным покрытиям помогает лучше различать рельеф белого снежного склона.
*Противолавинный датчик (бипер) — $300. Маленький приемопередатчик, работающий на стандартной частоте. Крепится с помощью специальных ремней на тело под верхнюю одежду. Во включенном состоянии излучает сигналы. При переключении в режим поиска определяет направление, расстояние и точку нахождения передающего маяка. Позволяет быстро обнаружить засыпанного снегом человека.
*Радиостанция — от $40. Дополнительное оборудование, так как у гидов все необходимое для связи с вертолетом или спасателями имеется. Может служить для радиосвязи внутри группы.
*Сноуборд, лыжи — $500-1000. Фрирайдовые (универсальные, но больше приспособленные для спусков вне трасс) модели. Обычно отличаются от других видов лыж и сноубордов увеличенной площадью, шириной и специальным распределением жесткости. Все это позволяет получать максимум удовольствия от катания в самых различных условиях: по пухляку, жесткому снегу и льду.

В РЮКЗАКЕ:
*Аптечка
*Лавинный зонд — $15. Устройство, в собранном состоянии представляющее собой металлическую трубку длиной около 2 м и диаметром 10 мм. Необходимо для поиска людей, находящихся в толще снега в результате схода лавины.
*Лавинная лопата — $40. Раскладная, легкая и надежная. Бывает металлическая или пластмассовая. Служит для проведения тестов на стабильность снежного покрова и откапывания людей, попавших в лавину.
*Запасные перчатки. В результате постоянных посадок-высадок из вертолета и соответственно одевания-снимания сноуборда (горных лыж) перчатки часто промокают. Прихвати с собой вторую пару, и проблема будет решена.
*Отвертка — $20. Необходимая вещь в рюкзаке сноубордиста. В горах периодически возникает необходимость переставить крепления и изменить углы их наклона в зависимости от состояния снега.
*Мазь для скользящей поверхности — $5. При достаточно высокой температуре воздуха снег начинает таять, что значительно усложняет процесс скольжения сноуборда и лыж. Для исключения проблемы применяется это мазь.
*Солнцезащитный крем — немаловажная вещь в экипировке. Яркое солнце, отраженное от снежной поверхности, способно быстро и сильно испортить отдых, если кожа не защищена.

ВИРТУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
www.helipro.ru
www.cmhski.com
www.alaskabackcountry.com
www.alpineguides.co.nz
www.heliskinepal.com

Комментарии

5
02 июня 2014 13:47

Вот это настоящий экстрим, спрыгнкть с вертолета, и по девственным снежным спускам, вот это да.

ИВАН
18 апреля 2014 16:58

Элитные виды спорта? А я думал, что это поло и гольф...))

123
05 марта 2014 19:05

полезная информация)

Добавить комментарий
Показать ещё