Как выжить в туристическом автобусе: руководство к действию

Утром 25 августа автобус с пассажирами упал в море с одного из причалов в Краснодарском крае. По последним данным, в нем находился 51 человек. 17 пассажиров погибли, 34 госпитализированы. Mhealth.ru соболезнует родственникам погибших и получившим ранения в катастрофе. От трагедии не застрахован никто: междугородный автотранспорт бьется не только в России, но и в Египте, Турции, Вьетнаме, Швейцарии или США. И задача пассажиров — постараться уцелеть в катастрофе.
Фото 1 - Как выжить в туристическом автобусе: руководство к действию
Фото 2 - Как выжить в туристическом автобусе: руководство к действию
Эксперт:
Андрей Легошин
Заместитель директора Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России, спасатель международного класса

1. Следи за водителем, не клонит ли его в сон

Если сидишь в передней части салона, следи сам; если расположился далеко, попроси следить коллегу-пассажира. На длинных перегонах (500 км и более) в автобусе должен быть водитель-сменщик. Если его нет — это дополнительный повод напрячься и, может быть, даже отменить поездку.

2. Пристегнись

Конечно, если в туристическом автобусе есть ремни безопасности для пассажиров. И постарайся не отвлекаться от происходящего на дороге во время прохождения опасных участков.

3. Не гонись за впечатлениями

Передние кресла правого ряда по ходу движения, с которых «лучше всего видно», опасны. В случае лобового столкновения пассажир вылетает прямиком через переднее стекло. Однако в исключительных случаях этот полет может сыграть тебе на руку, как это произошло 20 ноября 2010 года в Египте с немецким туристом Хансом Геером: после аварии он покинул автобус именно таким образом, тот меж тем перевернулся, 9 пассажиров погибли. Геер отделался ссадинами.

Факт

Человеческий фактор, скорее всего, стал причиной катастрофы 13 марта 2012 года в Швейцарии. Недалеко от города Сьер туристический автобус, перевозивший школьников, врезался в карман безопасности подземного тоннеля. По одной из версий, водитель отвлекся на несколько секунд от дороги, чтобы вставить диск в DVD-проигрыватель. Удар был настолько сильным, что многих пассажиров сорвало с места вместе с креслами; передняя часть автобуса представляла собой сплошное месиво из тел и металла. Погибли 28 человек, в том числе 22 ребенка.

Фото 3 - Как выжить в туристическом автобусе: руководство к действию

4. Не шляйся по салону

«Ты стоишь, салон переворачивается — ты, скорее всего, сломаешь шею, — радует обещаниями Андрей Легошин. — А у сидящего и сгруппировавшегося человека остается пусть и ничтожный, но все же шанс остаться невредимым даже при падении в пропасть».

Статистика риска

1 труп на каждые 5 млн проданных билетов — таков средний по миру уровень смертности при междугородних автобусных перевозках.

5. Видя, что катастрофа неизбежна, прими правильное положение

Наклонись вперед, положи скрещенные руки на спинку переднего кресла и прижмись к ним лбом. Не надо сгибаться, как в самолете, — при лобовом ударе твоя макушка въедет в спинку впереди стоящего кресла. Если же ты стоишь, то во время аварии постарайся сгруппироваться и упасть боком на пол или кресло. Не хватайся за поручень — практически наверняка заработаешь перелом или вывих, а недееспособная конечность серьезно уменьшит твои шансы на спасение.

6. Не стоит вместе со всеми бросаться к дверям — попадешь в давку

Лучше воспользуйся знакомой с детства рекомендацией: выдерни шнур и выдави стекло. Так до сих пор можно сделать практически в любом туристическом автобусе. Разбить стекло специальным молоточком, прикрепленным к стене салона, будет сложнее, потому что его там нет — во всем мире цивилизованные пассажиры почитают за особенную доблесть утащить в качестве сувенира этот совершенно бесполезный в быту предмет.

Факт

Зафиксированы примеры того, как водители автобусов, возивших туристов на экскурсии Хургада—Каир, неделями спали по 3-4 часа в сутки: старт от отеля в 4:30 утра, весь день на маршруте, вечером обратно, на следующий день — такой же сценарий. В Турции утомленные водители тоже становятся виновниками ДТП. Например, ранним утром 25 мая 2010 года прямо на дороге Алания—Памуккале погрузился в сон шофер, накануне просидевший 19 часов за баранкой; полет автобуса с высоты 15 м в реку Аксу стоил жизни ему и 16 российским туристам.

Фото 4 - Как выжить в туристическом автобусе: руководство к действию

7. Если все же оказался у двери, открой ее с помощью аварийной кнопки

Если корпус автобуса не пострадал при падении, то это не должно составить труда. Единственная сложность — быстро обнаружить эту самую кнопку или рычаг аварийного открывания дверей. Ищи что-нибудь с надписью Emergency exit. В автобусах Mercedes кнопка, для примера, располагается в нижней части козырька над дверным проемом. Давить на нее нужно со страшной силой, она настроена так, чтобы не срабатывать от случайного нажатия.

8. «Если автобус упал в водоем и начал тонуть, не пытайся открывать двери и выбивать стекла

— скорее всего, тебе не даст сделать это внешнее давление воды, — советует Легошин. — А если все-таки удастся разбить окно, ты будешь немедленно убит о противоположную стену сокрушительным потоком. Дождись, пока вода заполнит салон автобуса, и тогда выбраться будет гораздо проще».

9. Выбравшись из автобуса, немедленно отходи на безопасное расстояние

Крушение часто сопровождается разливом топлива. И не вздумай нервно закурить, если не хочешь, чтобы об утечке солярки узнали по взметнувшемуся к облакам столбу пламени.

Фото 5 - Как выжить в туристическом автобусе: руководство к действию
Живут же люди!

Самым счастливым клиентом транспортных компаний можно считать учителя музыки из Хорватии Фране Селака. Вот его биография.

В 1962 году поезд «Сараево—Дубровник», в котором ехал Селак, сошел с рельсов и рухнул в ледяную горную реку. 17 человек погибли, а Фране выплыл — со сломанной рукой и обморожениями, но живой. Годом позже в самолете DC-8, на котором Фране летел из Загреба в Риеку, внезапно открылась дверь: 20 человек вынесло из салона, погибли все, кроме Селака — он приземлился на стог сена. Еще через три года автобус, который вез Фране в город Сплит (учитель явно любил поездить), тоже упал в реку. Погибли четыре человека, Селак опять выплыл — на этот раз даже без переломов.

Немного поразмыслив, Селак решил впредь путешествовать только на собственном автомобиле. Думаете, ему это помогло? В 1970-м его машина взорвалась прямо на шоссе, но Селак успел выпрыгнуть за секунду до катастрофы. В 1973-м уже другой, новый автомобиль, тоже вспыхнул — Фране отделался сгоревшей шевелюрой (которая, впрочем, так и не восстановилась). Наконец, в 1996-м, когда Селак ехал на своем автомобиле по горной дороге, после очередного поворота он едва не столкнулся нос к носу с грузовиком ООН. Skoda учителя проломила дорожное ограждение, Селак в последний момент успел выпрыгнуть. После небольшого полета он приземлился на дерево, откуда смог проследить путь своей машины на дно горного ущелья — Skoda взорвалась в 90 м ниже хозяина.

Почему Селаку так везет и можно ли вообще назвать это везением — загадка. Но завершилась эта история красиво. В 2003 году 73-летний Фране выиграл в лотерею почти миллион долларов и купил себе остров, где нет и не может быть никаких грузовиков ООН — с тех пор транспортных новостей от бедняги не поступало.

Комментарии

20
сергей
09 сентября 2016 8:57

Ну да - ночной рейс - все спят или стараются уснуть - тока водитель может быть причиной аварии или другой водитель, захотевший проверить на прочность автобус

Совуня
16 мая 2016 14:46

Да в серьезных авариях к сожалению никому выжить не удается. Особенно страшно когда гибнут семьями, это же вообще ужасно. Конечно пристегиваться отличный совет, но вот к сожалению не все автобусы даже за границей которые я вставала оборудованы ремнями безопасности, кажется что и у нас в России такая же история с ремнями безопасности и с тем что в автобусе просто иногда бывает банально просто нечем пристёгнуться! Получается что пока на законодательном уровне всех стран не будет штраф за непристегнутые ремни или не будут пускать на линии автобусы у которых нет на все сидения пищей, так и будут в катастрофах биться невинные люди... И это ужасно

Дмитрий
26 марта 2015 13:17

Вот в такую ситуацию может попасть абсолютно каждый! Хорошо бы ещё на рейсовых автобусах проводить небольшой инструктаж, как это делают стюардессы

Добавить комментарий
Показать ещё
На нашем сайте используются файлы cookie. Если вы не хотите, чтобы мы использовали cookie-файлы, вы можете изменить настройки своего браузера, или не использовать наш сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.