Хоррор-квесты: куда заводит людей страсть к острым ощущениям

В России набирает популярность жанр квестов-хорроров: тебя запускают в замкнутое пространство, до полусмерти пугают и слегка поколачивают (смотрел «Игру» или «Хостел»? — это нечто среднее). Men’s Health поговорил с организаторами таких мероприятий и сам, набравшись мужества, посетил самый масштабный в стране квест — «Последнюю экскурсию».
Фото 1 - Хоррор-квесты: куда заводит людей страсть к острым ощущениям

Мы с Колей стоим в коридоре перед узкой, метр на метр, дырой. Туда (ой как не хочется) нужно лезть. Собравшись с духом, ползу, а в этот момент что-то болезненно обжигает мне шею. Скорость моя сразу увеличивается раза в три, и через секунду я уже вываливаюсь в следующее помещение. Следом за мной с криком падает Коля:

– Ага, это те самые электрошокеры, про которые мы читали в интернете!

А следом из темноты:

– А-а-а, оно меня куда-то тащит!

Осматриваюсь: Коля действительно пропал, я остался один.

Владелец: «У нас есть три режима сложности. На первом актеры оказывают лишь психологическое воздействие, на втором хватают, пихают, бьют электрошокерами на слабом заряде. На третьем все серьезнее — и заряд шокера, и борьба с актерами. Они могут и придушить, короче, мало не покажется. На самом деле многие приходят и сами говорят: вы нас бейте побольше! Особенно, как ни странно, об этом просят девушки. Некоторые дамы требуют, например, чтобы их таскали за волосы. Есть еще у нас так называемый режим смерти — его сами участники так назвали. Это режим по запросу: тут все еще жестче, тебя могут утащить, надеть на голову мешок, приковать к стене, обливать водой, бить шлангами или шокерами... Вчера, например, взрослый мужчина приходил, лет 40, играл вот так вместе со своей девушкой. Забавно, что часто «режим смерти» заказывают люди для своих друзей, в подарок. Ну то есть игрок не представляет, что его ждет».

Из отзывов участников: «Играть с нами приехал француз, который специально летел в Москву за острыми ощущениями в квесте. Ну что же — как визжал наш иностранный товарищ, это не передать словами. Ему, кстати, 45 лет. Мы попросили самый жесткий режим. Актеры на нем отыграли полностью все, что было можно. В конце он повис у меня на ноге, и из него полился непереводимый французский фольклор... Уехал к себе домой крайне довольный!»

Владелец: «Очень часто игроки со страху пытаются тоже ударить актера. Но нашим работникам сложно нанести вред — это спортсмены, борцы, в общем, подготовленные и выдержанные люди. А среди посетителей у нас, кстати, бывали и спецназовцы с опытом боевых действий: один отказался играть, сказал, что слишком нервно, а другой, наоборот, шел спокойно, ну как по собственной квартире. На него уже два наших актера накинулись, а тот шагает, словно ничего не происходит, прямо с ними на спине».

А я снова куда-то ползу в одиночестве: ощущения такие, словно при выключенном свете пробираешься под длинной чередой диванов и кроватей, причем пол в этой комнате то поднимается вверх на 60 градусов, то критически кренится вниз. Ну а потом вдруг — бам! — выпадаю в небольшую комнату, а позже оказываюсь внутри кирпичной печки высотой около метра и шириной примерно такой же, с обратной стороны решетка захлопывается, и видно, как в темноте кто-то щелкает зажигалкой, чувствуется запах дыма. А скоро дым заполняет все пространство вокруг. Похоже, меня решили сжечь. Выглядит все довольно реалистично, и сразу вспоминается похожий запах — когда-то у меня в доме на Красноармейской улице случился пожар. Сидя, сжавшись, на корточках, я судорожно шарю руками по кирпичным стенам: нужно найти выход.

Психотерапевт: «О, пирофобия, боязнь огня и пожара. В моей практике встречается в 2% случаев, но у тебя ее нет, ведь настоящая фобия лишает способности совершать какие-то осмысленные действия. Кстати, эта печка в квесте — довольно серьезный момент: тут тебе и крайне ограниченное пространство, почва для клаустрофобии, и дым с огнем.

Владелец: «В любой момент ты можешь сдаться — достаточно изобразить руками крест. Что касается статистики, то примерно в 35 процентах случаев хотя бы один человек из команды отказывается от квеста. Девушки, кстати, самые сильные игроки. Мужчины отказываются сразу и без размышлений, они думают: ну к черту эти деньги, лучше нервы поберечь. А девушки визжат, кричат, но ползут до последнего. А вообще, у нас к каждой команде свой подход, не хочется, чтобы люди платили деньги и уходили через пять минут. Видим, что можно добавить адреналина, — добавляем. А если человек уже почти в истерике, то с ним будем помягче».

Квест заканчивается стремительно, час отведенного времени пролетает как десять минут. В какой-то момент мое одиночество кончается, откуда-то из тьмы появляется Коля. Вспотевшие, мы выбегаем в освещенный коридор и первое время еще не можем поверить, что это не продолжение игры. Дико ноют коленки (на ногах потом окажутся здоровенные синяки), на локтях — внушительные ссадины, заживают неделю как память о том, что все было на самом деле. 

Выходим на улицу, подозрительно оглядываясь. Подсознательно мы теперь ждем от Преображенской улицы подвоха и готовы ему противостоять. Но, как обещал психиатр Арсений, мозг адаптировался к новым условиям. Справимся.

История вопроса

Наиль Мардамшин, сценарист «Последней экскурсии» и управляющий директор крупнейшего сайта-агрегатора квестов «Мир квестов».

«Впервые квесты появились в Японии, но такого бума, как у нас, нет нигде в мире. С чем это связано — непонятно. Сейчас из-за большой конкуренции квесты в России самого высокого качества. Этот рынок начал развиваться у нас с конца 2013 года, ну а страшные перформансы с актерами стали появляться в большом количестве в 2015-м. По оценке нашего портала, в России сейчас около 5000 различных квестов и перформансов. При этом доля страшных перформансов в Москве — около 20%, в регионах — 12%, там такие игры востребованы чуть меньше.

Это может быть связано с тем, что моду на квесты традиционно диктует именно Москва, и до провинции мода пока не дошла, а также с тем, что качественный перформанс обходится создателю значительно дороже обычного квеста. «Последнюю экскурсию» мы делали примерно девять месяцев, из них около двух писался сценарий. Я вместе с владельцами курировал строительство до самого старта, было очень много сложностей, в основном технические: нужно было реализовать механизмы, которые мы придумали».

Благодарим компанию «Мир квестов» за помощь в подготовке материала.

Комментарии

1
Alexandr
24 мая 2017 20:23

Что не уж то кому то адреналина не хватает, что готовы чтобы их били, ещё и платят за это?????

Добавить комментарий
Показать ещё