Самые смертоносные мотогонки мира: от «Дакара» до Бонневиля

Если обычного коня можно разве что запрячь в плуг или остановить на скаку, то конь железный позволяет проворачивать самые невероятные и даже сумасшедшие трюки, которые иногда могут стоить здоровья и жизни облаченному в шлем наезднику.
Самые смертоносные мотогонки мира: от «Дакара» до Бонневиля
Фото 1 - Самые смертоносные мотогонки мира: от «Дакара» до Бонневиля

Серийное производство мотоциклов было налажено в 1894 году, а уже в 1895 прошли первые мотогонки. Сегодня существуют десятки различных состязаний и чемпионатов, стилей и школ, ответвлений и подходов: от профессиональных чемпионатов до гонок на озере Бонневиль, в которых в 2016 году впервые удалось принять участие представителям России, героям проекта Discovery Channel «Бонни: русский рекорд на соляном озере». Но всех их объединяет одно: это хобби исключительно для тех, у кого стальные не только кони, но и нервы.

1. Tourist Trophy

Гонки Tourist Trophy («Трофей туриста») — это настоящая Мекка для всех райдеров, которые без особого трепета относятся к правилам. Соревнования проходят с 1907 года на острове Мэн, расположенном в Ирландском море, где практически отсутствуют ограничения скорости вне городов — именно поэтому сюда съезжаются любители быстрой езды со всего мира. Целый год остров Мэн ведет спокойную, тихую и размеренную жизнь, но на две недели летом он становится ареной для самых экстремальных и зрелищных мотогонок. Как таковой трассы в общепринятом смысле здесь нет: райдеры гоняют мимо жилых домов, по обычной дороге, по которой в остальное время ездит общественный транспорт. Асфальтовое покрытие тоже не идеально, но соответствует международным стандартам, хотя кое-где есть заплатки. Но сложность трассы состоит даже не в качестве асфальта, а в каменных тоннелях, мостах, слепых крутых поворотах, в которые непросто войти и на средней скорости, не то что на 200 км/ч — а медленней на «Турист Трофи» не ездят.

Специальных заграждений тоже не предусмотрено, поэтому, если райдер теряет управление на скорости 300 км/ч, он просто вылетает с трассы на обочину, а дальше как повезет (а везет обычно немногим). Из-за этого у гонок слава одних из самых смертоносных: с 1907 года здесь погибло более 250 человек, при чем самым трагическим был 1970, который унес жизни сразу 6 участников. По оценкам гонщиков, чтобы как следует выучить трассу длиной в 60 километров, требуется не меньше трех лет, и еще столько же, чтобы морально подготовиться к заезду на пределе своих возможностей. Зато те, кто хоть раз участвовал в этих гонках, стремятся вернуться сюда снова и снова: так, Уильям Джоуи Данлоп одерживал победу в «Трофее туриста» 26 раз, а рекорд скорости принадлежит Майклу Данлопу, который в 2016 году прошел трассу за 16 минут 53 секунды (в среднем — 215 км/ч).

2. Red Bull X-Fighters World Tour

Лететь по неровной дороге со скоростью разогнавшегося «Сапсана» — бесспорно экстрим, однако у мотофристайлеров, в отличие от мотогонщиков, свой взгляд на опасность. «Что сложного в том, чтобы просто ехать по прямой?» — кажется, именно так рассуждают эти ребята, которые не воспринимают всерьез законы физики и заставляют стокилограммовые байки выполнять трюки в воздухе, словно это бумажные змеи. Мотофристайл появился в 1990-х годах, отделившись от мотокросса, и сегодня представляет собой отдельный вид спорта. Участники соревнуются не в скорости и не пройденном расстоянии, а ловкости, техничности и физической подготовке. Разогнавшись, они взлетают с помощью специального трамплина и в воздухе выполняют сложнейшие акробатические элементы — как правило, за несколько минут удается сделать около 10 трюков.

Самыми известными соревнованиями по мотофристайлу считаются Red Bull X-Fighters, которые проходят с 2001 года. За 16 лет состоялось более 50 состязаний на 6 континентах, в которых приняли участие почти 90 спортсменов. У самого титулованного из них — Трэвиса Пастраны — на счету не только 7 золотых медалей по мотофристайлу, но и свыше 60 переломов и травм. Неудивительно, учитывая, что его визитной карточкой был — и остается — дабл бэкфлип, двойное сальто назад. Сложно представить, как это сделать и без мотоцикла, не говоря уже о том, чтобы выписывать круги вместе с байком в воздухе и при этом чисто приземлиться на оба колеса. Трэвису в спину дышит Томас Паже, двукратный чемпион Red Bull X-Fighters, который не только блестяще выполняет двойной бэкфлип, но и преподносит каждый раз что-то новое (к ужасу его мамы и бурному восторгу отца, которые обычно наблюдают с трибун за всем, что вытворяет сын). Так, на Red Bull X-Fighters в Мадриде в 2014 году он сорвал стоячие овации своим байк флипом — трюком, при котором райдер в воздухе слезает с мотоцикла, переворачивает его вокруг своей оси и в полете же успевает снова его оседлать, чтобы приземлиться на оба колеса. И все это — за несколько секунд. Если хотя бы на мгновение потерять контроль и концентрацию или не рассчитать до миллиметра правильное положение тела в пространстве — шансы рухнуть на землю и оказаться придавленным собственным мотоциклом становятся неприятно велики.

Фото 2 - Самые смертоносные мотогонки мира: от «Дакара» до Бонневиля

3. Гонки Бонневиля

Фото 3 - Самые смертоносные мотогонки мира: от «Дакара» до Бонневиля

С 1914 года в американском штате Юта проходят гонки на пределе скорости. Плацдармом для соревнования вот уже более ста лет становится высохшее дно соляного озера Бонневиль. Весной и летом, когда нет дождей, оно превращается в идеально ровную, гладкую поверхность площадью около 260 квадратных километров. Этот уникальный естественный гоночный трек позволяет развивать фантастическую скорость за счет тонкого соляного покрытия: в 1970 году американец Гарри Габелич преодолел рубеж 1000 км/ч — это даже быстрее, чем летают пассажирские самолеты.

Разумеется, на обычном автомобиле или мотоцикле так разогнаться невозможно, поэтому гонки Бонневиля — это своего рода фестиваль кастомайзинга. Здесь редко можно увидеть ничем не примечательные серийные машины: каждый участник выходит на старт на уникальной самостоятельно модифицированной модели. Организаторы практически ни в чем не ограничивают райдеров — главное, чтобы автомобиль или байк прошли проверку технической безопасности.

Фото 4 - Самые смертоносные мотогонки мира: от «Дакара» до Бонневиля

В 2016 году впервые за всю историю гонок на Бонневиль удалось отправиться представителям России: команда мастерской Fine Custom Mechanics разработала мотоцикл «Бонни» на базе легендарного советского «Урала» М-72. В 2016 году российской команде на «Неделе скорости» Бонневиля почти удалось побить мировой рекорд, и в этом году герои проекта Discovery Channel «Бонни: русский рекорд на соляном озере» попытаются превзойти свой результат и установить новые грани возможного. Увидеть это можно будет 19 августа в 17:00 на канале Discovery Channel.

На озеро Бонневиль приезжают соревноваться не с противниками, а с самим собой: на трассу гонщик выходит один, и единственный соперник, которого предстоит победить, — это свои собственные представления о реальном. Только обогнав секундную стрелку, можно показать лучший результат, но даже на абсолютно гладкой соляной поверхности не всё так просто: опытные гонщики сравнивают Бонневиль с ледяным катком, коварно припорошенным едва заметным слоем снега. Даже невероятная реакция и профессионализм не всегда могут спасти гонщика, разогнавшегося до запредельной скорости на ледяном катке, поэтому гонки Бонневиля по праву занимают свое место в списке самых экстремальных соревнований, в том числе и среди мотогонщиков.

Фото 5 - Самые смертоносные мотогонки мира: от «Дакара» до Бонневиля

4. Ралли «Дакар»

Ралли-марафон «Дакар» долгое время было известно как ралли «Париж — Дакар» и даже стало синонимом длительных соревнований на выносливость. Этот марафон, объединяющий сразу два континента и несколько стран, включает в себя 15 этапов, длится примерно 3 недели, а маршрут проходит через сложные с точки зрения климата и ландшафта участки. Раньше ралли «Дакар» ассоциировалось в первую очередь с гонкой массивных грузовиков, однако сегодня испытать себя на прочность может любой гонщик на легковом автомобиле, мотоцикле или квадроцикле. У грузовиков, конечно, есть фора в этой гонке: — у них и мощность, и устойчивость, и габариты, и водитель защищен кабиной. Рассекать же по пустыни или бездорожью на мотоцикле — далеко не так просто, как на внушительном камазе, например.

Постоянные перепады температуры — днем невозможно жарко, ночью холодно, песок, который летит в глаза и забивается в детали мотоцикла, барханы, в которых очень легко увязнуть или, потеряв управление, вылететь с трассы. А уж сбиться с пути в бескрайних абсолютно одинаковых просторах пустыни вообще не представляет труда. Статистика довольно красноречива: с 1979 года, когда прошли первые состязания, погибло 28 участников, 19 из которых — именно мотоциклисты. Всего же ралли «Дакар» унесло жизни 70 человек, при этом 42 из них даже не были участниками — зрители, журналисты, экипаж на перевалочных пунктах и дети, непонятно как оказавшиеся на маршруте.

Комментарии

1
Bohdan
21 августа 2017 15:38

Забыли добавить BAJA 1000 ))

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.