Железный марш по Доломитам

Вместе с нашим корреспондентом Беном Монди поднимись по альпинистской трассе на самых коварных и высоких пиках, доступной даже абсолютным новичкам.

ЧТО? Пройти по Via Ferrata (железному пути) в отвесных скалах Доломитовых Альп в итальянском Южном Тироле.
КОГДА? С конца весны и до сентября.
ПОЧЕМУ? Одно из лучших мест для скалолазания на планете. Более 50 маршрутов позволят тебе выбрать путь по душе. Быть продвинутым альпинистом не обязательно.
КАК? Для подъема нужно нанять проводника (проследи, чтобы он входил в Ассоциацию альпийских проводников Val Badia). Это можно сделать на месте или заранее, заказывая тур. Добираться проще всего через Милан, регулярный перелет Москва — Милан — Москва — порядка 16 000 руб.

Фото 1 - Железный марш по Доломитам

Воскресенье перевалило за полдень, мой организм по привычке требует газет и пива. Однако сегодня он висит на страховочном тросе на одной из скал в Доломитовых Альпах, на севере Италии. Подо мною — бездна, а сбоку с отвесной стены срывается вниз вода, ежесекундно напоминая о действии силы притяжения.

Я вжимаюсь в известняк как могу, чуть ли не протыкая камень пальцами. Ни газеты, ни пиво мне в обозримом будущем не светят, и одна эта мысль меня парализует. Слова поддержки, которые произносит мой проводник Марчелло, падают отвесно вниз, так же как может упасть мое тело. А еще с утра этот человек говорил мне, что ничего сложного в подъеме на монументальную вершину не будет. Я еще крепче вцепляюсь в скалу и думаю: «Если сорвусь, то обязательно прихвачу Марчелло за собой».

Фото 2 - Железный марш по Доломитам 

Железная выносливость

Потом я пробую успокоиться. С высоты своего положения я не просто вижу сотни вершин горной гряды Доломитов, я чувствую себя в самом ее центре. Крошечный человечек, в смертельном страхе изо всех сил вцепившийся в камень. Я пытаюсь сосредоточиться на мысли, что никакой опасности нет — ведь так сказал мой проводник. И, по идее, так оно и есть.

«Виа феррата» — альпинистский термин, который в переводе с итальянского (via ferrata) означает «железный путь». На всем протяжении трассы через каждые 1-2 м в скалу вбиты металлические скобы, через которые протянут металлический же трос — отсюда, собственно, и название. На тебя надевают специальную страховочную систему, в нее ввязаны два куска веревки с карабинами — и ты начинаешь подъем. Когда ты доходишь до вбитой в скалу скобы, через которую идет трос, то отцепляешь один карабин и пристегиваешь его к следующему отрезку троса, а потом делаешь то же самое со вторым карабином. То есть ты всегда привязан к тросу по крайней мере одним карабином, так что упасть практически невозможно. Максимум ты пролетишь вниз на длину одного отрезка страховочной веревки, то есть не более 2 м.

Фото 3 - Железный марш по Доломитам

На самом деле, как бы я ни трусил, я действительно доверяю Марчелло. Он вырос в Южном Тироле, и когда он не работает проводником для альпинистов и горнолыжников в своем родном крае, то делает то же самое в Гималаях и Андах. За все эти годы в горах он получил такие знания, которые просто невозможно почерпнуть из книг. И конкретно по нашей сегодняшней трассе — Brigata Tridentina — он проходил сотню раз. К тому же, когда он рассказывает и показывает, что и как нужно делать, он абсолютно спокоен. Это вызывает доверие, и я следую за ним.

Под его чутким руководством я все же более-менее равномерно продвигаюсь вперед: поднимаюсь на 2 м, перекидываю карабины, следующие 2 м... Отрезки разные по сложности — где-то опору для ног и рук найти достаточно легко, где-то стена становится почти отвесной. Каждые несколько отрезков я вынужден отдыхать, чтобы унять дрожь в коленях, оглядеться и в очередной раз подивиться на величие пейзажа вокруг нас. Затем я настраиваю себя на очередной бросок, мы ползем вверх, и так далее, потихоньку. По крайней мере до тех пор, пока я могу подниматься.

Очередная остановка на отдых кажется мне бесконечной, но на самом деле я замер всего на несколько долгих секунд. Деваться некуда: лезть можно только вверх. Я предельно сконцентрирован и настроен на дальнейший подъем, но сердце все равно колотится от страха. Я проверяю оба карабина и снова ползу вверх. Через минуту я стою наверху этого особенно отвесного участка скалы, успокаивая себя разглядыванием величественного вида. Изломанные пики простираются во все стороны, окружая зеленые долины с изящными альпийскими деревеньками. Марчелло вырывает меня из страны грез напоминанием, что лезть нам еще довольно далеко. И самый трудный участок будет на самом верху.

Я смотрю вверх и со вздохом понимаю, что старина Марчелло прав. Сначала нам надо взобраться по нескольким лестницам, прибитым на самых опасных участках маршрута прямо к скале. Так делается на всех «железных путях» в Европе и Северной Америке. Может показаться, что это сравнительно легко, но, поверьте мне, лезть по холодной стали на высоте 2000 м над уровнем моря с трясущимися от усталости ногами не так-то просто.

Фото 4 - Железный марш по Доломитам  Фото 5 - Железный марш по Доломитам

Пик близко

Я концентрируюсь на каждом перехвате руками, на каждой смене положения ног. Психологически это так же тяжко, как и физически, и честно говоря, это так страшно, что язык не поворачивается назвать это удовольствием. Но ощущение, что каждый пройденный шаг — это еще одна победа, стоит всех переживаний. Шаг за шагом я добираюсь почти до самого верха.

Последнее препятствие — обледеневший подвесной мостик, соединяющий Торре-Экснер, скалу, на которую я только что взобрался, с соседней, Торре-Брунико.

Мостик длиной всего около 5 м, но у меня в голове совсем другая цифра — 1000 м пропасти под ним. Изо всех сил пытаясь сдержать предательскую дрожь в ногах, я медленно бреду на ту сторону. По дороге не могу не бросить пару коротких взглядов вниз и чувствую, как сердце уходит в пятки. Но наконец мост пройден.

Невдалеке показалось кристально чистое озеро небесного цвета — Пишиаду, а также ресторан, вид которого немного сбивает с меня спесь покорителя природы. Я чувствую себя героем, и обратный путь с горы теперь кажется мне обычной воскресной прогулкой. Без пива, правда, но я о нем и думать забыл там, на вершине.

Фото 6 - Железный марш по Доломитам  

ПЯТЬ САМЫХ 

В Европе есть более 100 трасс «виа феррата». Вот пятерка лучших.

1. Патернкофель Трасса на горе в итальянских Доломитах, рядом с городом Кортина-д’Ампеццо. Включает спиральный туннель в скалах, который итальянские солдаты использовали во время Первой мировой.

2. Мерлоне Тоже в Доломитах. Тем, у кого от высоты кружится голова, тут делать нечего. Подъем на 1000 м с общей протяженностью лестниц на отвесных участках в 100 м.

3. Теллишток Это первый и самый известный из «железных путей», проложенных в Швейцарских Альпах.

4. Мер-де-Глас Этот «железный путь» по леднику недалеко от Шамони — один из самых высоких: 2687 м.

5. Ивано-Дибона Высокогорная траверса в Монте-Кристалло с сохранившимися руинами времен Первой мировой и самым длинным подвесным мостом в Доломитах.



ШКОЛА СКАЛОЛАЗАНИЯ

 

Секреты техники от британского чемпиона по боулдерингу и профессионального альпиниста Гарета Пэрри.



1. ИЩИ И ВЫСМАТРИВАЙ

Посмотри далеко вверх, чтобы увидеть, куда лезешь, а затем пробеги взглядом весь путь до точки в нескольких метрах от тебя. Тебе нужно точно видеть и понимать всю гору — если ты уперся в непроходимый участок, то должен знать, как спуститься в исходную точку и есть ли альтернативный маршрут наверх.


2. ХВАТАЙСЯ НАМЕРТВО

В захвате нужно использовать все пальцы. Распространенная ошибка — захват только тремя средними пальцами. Используй и большой, и мизинец.


3. ПАДАЯ, РАССЛАБЬСЯ

Если чувствуешь, что сейчас упадешь, главное — постараться расслабить тело. Это трудно, но если ты будешь напрягаться, то отлетишь дальше от поверхности, а значит, и сильнее ударишься об нее.


4. ВЕС НА НОГИ

Один из самых важных советов, который я даю скалолазам любого уровня, — старайся держать вес на ногах. Твои ноги никогда не устанут настолько, чтобы не держать твое тело, а вот руки могут.


5. У ТЕБЯ ДВЕ НОГИ

Старайся выбирать выемки такого размера, чтобы ты мог сменить в ней одну ногу на другую, если что. Так, даже если ты стоишь только на одной ноге, то всегда сможешь выбрать более удобную позицию, чтобы дотянуться до следующей зацепки.


Фото: James Mcphail, Getty/fotobank

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=r9lvzpnVhTE

Комментарии

5
Совуня
09 января 2016 17:54

Туда только с профессиональным проводником-инструктором!

Бусинка
05 июля 2015 12:56

"Железный путь" - название весьма брутальное.
Хотя горы на фото к статье смотрятся достаточно дружелюбно. Но... погода в горах меняется ежечасно, а ползать по мокрым скалам - удовольствие то еще, весьма небезопасное! ))

ИВАН
21 мая 2014 15:45

Красотища-то какая! "Лучше гор, могут быть, только горы..."

Добавить комментарий
Показать ещё